Глава 2. Чудесный подарок
Худенький мальчонка в старенькой рубашке и коротких штанишках сидит на скамейке и неотрывно смотрит на окна и балкон второго этажа. Закроет балкон или нет? Балкон закрывается...
Из дома выходит элегантная дама и идёт по направлению к кафе
"Le Moulin de la Galette".
Её походка - летящая, шаг лёгкий, несмотря на возраст.
Мальчишка оглядывается и медленно направляется к дому, из которого только что вышла дама. Глядя с опаской по сторонам, он осторожно подтягивается и проникает на балкон. С балкона перелезает в окно квартиры, - Хорошо, что хоть окна не закрыла, -думает мальчишка. В комнате он быстро ориентируется и подходит к нужной картине - Дега. 'Арабеск". Он достаёт из кармана перочиный нож, аккуратно вырезает картину из рамы, сворачивает её в трубочку и прячет на груди. Правда, он чуть-чуть подрезал левый край. Но, может, мадам Мобэ не заметит...
Теперь нужно выйти отсюда так, чтобы никто не увидел. Надо торопиться, пока не вернулась мадам Мари Бернан, известная в прошлом танцовщица.
Мальчик снова огляделся и аккуратно спустился на мостовую.
-Уф! Кажется всё нормально...Теперь бегом к мадам Мобэ, она обещала пять круассанов, если я принесу ей картинку.
Мадам приняла от мальчишки картину и заплатила круассанами.
Через час Мари Бернан вошла в свою квартиру.
Сегодня её семидесятилетие, но отчего-то тяжело на душе...
Она вспомнила любовь всей её жизни. Её Эдгар был художником. Он восхищался её осанкой, поэтому так часто рисовал её на своих полотнах: "Танцевальный класс", "Голубые танцовщицы", и на самом её любимом - "Арабеск", где он изобразил её на переднем плане со всем обожанием и силой своего таланта! Эдгар подарил Мари этот свой шедевр. Это было будто бы вчера...
Они познакомились в маленьком садике кафе Le Moulin de la Gallette", возле старой мельницы. Эдгар пришёл вместе с друзьями Ренуаром и Клодом Моне - бывшими в то время ещё бедными, но подающими надежды художниками. Эдгару очень понравилась Мари. И Мари глядела на Эдгара с восхищением.
В следующий раз он познакомил её с Клодом Моне, поскольку Мари очень нравилась его работа - "Поле маков"- ярко-красные маки и дама с ребёнком. Позднее, Эдгар рассказал ей, что Клод изобразил на полотне свою жену Камиллу и сына Жана.
Мари встречалась с Эдгаром в этом кафе, ей нравилась его горячность и льстили его признания. Она закрыла глаза и представила: В тот день Эдгар пришёл с каким-то загадочным видом: - Ты говорила, что у тебя сегодня день рождения, вот я и принёс тебе подарок, в нём отразилась вся моя любовь к тебе.
И он развернул свой подарок - это была картина"Арабеск", где она узнала себя в одной из девушек. У Мари перехватило дыхание:"-Эдгар, родной! Какая красота! Я не ожидала получить такой подарок даже в своих самых смелых мечтах! Они поцеловались, и она почувствовала, будто всё вокруг закрутилось в плавном танце...Сердце её рвалось из груди. - Эдгар, любимый, я буду хранить эту картину до конца моих дней. Спасибо тебе!
Пахло жареными каштанами, аккордеон играл красивую мелодию, а они всё кружились и кружились,,, Эдгар поцеловал её ещё раз и сказал: -Желаю тебе стать прекрасной танцовщицей. Она исполнила
его пожелание. Весь Монмартр рукоплескал ей, да и весь Париж преклонялся перед красотой её танца! Но это было потом.
А пока... Они танцуют медленное танго. Мари мечтает: Мы теперь всегда будем вместе!
Но на следующее утро вся труппа срочно выехала в Марсель, - и они больше никогда не увиделись...
Мари поднимает взгляд на картину. -О, Боже! Что это?
Тёмная рама зияет пустотой! -Господи, что же делать? - Мари горько заплакала. Это был единственный, оставшийся у неё шедевр
Эдгара Дега, остальные, приобретённые ею позже, она вынуждена была продать, чтобы хоть иногда бывать в их любимом кафе.Мари в изнеможении закрыла глаза и, как - будто впала в забытье.
С 1875 года Мари работала в новом здании парижской Оперы, спроектированном Шарлем Гарнье. Здание было богато украшено: великолепные люстры, красивые мраморные лестницы, огромная сцена... В 1909 году директор Парижской Оперы пригласил труппу Дягилева " Ballets Russes" открыть новый сезон. Мари, посетив балетный спектакль, почувствовала, всё-таки, небольшие уколы зависти - так хороши были русские танцовщики! А ведь балет зародился во Франции, названия всех движений - из французского языка, а русские танцуют так, будто они - законодатели моды в балете!
Во время антракта к ней в ложу вошёл седовласый мужчина с огромным букетом роз. -Граф де Марше, - представился он.
- С большим наслаждением следил всегда за вашими выступлениями и, почему-то, был уверен, что встречу Вас здесь. Как Вам русские? Мне кажется, что это свежая струя в балете.
-Да, мне очень понравилась манера их исполнения. Особенно хороши Анна Павлова и Тамара Карсавина. Их грациозность покоряет. А из мужчин-танцовщиков мне понравился Вацлав Нежинский. Его прыжки просто бесподобны! Да и, вообще, вся труппа Дягилева великолепна!
-Смею ли я пригласить Вас после спектакля в ресторан?
Мари сначала хотела отказаться, но, подумав, согласилась: ведь это же ни к чему не обязывает!
За столиком в "Максиме" они много говорили о балете, живописи и поэзии. Граф вдруг встал и произнёс:
Я вижу Вас, летящую над сценой,
Ваш нежный образ так о многом говорит:
О танце, о любви и о Вселенной.
Смотрите: над землёй Мари летит!
Мари, мы с Вами прежде не встречались,
Но я всё время, в мыслях с Вами был.
В Вас многие, естественно, влюблялись.
Никто лишь, так, как я, Вас не любил!
-Простите, Мари! Этот стих я написал о Вас и для Вас.
Я подписал его. Возьмите!
-Спасибо, граф! Тронута Вашим вниманием. А сейчас прошу Вас отвезти меня домой. Я слегка устала. Мне необходимо завтра быть на благотворительном спектакле, который я подготовила с труппой для танцовщиц, таких, как я, кто когда-то блистал на сцене.
Граф с сожалением повиновался. Больше он не появлялся.
Мари очнулась: -Боже, ну что же делать?Звонить в полицию?
Вдруг кто-то постучал в дверь. Мари открыла и увидела пожилого седовласого мужчину. Ей показалось, что она его где-то уже встречала...
Он представился:-Я-граф де Марше, давний Ваш поклонник. Вы меня не помните? Но что это с Вами? Почему слёзы? В день рождения нужно быть весёлой.
Мари рассказала ему о своём горе. Граф слушал и, почему-то, улыбался. Мари даже оскорбилась, но будучи хорошо воспитанной, не подала виду.
Граф де Марше начал: -Я пришёл, чтобы поздравить Вас с юбилеем и подарить Вам подарок. Мне удалось перекупить его у одной "любительницы живописи". Позвольте преподнести его Вам.
Он снял упаковку - и Мари, потрясённая, увидела картину Эдгара Дега 'Арабеск"! Это было невероятное чудо!
-Простите, она без рамы, я не успел, хотел именно сегодня подарить.
Мари поцеловала графа: -Простите и Вы меня, но я не могу принять такой дорогой подарок, как бы мне этого ни хотелось.
Граф улыбнулся: -Вы заслужили это своим талантом! Правда, тут чуть надрезан левый край, но я пришлю своего человека завтра , и он всё сделает, как надо.
Мари настолько растерялась, что даже не предложила графу чашечку кофе. Когда он ушёл, она стала вспоминать, где она видела этого человека. Потом, подошла к секретеру, взяла свой альбом, достала листочек бумаги со стихом и прочла подпись:
Граф де Марше...
Жюли с большим интересом осматривала выставку. Картины были
различные: пейзажи, портреты...
Вдруг она резко остановилась: с одного из портретов на неё глядела её тётушка - известная танцовщица Мари Бернан!
Жюли стояла, как вкопанная, не сводя глаз с портрета.
Затем у администрации она узнала адрес художника Леона Вазиста.
Взяв такси, она отправилась по указанному адресу. Но Леона не оказалось дома. Жюли оставила ему у консьержки записку:
"Мёсьё Леон! К сожалению, не застала Вас. Прошу: приезжайте ко мне. Нам нужно срочно поговорить! Мой адрес: rue de Faubourg
Monmartre,9. Metro - Grands - Boulevards. Жюли Гранде."
Она поехала домой и стала ждать...
После обеда Леон вернулся к себе. Получив записку, очень удивился: он никогда не слышал о Жюли Гранде.
Переодевшись, он поехал по адресу - и обомлел...
Это был дом, куда, будучи беспризорным мальчишкой, он проник, чтобы выкрасть картину. Леон поднялся на второй этаж, позвонил.
Дверь ему открыла белокурая девушка с приятными чертами лица.
Она пригласила его в дом. -Простите, мёсьё, я сегодня была на Вашей выставке. И меня поразил один портрет - это портрет моей тётушки Мари Бернан. Вы знали её?
Леон смутился:- Мы не встречались, но судьбы наши, тем не менее, пересеклись...
За чашкой кофе Леон рассказал Жюли о том, что ему пришлось перенести в своей жизни. Покраснев до корней волос, он поведал ей о краже картины Дега "Арабеск". И они оба, как по команде,
посмотрели на известное полотно.
Она боролась с желанием выпроводить молодого человека, но ей хотелось узнать, как смогла до такой степени измениться его жизнь...
Леон помолчал, потом продолжил: - Однажды мадам Мобэ послала меня к одному очень известному художнику за его картиной
"Дама в саду". Я, как обычный форточник, проник в дом и, только достал нож, чтобы вырезать полотно, как появился хозяин, вернувшийся за своими красками! Он тут же схватил меня за ухо и начал объяснять: кража - позорное дело. Затем усадил меня в кресло и заставил рассказать, кому понадобилась его картина.
Я сказал ему о том, что у меня нет родных, а мадам Мобэ, которая меня послала в его дом, заботится обо мне: когда мне удаётся выполнить её задание, она даёт мне несколько круассанов и стаканчик вина, сильно разбавленного водой.
Клод Моне встал ( а это был именно Клод Моне - известный импрессионист), принёс круассаны, сыр и маленькую чашечку кофе и предложил мне. Подождав, пока я закончу есть, он сказал :
-Я бы хотел иметь такого сына, как ты. Тебе сколько лет?
-Пятнадцать. - Хочешь остаться и жить у меня?
У меня перехватило дыхание : -Так и быть, согласен, Но только, если не будете жадничать и давать мне кофе в большой чашке.
На том и порешили.Но художник, став серьёзным, сказал: У меня есть одно условие: ты не должен больше заниматься кражей картин!
С тех пор я стал жить у Клода Моне - это было что-то!
Я плескался в ванне по три раза в день, всегда ел досыта и мог смотреть, как он пишет свои полотна!Художник придумал мне имя -Леон Вазиста*(с намёком на моё бывшее ремесло!).
Через год он позволил мне растирать для него краски Мне очень нравились его объяснения о композиции, о роли света на полотне... Клод Моне рассказал, кто такие импрессионисты, почему их так назвали и чем отличаются их произведения...
Я впитывал новые знания с огромным рвением.
Ещё через полгода я уже рисовал свои картины в манере пуантилизма. Это рисование точками. Признанный мастер ничего уже не писал: от старости дрожали руки.
На самом видном месте на стене в его доме висели две картины:
"Поле маков" и "Дама в саду", которую я когда-то должен был украсть... Она не давала мне покоя, и я спросил: -А кто эта дама? - Это бывшая девушка моего друга Эдгара Дега -
Мари Бернан. Так я во второй раз услышал это имя, но уже не от мадам Мобэ.
Мне захотелось увидеть эту женщину, я пошёл к её дому и увидел пожилую даму, сидящую на скамейке. Это была Мари Бернан, она выглядела гораздо старше той, которую я выслеживал когда- то...
Мне стало стыдно, и я, придя домой, написал её портрет, как бы в извинение. Клод спросил: -Что это за дама? Когда я назвал её имя, он вдруг расстроился: Эдгар искал её, но они так и не встретились, поскольку он жил потом не в Париже...
-Какая трогательная история,-произнесла Жюли, смахнув слезинки с ресниц.
И тут вдруг я увидел, как она хороша! Я попросил её позировать мне для портрета. Она сразу согласилась.- Я должен непременно написать её портрет: белокурые вьющиеся волосы, голубые глаза, нежная улыбка...
Представляете, как это будет чудесно выглядеть
в манере пуантилизма!
Возьму я краски, холст вмиг натяну -
Портрет Жюли я составлять начну.
Побольше точек, цветом разных -
И сложится портрет прекрасный!
Свидетельство о публикации №115031603475
Благодарю сердцем за Радость от прочтения!
Храни Вас Господь!
С ЛЮБОВЬЮ,
Татьяна Туртанова 21.02.2016 00:19 Заявить о нарушении
Спасибо, особенно приятно, принять такое от Вас, от Мастера прозы!
Щемящего и нежного вдохновения Вам, Танюша!
Людмила Попкова 21.02.2016 10:31 Заявить о нарушении
Храни Вас Бог!
Людмила Попкова 21.02.2016 14:02 Заявить о нарушении