Литстудия. Март. Эпиграф

ЭПИГРАФ
назначение и использование

Зайдя по поисковику в Википедию, пойдём по имеющейся там ссылке и процитируем найденную статью -
http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke8/ke8-9151.htm
<< ЭПИГРАФ  — надпись, проставляемая автором перед текстом сочинения или его части и представляющая собой цитату из общеизвестного текста (напр., Библии), произведения худож. лит-ры, нар. творчества, пословицу или изречение; в афористически краткой форме надпись-цитата, как правило, выражает осн. коллизию, тему, идею или настроение предваряемого произв., способствуя его восприятию читателем. Напр., Э. к «Капитанской дочке» А. С. Пушкина взята пословица «Береги честь смолоду»; Э. к «Анне Карениной» Л. Н. Толстого — из Библии: «Мне отмщение, и Аз воздам». Н. В. Гоголь через 6 лет после 1-го изд. и постановки «Ревизора», в изд. 1842, в ответ на критику снабдил комедию Э.: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива. — Народная пословица». Э. к «Господину из Сан-Франциско» И. А. Бунина (позднее снят автором для ослабления публицистичности) — «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» (неполная цитата из Апокалипсиса) — неотступно звучал в его душе, когда он задумывал и писал свою повесть.
Э. позволяет выразить авторскую идею (точку зрения или оценку) под прикрытием некоей маски, как бы от другого лица; важно, чтобы Э. выглядел не как сочиненный самим автором, а как исходящий из к.-л. авторитетного источника и имел конкретную отсылку, хотя бы к общей молве. Иногда авторы сами сочиняют Э., снабжая их ложной отсылкой, мистифицирующей читателя (напр., у Стендаля и В. Скотта).
Э. обладает всеми свойствами лит. цитаты, создает сложный образ, рассчитанный на восприятие также и того контекста, из к-рого Э. извлечен. По настроению Э. может приобретать разл. оттенки: меланхолич.,
лирич., юмористич., иронич. (когда автор иначе оценивает явление, чем его персонажи, напр. А. И. Герцен в Э. к повести «Кто виноват?»: «А случай сей за неоткрытием виновных предать воле божией, дело же, почислив решенным, сдать в архив. — Протокол»). Иногда Э. более органично входит в произв., выполняя роль экспозиции, вводя действие, давая необходимые предварит. разъяснения. Так, Э. к стих. Н. А. Некрасова «Железная дорога» представляет собой маленькую интермедию («Разговор в вагоне»), без к-рой были бы непонятны субъект и характер последующего повествования.
При пародиях Э. представляет собой характерную цитату из пародируемого сочинения, к-рая затем и обыгрывается в пародии.
Э. таит в себе опасность публицистически-прямолинейного истолкования осн. мысли соч., и поэтому писатели иногда снимают его (Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» или А. А. Блок, отказавшийся от Э. — из Тютчева — к стих. «Русь»).
Э. стали применяться в лит-ре с нач. 15 в., впервые, насколько известно, в кн. «Хроники» («Chronique», написана к 1404, опубл. 1495) Ж. Фруассара, «Calendarium» Реджомонтано (Венеция, опубл. около 1476), «Максимы» (1665) Ф. де Ларошфуко («Наши добродетели — это чаще всего искусно переряженные пороки»). Широкое распространение получили они у романтиков и в 1-й пол. 19 в. Э. характернее для писателей высокой книжной культуры. На Западе ими часто пользовались Ж. Ж. Руссо, Стендаль, В. Гюго, И. В. Гёте, Ф. Шиллер, В. Скотт, А. Франс; в рус. лит-ре — А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, А. А. Блок, А. Ахматова и др. Писатели, более непосредственные в своем отношении к действительности (напр., А. В. Кольцов, А. П. Чехов, А. Т. Твардовский), обращались к нему реже.
Лит.: Зунделович Я., Эпиграф, в кн.: Лит. энциклопедия, т. 2, М. — Л., 1925; Шкловский В. Б., Заметки о прозе рус. классиков, М., 1955, с. 69—82; Цейтлин А. Г., Труд писателя, М., 1962, с. 397.
А. Л. Гришунин. >> конец цитирования
========
  Если посмотреть на эпиграф более широко, то следует сказать, что он представляет собой предустановку читательского восприятия. Эпиграф не единственная форма предустановки - заглавие, аннотация, предисловие, краткое содержание, помещаемое в начале главы прозаического произведения также являются формами предустановки читательского восприятия.
  Но мы можем заметить, что эпиграф обычно являет собой высказывание в краткой, афористичной форме, и использует язык поэзии или художественной прозаической речи, уходя от номинативной семантики.
  В некоторых научных монографиях, например, по теории групп, используются поэтические эпиграфы. Они, по видимому, служат для периодической разрядки напряжения, возникающего в умах студентов изучающих эту науку.
  Эпиграфы в прозаических произведений иногда в метафорической форме представляют содержание. Иногда  стихи пишутся по прозе, вот мой опыт своеобразного сотрудничества -
http://www.stihi.ru/2009/04/24/5544
Потом эти стихи, написанные по прозе, были использованы автором в эпиграфах.
А вот пример эпиграфа не поэтического -

Женское счастье

                Произведение трех вероятностей
                почти всегда - величина малая.
                Математическая истина.

       Я тебе открою тайну -
       Счастье женское случайно :
       Случай первый детство сеет -
       Тот, кто любит и жалеет,
       Второй случай взрослый знает -
       Тот, о ком сердечко тает,
       Третий случай - он к тому же
       Должен собственным быть мужем.
       Ну, теперь ты видишь, детка -
       Счастье женское так редко !

   Мы видим, что название и эпиграф стиха полностью дают предустановку на его содержание.
Эпиграф бывает очень злободневным, вот, посмотрите на этот стих
http://www.stihi.ru/2015/02/17/2959   со следующим эпиграфом -
«Когда государство начинает убивать, оно называет себя Родиной»
(Август Стриндберг)
хотя, я думаю,  к этому стиху подошёл бы и вот этот эпиграф -
 "теперича в поле очень нехорошо. Ни дороги, ни тропочки — все замело. Опять же волки. А у нас здесь и светленько, и уютненько, и ничего мы не боимся. Сидим мы здесь да посиживаем, ладком да мирком." (Салтыков Щедрин)

  Это, как посмотреть. Эпиграф придаёт дополнительную выразительность тексту стиха, создавая ему как бы отзвук, иногда обертон, иногда диссонанс.
Такие вот размышления.

Дмитрий Маштаков


Рецензии
хмм.. впечатление, что все всё знают про эпиграф..
однако, судя по оформлению и содержанию некоторых эпиграфов на
к. "Мой гид-Эпиграф" этого не скажешь..

А статья интересна и увлекательна очень...

Лариса Котовская   08.03.2015 21:04     Заявить о нарушении
В принципе, в этом конкурсе следует обратить внимание на то, насколько эпиграф помогает восприятию текста, чтобы он не был простым украшением. Насколько текст проиграет, если эпиграфа не будет? Это, с одной стороны. А с другой стороны - не является ли эпиграф "подпоркой" неумелой и неполно высказанной в тексте мысли?
Дм.

Маштаков   12.03.2015 15:32   Заявить о нарушении
вот как раз второе чаще всего и спасает...как бы эпиграф подставил опору под неумело написанный текст..

Лариса Котовская   24.03.2015 13:50   Заявить о нарушении