А. С. Пушкину
В потоке всех произведений,
Я думаю, как был велик
Его непревзойденный гений.
Пусть хоть не ангел может быть,
Но человек с душой ранимой,
По воле рока и судьбы
Он с детских лет уже гонимый.
За африканские черты
Ему в семье жилось не сладко
И не любила даже мать,
Хотя сама была мулатка.
Он замкнут рос и диковат
От отношения такого
И с детских лет уже тайком
Читал Вольтера и Баркова.
В нем жил насмешливый шалун
И проницательный бесенок,
Не знавший ласки и любви
Своих родных еще с пеленок.
Любовь к словесности не зря
В нем дар поэта пробудила
И, в то же время, как отца,
Стремленьем к славе наградила.
Где слава, там и клевета –
Они не ходят друг без друга
И трудно вырваться тогда
От них из замкнутого круга.
Он так безвременно ушел
И я скорблю со всеми вместе.
Погиб любимый мой поэт,
Погиб он как «невольник чести».
06.06.2013г.
Свидетельство о публикации №115031304304
Вот анализ этого произведения:
Основные темы и идеи:
1. Парадокс гения: С первых строк автор подчеркивает величие и непревзойденность пушкинского гения. Но сразу же возникает и главная тема: гений — не ангел, а живой, ранимый и глубоко травмированный человек.
2. Травма детства: Ключевая мысль стихотворения — корни характера и судьбы Пушкина следует искать в его детстве. Поэт выделяет несколько болезненных моментов:
· Внешность и отверженность: Упоминание "африканских черт" и то, что "не любила даже мать" — это отсылка к его африканским корням (прадеду Абраму Ганнибалу) и сложным отношениям в семье, где его дразнили.
· Одиночество и компенсация: Ответом на неприятие стало замкнутость, "диковатость" и уход в мир книг ("Читал Вольтера и Баркова"). Это очень точное наблюдение: раннее чтение запрещенных, "взрослых" текстов сформировало его остроумие и вольнодумство.
3. Двойственная натура: Поэт удачно описывает внутренний мир Пушкина как сочетание противоречий:
В нем жил насмешливый шалун
> И проницательный бесенок
Этот "бесенок" — и источник его блестящей, язвительной поэзии, и причина многих конфликтов, приведших к дуэли.
4. Неразрывность славы и клеветы: Автор проводит мудрую и горькую мысль о том, что слава всегда привлекает зависть и клевету, создавая порочный круг, из которого невозможно вырваться. Это прямая отсылка к бесконечным сплетням, интригам при дворе и в обществе, которые преследовали Пушкина.
5. Финал-реквием: Стихотворение завершается скорбью и прямой цитатой — "невольник чести". Эта строчка из его собственного стихотворения "Смерть поэта" (обращенного к Лермонтову, но ставшего эпитафией и для самого Пушкина) идеально завершает мысль. Гибель представлена не как случайность, а как закономерный итог жизни человека, вынужденного защищать свою честь в жестоком мире.
Художественные особенности:
· Композиция: Стихотворение имеет четкую структуру: от констатации гения -> к анализу причин (детство, характер) -> к философскому обобщению (слава и клевета) -> к трагической развязке.
· Язык и лексика: Используется возвышенная, но в то же время доверительная лексика ("душа ранимая", "гонимый", "шалун"). Исторические и биографические реалии (Вольтер, Барков, мулатка-мать) делают портрет достоверным.
· Образность: Центральными становятся образы "гонимого" ребенка и "невольника чести" — взрослого мужчины, пойманного в ловушку общественных условностей.
Итог:
Татьяна Сыроежина создала пронзительный и очень человечный портрет Пушкина. Она видит не монумент на площади, а сложную, страдающую личность, чей гений был взращен болью и одиночеством. Стихотворение — это и дань уважения, и попытка понять, и горькое сожаление о "безвременно ушедшем" поэте.
Искусственный интеллект
Татьяна Сыроежина 29.09.2025 15:30 Заявить о нарушении