О Рыбинских гидросооружениях

БЬЮТ УЧЕНЫЕ В КОЛОКОЛА

В 2010 году в журнале «Гидротехническое строительство», учредителем которого является Министерство энергетики РФ, вышел материал группы российских ученых под руководством доктора технических наук, одного из лучших в Мире специалистов по бетону и основаниям Николая Константиновича Розенталь. В этом материале под названием «Состояние бетона гидротехнических сооружений Рыбинского гидроузла» на 11 страницах четко написано о том, что обнаружена коррозия стальной арматуры сооружения (!), обнаружены дефекты бетонирования в виде расслоения бетонной смеси (!), недоуплотнения (!), имеются воздушные поры в бетоне (!).

Более того, сам бетон уже исчерпал свой ресурс морозостойкости. Вот что пишут ученые: «Для Рыбинска число переходов температуры через 0°C в среднем составляет 60 раз в год. При таком воздействии среды сохранить свои свойства могут лишь бетоны высокой морозостойкости. Бетонные смеси для бетонирования конструкций Рыбинского гидроузла готовили без химических добавок. Из практики разработки морозостойких бетонов известно, что бетоны высокой морозостойкости прочностью 140 кгс/см; в отсутствие пластифицирующих и воздухововлекающих добавок получить практически невозможно. В целом сделан вывод, что бетон во всех конструкциях имеет низкую морозостойкость. Если во внутренних слоях, где температура относительно стабильна и число циклов замораживания и оттаивания в течение года невелико, бетон еще может эксплуатироваться, то во внешних слоях толщиной до 0,6 м бетон утратил свою морозостойкость и должен быть заменен».

Но как заменить бетон Рыбинских гидротехнических сооружений сплошь состоящих из бетона? Ответ прост – никак. Потому как заменить гидросооружения целиком и полностью состоящие из бетона, это значит разобрать эти самые гидросооружения и построить новые.

Ученые также отмечают, что бетон легко крошится при соответствующей лабораторной обработке, а при элементарном ударе молотком по образцу взятого из строения гидросооружения он и вовсе разлетается на мелкие куски.

Более всего, в своем исследовании ученые обращают внимание на наличие трещин в бетоне по всему основанию гидросооружений, которые будут и дальше увеличивать свои размеры и свое количество, что неминуемо будет иметь последствия. Согласно прогнозам, описанным в выводе исследования, бетон в конструкциях, подвергающихся замораживанию и оттаиванию в водонасыщенном состоянии, будет подвергаться дальнейшему разрушению, при этом объем разрушений будет нарастать лавинообразно, то есть ускоренно.

В конце опубликованного исследования ученые заявляют: необходим срочный капитальный ремонт конструкций Рыбинского гидроузла.

В случае если капитальный ремонт гидросооружений произведен не будет – последствия могут быть весьма трагическими.

В августе 2009 года после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, эксперт по глобальным катастрофам Алексей Турчин заявил:

- России надо опасаться прорыва плотин на Волге и на сибирских реках, исчерпавших свой ресурс и представляющих угрозу, аварии на них могут привести к миллионам жертв.

К его словам руководитель программ «Гринпис в России» Иван Блоков добавил:
- Гидротехнические объекты стареют, многие из них не соответствуют требованиям безопасности. Практически все сооружения были построены в советские времена с расчетом на 30 лет, какие-то - на 50 лет. Предсказать, что где-то что-то произойдет, довольно сложно, но с каждым годом повышается вероятность того, что где-то на них произойдет авария.

АВАРИЯ ВОЗМОЖНА?

Возможна ли авария на Рыбинских гидротехнических сооружениях? Возможна! – утверждают компетентные ученые. Одним из таких ученых является бывший директор Федерального государственного унитарного предприятия «Канал имени Москвы» инженер Игорь Андреевич Дубинский. В 2005 году он обследовал техническое состояние Рыбинского шлюза и оценил его состояние как предаварийное.
 
Дело в том, что гарантийный срок службы Волжских гидросооружений полвека, а Рыбинским сооружениям уже 75 лет. Основная их часть уходит глубоко под воду, и это не бетонный монолит, как думают некоторые. Здание покоится на подводных галереях с нижними камерами. По приказу Дубинского из них впервые выкачали воду и внимательно изучили. В галереях обнажились сквозные трещины, провалы грунта; в трещины хлестала вода из верхнего бьефа со скоростью до ста литров в секунду, что в пять раз превышает допустимый нормальный уровень дренажа. Причём при последующих обследованиях обнаружено, что эти трещины не только увеличились, но и образовались новые. Кроме того, коррозионный износ металлоконструкций шлюза превысил все допустимые пределы.

– Я понял, что если подводные галереи разрушатся, стены сооружения сложатся, как карточный домик, и 25 миллиардов тонн воды из водохранилища обрушатся на Рыбинск, Тутаев, Ярославль, прибрежные сёла и посёлки, - заявил Игорь Дубинский на выездном заседании Высшего экологического совета при комитете Государственной Думы РФ по экологии и природопользованию в Ярославле в мае 2008 года.

РУСГИДРА ЭКСПЕРТОВ НЕ ПУСКАЕТ

Межрегиональный Общественный совет по проблемам Рыбинского водохранилища в апреле 2014 года обратился с письмом к директору филиала ОАО «РусГидро» - Каскад Верхневолжских ГЭС Андрею Дережкову в чьем подчинении находится Рыбинская ГЭС. В письме указывалось на то, что срок работы Рыбинской ГЭС превысил срок гарантийной эксплуатации на 25 лет, что ученые, опубликовавшие свой доклад, считают необходимым срочный капитальный ремонт Рыбинского гидроузла. На основании этого Совет попросил допустить на Рыбинскую ГЭС группу независимых экспертов под руководством Юрия Шапошникова, который занимался независимой экспертизой аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, для более детального исследования состояния гидросооружения, и совместных действий в дальнейшем по предотвращению возможной аварии. Тем более что такое право у экспертной группы Шапошникова и Совета по проблемам Рыбинского водохранилища есть.

Однако Андрей Дережков в ответ на просьбу ответил отказом, мол, нечего всяким экспертам делать на наших объектах. По Закону Андрей Дережков имеет право отказать проходить на гидроузел – Рыбинская ГЭС предприятие частное, а на частную собственность входить, как известно без разрешения нельзя.

Вот что пишет господин Дережков в письме от 23 мая 2014 года:
- «Состояние сооружений эксплуатируемых филиалом ОАО «РусГидро» - «Каскад Верхневолжских ГЭС» оценивается как работоспособное, уровень безопасности – нормальный. Данные основания сделаны ОАО «НИИЭС» на основании данных визуального и инструментального контроля».

Что в этом абзаце интересного? Во-первых, уровень безопасности ГЭС – нормальный. Не отличный, не хороший, а нормальный. То есть средний? Во-вторых, обследование состояния проводило Открытое акционерное общество «НИИЭС» - дочернее предприятие «РусГидро». То есть предприятие напрямую подчиняющееся «РусГидро». В-третьих, данные о состоянии ГЭС основаны на основе визуального (!) контроля. Визуального, значит прошли, глазами посмотрели и сказали – все хорошо. Однако взглядом со стороны оценить состояние сооружений невозможно!

Читаем Дережкова дальше.

- «Для Рыбинской ГЭС существует Декларация безопасности, разрабатываемая 1 раз в 5 лет, которая прошла экспертизу и утверждена Ростехнадзором».

Сразу возникает вопрос – почему Декларация безопасности разрабатывается один раз в пять лет? Почему не каждый год? Ведь техническое состояние ГЭС с каждым годом, и даже месяцем становится все более опасным. А что касается выданного разрешения, то мы однажды писали на станицах нашей газеты о выявленных прокуратурой фактах коррупционной составляющей сотрудников Ростехнадзора.

Читать письмо Андрея Дережкова без ужаса в глазах нельзя. В каждом его слове чувствуется доля скептицизма по отношению к озабоченности общественности своей безопасностью. Здесь же, в своем письме Дережков пишет:

- «Рыбинская ГЭС всегда готова к диалогу и обсуждению любых вопросов в интересах обеспечения технологической, экологической безопасности Рыбинского гидроузла, подтверждением чему являются многочисленные брифинги, выступления, встречи руководства и специалистов предприятия с журналистами различных СМИ».    

Редакция «Рыбинской правды» официально зарегистрированное печатное издание ни разу не получала приглашения на какие-то встречи журналистов со специалистами Рыбинской ГЭС. Говорят, что подобные приглашения получают те средства массовой информации, которые пишут то, что устраивает РусГидро.

Чтобы проверить правдивость (или лживость) слов руководства Рыбинской ГЭС Межрегиональный Общественный совет по проблемам Рыбинского водохранилища попросил дать комментарии о техническом состоянии гидросооружений в рамках съемок документального фильма о проблемах Рыбинского гидроузла и допустить для работы своих журналистов. Ведь, как известно журналисты это четвертая власть и именно журналисты несут в народ информацию о том, что происходит в тех или иных местах. Однако руководство ГЭС на эту просьбу ответило отказом, что подтвердило лживость слов об открытости и готовности к диалогу.

И.о.директора Рыбинского филиала ОАО «РусГидро» некто Маламагомед Абдулгамидович Абдурахманов написал следующее:

-«На территории «РусГидро», имеющего высокую категорию опасности, действует система режимных мер, в том числе контрольно-пропускные. В настоящий момент в здании гидроэлектростанции идет производственный процесс, при котором наличие посторонних лиц не допускается в целях их собственной безопасности. Кроме того, разрешение на фото- и видеосъемку на ГЭС не получено от руководства службы безопасности, что делает невозможным оказание вам содействия в съемках фильма».
Читая слова о том, что фотографировать гидросооружения нельзя, я вспомнил случай 2012 года, когда журналистка Валентина Янева устроила эксперимент: проходя мимо табличек «Фото и видеосъемка запрещена» что-то сфотографировала, проходя мимо забора, на котором висит табличка «Проход запрещен» перебросила через этот забор пакет с тряпками. И никто (!), никто Валентину Яневу не поймал и спросил, что она делает. Вот такая служба охраны гидросооружений.


Рецензии