Как брать быка за рога

I ПОРА ВЗРОСЛЕТЬ ИЛИ НЕ ПРОЩАЙТЕСЬ С ДЕТСТВОМ.

Интересный для меня спор на страницах прозы.

Человек (Homo Sapiens) должен знать, кто он такой, откуда он взялся и куда идет.
– может лучше просто быть человеком?

Как же он сможет стать человеком, не зная, кто он такой…?
- Как же он поймет, кто он такой, не будучи человеком разумным?

Этот спор напоминает мне Гегелевскую критику схоластического видения познания.

Мы неосознанно познаем с самого рождения, а может быть и раньше. Такими нас устроила природа. И результатом этого неосознанного познания является наше сознание. Сознание и способность рассуждать у нас появляется раньше абстрактных философских вопросов – кто мы такие, откуда пришли и куда идем? На английском языке слово сознание – conscience означает также и совесть, это характерно и для всех романских языков. Все практические вопросы нашего поведения, наше отношение к людям, к себе, наши цели, мотивы, то, что исподволь определяет направление наших мыслей, это все определяется нашим conscience, тем какими мы стали прежде, чем задумались об этом.

На подобные доводы оппонент ответил что-то вроде…Это самопознаниe с хвоста, начиная с него, не надо, мол, на нем застревать, надо взрослеть и… «брать быка за рога». На этом дискуссия обрывается. Но, на мой взгляд, она на этом не исчерпана. Со мной бы согласился и Гегель, которому удалось взять быка за рога своим абсолютным знанием,  как, по крайней мере, он сам думал.

Взрослея, человек проходит через ряд кризисов. Кризис вызывается резким качественным изменением отношений человека с окружающим миром.  Например, он случается при поступлении в школу, смене места жительства и учебы…

Вот тогда то и встают эти вопросы, встают в конкретной, а не абстрактной форме. Почему они надо мной смеются, издеваются, что со мной не так?  Кризисы порой не замечают за учебой, сдачей экзаменов. Но, когда вы спрашиваете сами себя, почему я не могу это понять, зачем мне это надо? Это есть проявление кризиса. Кризис может случиться и у взрослого человека. Например, когда плоды его труда, творчества не оцениваются по достоинству, когда не оцениваются его способности, он сам.

И как в подобной ситуации брать быка за рога? Можно, например, научиться драться и поставить на место задир в школе.  Проблема в том, что побитый задира может привести своего старшего брата другой весовой категории или натравить на тебя свою банду. Можно найти заступника и себе, но кто защитит ваше достоинство перед заступником? Можно вступить в конкурирующую банду, доказав свою крутизну, лучше сколотить свою... «повзрослеть». Так, собственно говоря, многие и понимают этот процесс.

А теперь подробнее о детстве. Оно бывает не только у человека, но и у всех высших животных. Характеризуется наиболее высокой интеллектуальной активностью, способностью к обучению, которое проявляется в склонности к активному общению, игре, фантазированию, творчеству и т.п. Немудрено, что рано «повзрослев», человек утрачивает способности к обучению и активному общению (без поллитру не получается).
   
Однако проблемы в учебе могут быть и другого рода – «повзрослевшие» учителя и соученики, учебники от «взрослых» авторов. Опять же вы можете найти поддержку, войдя в какой-нибудь кружок по-интересам, группировку студентов и преподавателей... И вам могут открыться потайные тропы к вершинам профессионализма и карьеры, но за свою цену – за ваш conscience. Это что-то в духе приключений кэтчера Джерома из «Hад пропастью во ржи». Драматизм ситуации в том, что учеба, призванная подготавливать нас к преодолению кризисов, сама становится тяжелым кризисом, это как серьезно заболеть от прививки.

Но вот эта страница жизни перевернута. Так или иначе, вы уже успешны, но еще не совсем растеряли свою детскую способность к творчеству. Однако карьера застопорилась. Кто-то ненавязчиво намекает на возможности... в обмен на... В общем, все сводится к тому же – пора «взрослеть».

Для помощи в деле «взросления» существуют всякие «откровенные» теории-идеологии о том, кто мы такие, откуда пришли и куда идем. Они могут иметь историко-мифологическое обоснование – типа фашизма, псевдонаучное – типа коммунизма или просто по факту – счастье привалило, значит, ты - избранник небес. Все подобные теории не универсальны, но претендуют на абсолютность своего знания, которое в результате становится, скорее, заговором, чем ключом к пониманию тайн мироздания.

Подобное положение вещей само по себе является, наверное, наиболее актуальной загадкой нашей жизни: почему такие проблемы «взросления» возникают только у нас, у людей и что нам с ними делать?

THIS IS VERY IMPORTANT THIS IS VERY IMPORTANT THIS IS VERY IMPORTANT THIS IS VERY IMPORTANT

Существует универсальный и лаконичный ответ.  Он дает ключи к пониманию всех загадок мироздания, включая и эту, в смысловом поле одной главной великой тайны, которую саму нельзя объяснить ничем другим, в нее просто верят. Этот ответ с одной стороны утверждает человеческое достоинство в негативном плане – никто и ничто не имеет права меня (нас, их, человека) угнетать, унижать, использовать, помыкать и т.п. С другой, позитивной стороны, он указывает на то, что все сущее, следуя своим путем, подчиняется некой вселенской целесообразности, причем, отличительной особенностью человека является возможность следовать этой целесообразности добровольно, самому прокладывая свой жизненный путь.

THIS IS VERY IMPORTANT THIS IS VERY IMPORTANT THIS IS VERY IMPORTANT THIS IS VERY IMPORTANT


Люди такого выбора движимы восхищением, любовью, творческим порывом. Другие люди, лишившие себя этого блага, умеют использовать данную им свободу только в разрушительных целях. Поэтому они завидуют созидателям и пытаются всякими способами испортить им жизнь. В ход идут интриги,  дискредитация, обструкция, отъем плодов труда, а порой и угрозы жизни…. Когда сила любви и нежелание терять ее, а с ней и самого себя, становятся выше страха репрессий и страха смерти, человек  взрослеет по-настоящему, не теряя способности к самосовершенствованию.

II УЧУСЬ ЗНАЧИТ СУЩЕСТВУЮ

Квинтэссенция данного разговора – человек или учеба на человека, что раньше? Классический парадокс, суть которого в невозможности отделения одного от другого. Учиться на человека фактически и означает быть человеком. Поэтому ключ к пониманию парадоксальности человека одновременно является и ключом к познанию вообще. Попробую объяснить свою позицию.
 
Иные философы- схоласты или романтики- ученые могут представлять себе ключи к тайнам мироздания в каких-нибудь метафизических построениях или великих теориях объединения, описывающих фундаментальные взаимодействия единым полевым уравнением... Я не верю в практичность метафизики и в возможности исчерпывающе описать вселенную единой системой математических уравнений. Я имею в виду другое – нечто более фундаментальное, концепцию самоорганизации мышления.

К сожалению, мы в отличие от первых людей, живших в первозданной природной среде, можем забывать про это в построенном нами дисгармоничном мире технических средств и захлестывающих наше восприятие потоков информации сомнительного качества. А для них это было само собой разумеющимся очевидным практическим опытом, способностью их сознания воспринимать и различать особенности и свойства окружающей среды, стихий, живых существ, видеть в них взаимосвязи, ту самую целесообразность. В первую очередь, они понимали друг друга, сочувствовали, сопереживали, поддерживали и сотрудничали. Собственно, благодаря этому, они выжили, несмотря на свое хрупкое строение, и стали на вершине пищевой пирамиды, создавали орудия, стали приручать животных, окультуривать растения. Благодаря своей особой восприимчивости они создали речь, являющуюся основой нашей. Речь служила не только средством общения, но и средством аккумуляции, сохранения и обмена знаниями, средством развития. И мы до сих пор видим, как она выражает типичность и повторяемость явлений природы, строения и повадок живых существ, содержит идеи о взаимосвязанности явлений природы, их целесообразности, выражает особенности психики человека, понятие о совести, сознании… conscience.

Развитие стимулировало углубление знаний для нужд практики, основываясь на наблюдениях за природой, подражании ей. Причиной тому была естественная уверенность людей в той самой целесообразности, в совершенстве природы. Так базовые образы геометрии это вовсе не априорное знание, это некие экстремальные формы, принимаемые материей в ситуации доминирования одного фактора, одной цели. Например, плоскость – след гравитационного поля земли, оставшийся на поверхности замерзший воды или на дне высохшего соляного озера. А еще это след внутреннего молекулярного строения минерала на плоской поверхности кристалла. Сфера в водяном пузыре - образ минимальной по площади поверхности, замыкающий фиксированный объем, в одуванчике - это образ поверхности, равноудаленной от центра и т.п. Эстетическое чувство людей выделяло эти формы, даже не зная об их подоплеке.

По мере развития, роста потребностей и накопления знаний люди довольно далеко продвинулись в понимании и использовании законов неживой природы. Они увидели, что различные на вид явления имеют одну природу, описываются одними законами, подчиняются неким универсальным принципам целесообразности, типа законов сохранения, принципа наименьшего действия. Прогресс в изучении неживой природы позволил создать приборы, послужившие в свою очередь изучению живой природы, открытию микроорганизмов. Вот так целесообразность явлений неживой природы приводит к возникновению жизни и человека, пытающегося осмыслить этот процесс и самого себя.

И здесь он может впасть в ошибку, пытаясь осмыслить себя на основе новой информации, забывая про свою цель, свой conscience, которые у него уже были и благодаря которым люди продвинулись до таких высот знания.  Это может быть ситуацией человека, пилящего ветвь, на которой он сидит. Правильный путь должен развивать conscience за счет большей гармонизации человека с действительностью, на что изначально и нацелены знания. Они могут давать практическую пользу, облегчать жизнь, а с другой стороны обогащать эстетический опыт, тем самым укрепляя уверенность в целесообразности мира, веру в непостижимый единый источник и движущую силу всех явлений. А она и есть подлинный фундамент, объединяющий весь содержательный интеллектуальный опыт человечества.  Мир слишком сложен и многообразен, чтобы какая-то иная концепция, онтология, формализм могли бы лечь в основу его описания. 

Так, например, законы биохимии могут помочь нам в изучении физиологических процессов, но не прояснят нам поведения животных. Наша способность сочувствовать позволяет нам с опытом наблюдений за животными понимать их поведение, видеть в их поведении общие черты с нашим поведением, видеть и принципиальную разницу между ними.

Вековой опыт наблюдений сформировал у человека восхищение животными, некое ощущение их совершенства. А это и есть ключ к их пониманию  – совершенная подчиненность их строения и поведения задачам выживания их вида во взаимосвязи с выживанием других видов, даже тех, которые являются объектами их охоты, питания.

Разве не восхитительно строение пчелиных сот, а ведь пчелы не знают геометрии, но они следуют наиболее оптимальному проекту постройки сот. Питаясь цветочной пыльцой, они опыляют растения и способствуют их размножению. Гепард, охотящийся на антилопу, заботится о своем пропитании, он не таит зла на антилопу. Благодаря гепарду антилопы  поддерживают свое физическое состояние в тонусе, что защищает их от болезней. Наличие хищников позволяет стабилизировать количество травоядных, защищает растительность от уничтожения.

То, что делает человек, тоже определяется целями, которые он принимает, в которые он верит. Бросим взгляд на работу архитектора, его совершенные строения, противостоящие силе тяжести, ветрам... и организующие пространство для человека. Но может быть лучше сказать согласующие потребности и возможности человека, свойства используемых материалов с силами природы... именно эта целесообразность придает архитектуре ту благородную красоту, вызывающую восхищение.

Она чем-то напоминает нам изящество улья, вот только пчелы повторяют свой проект без изменений на протяжении нескольких сотен тысяч лет, человека отличает творчество. А если посмотреть на самих архитекторов, инженеров и рабочих, воплощающих подобные грандиозные проекты, их профессиональные отточенные действия, их совместную работу... Даже вне своей работы люди, любящие свою профессию, которая к тому же востребована, отличаются от других. Достоинство, порядочность, великодушие – характерные черты их поведения.  А зачем им хитрить? Они и так зарабатывают себе на жизнь, делая любимое дело, их уважают и ценят.

Как-то невольно на ум приходят и другие картины: кризис, безработица... Как изменяются люди, потерявшие свою любимую работу? Увы, зачастую, они теряют свои лучшие человеческие качества. А что происходит с животными, потерявшими свое место, точнее возможность добывать пропитание традиционным способом? Если лев потеряет лапу или лишится зубов, он погибнет. Если его прогонят с его территории, он вынужден будет прогнать другого льва с его места, иначе он погибнет. Выживает сильнейший, и это хорошо для жизнеспособности львов как вида. Но у людей не все так просто.

Люди социальные существа, причем, отличительной чертой их социума является разнообразие, разнообразие занятий человека и его творческих способностей в их взаимосвязи. Чем более разнообразно общество и тем более активно его разнообразные части узнают друг друга и сотрудничают друг с другом, тем более оно жизнеспособно.

В критических ситуациях долгосрочная жизнеспособность общества поддерживается творческим актом, а не избавлением от лишних ртов. А способности к нему тем выше, чем многограннее человеческий опыт, тем более развиты навыки сотрудничества и чуткость восприятия - сочувствие и сострадание, характерных для здоровой психики.

Все это объясняет, почему жизнь каждого человека бесценна и почему так же бесценна, а может быть, даже еще бесценней его свобода, свобода выбора своего пути к вселенской целесообразности.

http://www.stihi.ru/2015/03/19/4884


Рецензии