Гора Кармель и Храм Баба

Я никогда не был на горке Кармель
И в городе Найфа тоже.
Там говорят: можно увидеть Храм Баба и... 
 восхищаться!

Но, сегодня, увы я проснулся
Над Бермудским треугольником,где...
Жемчужная роса
в ладони мне стекает...
Какая красота!
Душа вся тает.... тает...
И это возможно только Зарина так может написать мне...
 "спасение над треугольником",
Да не только она хороший писатель, поэт! Есть еще на свете очень много Наталий.
Она автор!!!
Одна пишет о том, что, если дорога в «страну обетованную» пролегает через  морские ворота —  то есть через Хайфу, обязательно стоит посетить Бахайские сады, известные далеко за пределами Израиля. Здесь находится главный храм религии бахаи, чей золотой купол стал визитной карточкой города. Зимой в этом месте теплее, чем в других городах побережья Средиземного моря, а лето немного прохладнее, хотя тоже жаркое, сезон осадков – с ноября по апрель.

Достопримечательностей и памятников прошлого в Хайфе множество, но у Бахайских садов – история особенная. Она связана с местом захоронения провозвестника самой молодой из всех религий. Ее последователи ставят свое учение в один ряд с христианством, иудаизмом, исламом и буддизмом. Исследователи причисляют религию бахаи к одному из течений ислама, так как ее основатели и последователи были мусульманами.
В 1844 году перс Саид Али Мухаммад (Баб) провозгласил, что именно он объявит миру о пришествии Всевышнего. Но пророчество долгое время не сбывалось, и на сторонников Баба начались гонения и казни. Погиб не только сам Баб, но и его ярый приверженец Бахаулла, оставивший завещание похоронить останки первосвященника в Хайфе. В 1909 году для этой цели был заложен мавзолей на склоне горы Кармель, позже встал вопрос о более фундаментальной усыпальнице.
Положения бахаизма просты и привлекательны: бахаисты утверждают, что придет время, когда люди планеты объединятся ради всеобщего благоденствия и провозглашения нерушимого мира. Бахайцы, живущие в разных регионах планеты, подчиняются законам своих государств, но в связи с тем, что их религия основана на пацифизме, игнорируют служение в армии. В заветах пророка сформулировано, что духовность человека крепнет на фоне гармоничной природы и чистоты, поэтому апологеты учения постарались придать мавзолею и его окрестностям соответствующий вид.
Форма, адекватная содержанию
Для проектирования мавзолея на территории, получившей название Бахайских садов, был приглашен канадский архитектор Уильям Максвелл, постаравшийся совместить восточные традиции с западными пропорциями. Работы велись 14 лет и потребовали 250 миллионов долларов.
Строительство и обустройство шло исключительно на пожертвования последователей учения бахаи из разных стран. Наконец в 1953 году работы были завершены. На вершине горы про рисовался храм-мавзолей, увенчанный золотым куполом. Он великолепен не только благодаря своим линиям, но и пейзажу раскинувшегося внизу города и моря, а также далеко просматриваемого горизонта.
Интерьеры внутренних помещений затейливы и богаты, но не подавляют роскошью, а как бы вводят в мир вечного покоя и гармонии. Здесь воссоздано царство красоты, способствующее медитации. Оно подчеркнуто ароматом мирта и ладана. Бахаисты задумали предъявить человечеству мировой центр своей религии, как средоточие всего самого прекрасного. На эту идею работает и замысел садово-паркового ансамбля, центром которого стала усыпальница.
Автором проекта был выбран иранец по происхождению Фариборзу Сабха, выдвинувший концепцию разбивки садов на склоне горы, оформленных на 18 террасах. Решение ансамбля ориентировано на то, чтобы люди, попадая в тенистые аллеи, задумывались о смысле бытия и ощущали гармонию мира. Сады выполнены в виде девяти кругов с единым центром – мавзолеем Баба.
Элементы концентрического обрамления усыпальницы сопоставимы с принятой в бахаи церемонией обхода святых мест по кругу, как дани преданности и любви к личности и канонам провозвестника. Середину террас занимают декоративные травы и цветы, их обрамляют деревья и кустарники. Показательно, что посадочный материал был привезен из разных стран, здесь можно встретить оливы, розмарин, пальмы, апельсины, эвкалипты, кактусы, олеандры. На дальних участках оставлен природный лес, свойственный региону, что делает границу садов естественной.
Ландшафтные дизайнеры поставили во главу угла органичность сочетания цвета и света. Сорта растений подобраны таким образом, чтобы периоды их цветения совпадали со всеми красками палитры. Куртины приобретают то красный, то синий, то розовый, то желтый, то оранжевый цвета. Но доминирует в садах зеленый, традиционный для Востока и любимый цвет Баба.
Особая роль отведена кипарисам, издревле являющихся символом печали. Здесь их стройные ряды темного оттенка подчеркивают назначение ритуального комплекса. Проходы между террасами устроены через ажурные ворота. На деревьях и в траве спрятаны сотни прожекторов.
Вечером и ночью они озаряют центральную лестницу, абрис горы как бы растворяется в пространстве, и тогда кажется, что ступени ведут прямо в небо.
Вход в Бахайские сады в Хайфе возможен как с нижнего, так и с верхнего уровня. Достаточно добраться до улицы Луи, чтобы очутившись на верхней точке, сполна ощутить необычность и гармонию места. Отсюда можно обозреть не только всю панораму Хайфы, но и вдали древний город Акко. Корабли в море и у причалов кажутся детскими игрушками. В декор включены чугунные светильники, вазоны, бронзовые скульптуры.

Дорожки необычной цветовой гаммы, — то из желтого песка, то из красной черепичной крошки, то из голубой гальки разнообразят представление о привычном пространстве. Всюду – безупречная чистота и порядок, ведь по бахайскому верованию, что приятно глазу, приносит радость и душе.
Материалы для строительства мемориала и Бахайских садов привезены из разных концов света: США и Греции, Италии и Нидерландов, что подчеркивает общечеловеческий характер ансамбля. Террасы объединены в каскад, причудливо спускающийся к берегу Средиземного моря. В таком рисунке скрыт тайный смысл, — подразумевается, что по этой лестнице на вершину справедливости, добра и любви когда-нибудь поднимутся главы мировых держав, чтобы заключить нерушимый союз.
Белоснежные балюстрады, ажурные каменные ограды, бассейны с проточной водой, пение птиц, необычный дизайн клумб создают впечатление эстетичной гармонии, как бы соединяющей помыслы и дела человека. Туристы, побывавшие в этом райском уголке, оставляют восторженные отзывы о глубокой философской подоплеке рукотворного ландшафта. О фундаментальности Бахайских садов в Хайфе говорит тот факт, что в 2008 году ансамбль был внесен в список охраняемого наследия ЮНЕСКО с присвоением статуса «восьмое чудо света».
«Бог открывается через природу», — провозгласил один из религиозных вождей бахаи. Чтобы она всегда оставалась здесь чарующей, сад в Хайфе обслуживают сотни верующих волонтеров. Орошение ведется капельным методом с компьютерным контролем, ковер сезонных цветов меняется несколько раз в год, погибшие деревья немедленно заменяются. В таком идеальном виде сад в Хайфе принимает посетителей с 2001 года.
Памятка для туристов
Следует помнить, что дворцовый  ансамбль, — не просто место для прогулок, а административный религиозный центр бахаи. Сады открыты для посещения все дни недели, кроме среды. В сезон наибольшего наплыва туристов следует подавать заявку на посещение, что помогает регулировать людской поток.
Рядовые посетители начинают осмотр, спускаясь по территории садов сверху вниз, подъем снизу вверх разрешен только паломникам-бахаям. Гид дает информацию на одном из трех языков: иврите, андийском и русском. Узнать даты экскурсий на конкретном языке поможет официальный сайт. ( его я не даю).
 
Возле самого святилища намеренно отсутствуют скамейки, чтобы избежать длительного присутствия людей возле мемориала, где создана атмосфера покоя.
Перед входом на территорию существует фейсконтроль внешнего вида, поскольку регламентирован строгий режим: колени и плечи должны быть закрыты, женщинам предписывается иметь головной платок, мобильные телефоны и аудиоплейеры необходимо выключить, запрещен прием пищи, даже по поводу жвачки могут сделать замечание.
Передвижение по террасам разрешено только в составе экскурсионных групп. Время осмотра – 45 минут. Вход свободный, кроме бахайских праздников, выпадающих на 21 марта, 21 апреля, 29 апреля, 2 мая, 29 мая и еще четыре дополнительных праздничных дня с не фиксированной датой. Внешние террасы принимают посетителей с 9 до 17 часов, внутренние террасы вокруг храма доступны с 9 до 12 часов, храм Баба открыт с 9 до 10 часов.
Численность последователей религии бахаи составляет в мире 5 миллионов человек. Они проповедуют весьма симпатичные вещи: терпимость, равенство и визуальную эстетику. Они вправе рассчитывать на уважительное отношение к своей святыне людей, приезжающих полюбоваться местом с волшебной аурой.

Всё это  написал не я, а некая Наталья Мазур которая прислала мне этот её репортаж, или памятка туриста по интернету, за что, её сердечно благодарю через эти мои страницы на стихире!
Побольше бы таких добрых авторов!
 
               


Рецензии
Великолепно!!!

Лариса Белоус   29.11.2017 15:01     Заявить о нарушении
Я написал так, как мог. А великолепны это ВЫ! Спасибо за такой теплый отзыв уважаемая Лариса!

Делавале   29.11.2017 17:48   Заявить о нарушении
Благодарю и низко кланяюсь!

Лариса Белоус   29.11.2017 18:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.