Анна Галанина. В круге зонтов. Лит-крит. эссе

Мои судейские размышлизмы в ходе
Международного литературного конкурса "Кубок Мира по русской поэзии - 2014"

С точки зренья дождя
(литературно-критическое эссе на тему стих-я "В круге зонтов")

В КРУГЕ ЗОНТОВ

Слышишь? Дожди шелестят бумажно...
Тучами небо небрежно скомкано.
В круге зонтов пузыри от граждан,
еле видны человеков коконы.

Дождь размывает огни и листья...
Вроде бы, нет у тревоги повода -
разве что шорох... То ветер кистью
осень рисует на фоне города.

Капли на стёкла кладутся ловко -
штрих по пунктиру, прочнее прочного...
Знаешь, а люди - всего грунтовка
для тротуаров, домов и прочего.


Стихотворение очень метафорично. Оно немного с сумасшедшинкой, со смещением взгляда. Я бы назвала его, например, "с точки зренья дождя". Основную идею, лирический замысел я поняла. Он своеобычен, и даже символичен. Символика в мысли: "люди - есть грунтовка для художника в лице природы". То есть, с точки зрения природы (у автора - это дождь, ветер, состояние осени) - горожане всего-то фон, а не то, что они о себе навоображали. Никакие они не "венцы творения". Венец "с человеков" уже ветром сдуло. Он - всего лишь кокон (недобабочка), или, что не лучше, "пузырь" - с точки зрения дождя. А для ветра- подручное средство для создания картины мира (грунтовка), которую незаметно на картине, потому что грунтовка - то, что находится МЕЖДУ холстом и маслом. Такой вот грубый и зримый пантеизм.
Замысел - неплох. Наше Всё тоже был пантеистом ( "И пусть у гробового входа младая будет жизнь играть и равнодушная природа красою вечною сиять").
Уважаю и принимаю. Но как этот замысел воплощён - второй вопрос. У меня нет придирок к технике стихосложения. На уровне. Есть вопросы иного плана. Построение метафор. Точность поэтического языка.
Как известно, есть два типа метафор: в первом - неназванный, но подразумеваемый предмет может быть выявлен с достаточной отчетливостью. «Утро года» Пушкина - это весна, а "серебряные змеи" Фета - позёмка.
Второй тип допускает разные понимания, соединяет несколько значений. Это символы. Не подыскать единственного значения для есенинского «розового коня» или "итаки" в современной поэзии.
С метафорами первого типа я кое-как разобралась: "шелестеть бумажно" , означает звук шелеста страниц в тишине большой "читалки"); а вот дальше: "тучами небо скомкано" - совсем не нравится. Инверсия нехороша, да и логика страдает. Тучи - малая часть всего неба, а не наоборот (частями неба небо скомкано?).
"В круге(?) зонтов - пузыри о т (?) граждан" - тоже страдает логика построения фразы. Если взгляд с точки зрения дождя, ветра, природы вообще, то даже: "Среди зонтов - пузыри граждан"- и то звучало бы логичнее. Пузыри "о т" граждан вызывают комические аллюзии, мол от гражданина и мокрого места не осталось, только пузырь...
Вторая строфа понравилась вся, за исключением "дождь размывает листья". Это самостоятельная миниатюра, довольно стройная, настроенческая, интонационно соответствующая замыслу. У меня сердце сжалось после её прочтения.
Озадачил финал. "Штрих по пунктиру" (?) - не кажется удачным. С грунтовкой: "Люди - всего грунтовка д л я(?) тротуаров, домов и прочего". Если пантеистический замысел стихотворения в целом я поняла, то его завершающая мысль выражена, на мой взгляд, несколько неуклюже и неточно. Как объяснить : "люди... - грунтовка ... д л я (!) тротуаров, домов и прочего..."? В смысле, нас намазывают на тротуар, на дома, ровняют, сушат, а потом ?... Вообще, не есть хорошо, если узко профессиональные термины кладутся в основу сложносмысловой метафоры. Определение грунтовки (в изобразительном искусстве): "Грунт... представляет собой промежуточный слой между основой и красочным слоем живописного произведения. Его назначение — обеспечить прочную связь масляной живописи с основой и предохранить волокна холста от проникновения в них красок. Грунтовка холста п о д (!) масляную живопись". Хорошо бы с предлогами разобраться. Мне кажется, "для" не совсем верно выражает Вашу мысль (больше подходит для ремонтных работ). Де факто в живописи (у Вас ведь речь о ней), грунтовка - смесь клея, эмульсии, цинковых белил, мела и ещё кой-чего. Всё это наносится на холст, сушится, а затем, по холсту рисуют кистью. Хоть осень на фоне города, хоть зиму на фоне коттеджного посёлка.
Нет, если напрячься, то можно представить, как людей намазывают на холст. Хотя, есть более красивые и подходящие (на мой взгляд) термины для обозначения людей на картинах, где главным героем является природа, а человек - только средство для усиления выразительности. Известна история первого успеха Левитана, когда в его картину «Осенний день. Сокольники» однокашник Исаака - Николай Чехов вписал женскую фигурку - "стаффаж". И картину купил Третьяков.
Вывод: лирический замысел - достойный. В общем - раскрыт. Вторая строфа - встроенная чудесная лирическая миниатюра. Первую и финал я бы ещё доработала. Задумки метафор в 1-3 строфах - хороши, но, на мой взгляд, "недотянуты".
Спасибо за доверие. Прошу не сердиться, если что-то неверно истолковала или поняла.
Удачи Вам, Автор!



Рецензии