Имена Забытых героев

   
      Почти два месяца непрерывных сражений оставили на броневике свои следы. Броню испещрили борозды от пулеметных очередей, ссадины от осколков.
   Раны на броне залечивались, и машина снова и снова шла в бой.
   Он многое успел сделать за свою короткую жизнь - заместитель политрука, башенный стрелок, комсомолец  ИГОРЬ ГУБАРЬ.
   В записной книжке его, полуобгоревшей, политой кровью, сохранилась запись:
   " Самое дорогое у человека - это жизнь, она дается один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно.  . ."
   Самому прекрасному в мире он отдал все силы, всю жизнь. Комсомолец И. Губарь погиб, но не отступил, выполняя боевой приказ.
   Шел жестокий бой на подступах к городу. Противник вел бешенный минометный и пулеменный огонь,не давая нашим пехотинцам подняться для контратаки. По приказу в бой были введены бронемашины.
   Огнем пушек и пулеметов они должны были рассеять неприятельскую пехоту.  Бронемешина выдвинулась вперед пехоты и приступила к выполнению приказа.
   Не знал страха в сражении экипаж комсомольской машины. Броневик,  как метеор,  пронесся вдоль фронта обороны противника, сея сметение в его рядах.
   Смело действовали экипажи других броневиков.  Врагу приходилось туго.
   Вот накопились для атаки и выдвинулись вперед, готовые ринуться в штыки, наши пехотинцы.
   В пылу боя далеко забрался комсомольский экипаж.  Немцы направили на машину огонь нескольких минометов и очереди бронебойных пуль. Под колеса броневика полетели связки гранат,
   на моторную часть бросали бутылки с бензином.
   Экипаж получил ранения, но командир машины, член партии, лейтенант Лиманенко ещё успел дать приказ развернуться, чтобы двинуться на фашистских гранатометчиков.
   Водитель Петр Козулько стал выводить пылающую машину. Поздно. Она уже не слушалась управления. В горящей машине Губарь стоял на своем посту. Он пытался послать ещё снаряды в фашистов, но пушка выбыла из строя.
   С гранатой и пистолетом Губарь выскочил из горящей машины,  чтобы в рукопашном бою дорого отдать свою жизнь. Выскочил и остальной экипаж, приготовился к бою, но целый взвод немцев открыл в упор шквальный огонь по экипажу. Смертельно раненного заместителя политрука враги схватили со звериной яростью и стали добивать кованными сапогами.
   - Прощай, лейтенант,  - успел лишь крикнуть умирающий Губарь.  В левом кармане гимнастерки, у сердца, лежал простреленный комсомольский билет номер 10586601.
   Командир машины  Лиманенко лежал мертвый под колесами с зажатым в руке автоматом.
   Старшина Александр Лихманов, командир второй бронемашины, на другом фланге в разгар боя узнал о гибели товарищей.
   Погиб комсомольский экипаж!
   Старшина сам занял место у пушки.
Не было в броневзводе лучшего снайпера,  чем старшина Лихманов.
   Пять часов носился он по полю боя, настигая немцев. Ливень смертоносной стали обрушился на головы врага. Там, где проходила его машина, не оставалось живых фашистов. Не зная устали, он бил и бил осколочными снарядами и сеял пулеметные  очереди. Вышел весь боекомплект.
Лихманов пополнял запас и снова выходил в бой. Почти двести трупов оставили немцы на поле боя. Это была месть за смерть товарищей.
   Комиссар Соломко, старшина Лихманов, заместитель политрука Клименко склонились над полуобгорелыми, омытыми кровью записными книжками, документами Губаря. Как живой встает он в своих подвигах, трудовых делах.
   Юноша с умными, улыбающимися глазами, высоким лбом, упрямым подбородком, в расшитой украинской сорочке смотрит с диплома об окончании педагогического техникума.
   " Русский язык - отлично.
Украинский - отлично.
История ВКП(б) - отлично".
   Все экзамены он сдавал на "отлично" и отлично выдержал самое большое испытание - защищать Родину от ОБЩЕГО  ВРАГА!

             Действующая  армия.


   Летом 1940 года в АБТУ РККА прошло специальное заседание, посвященное новой системе организации бронетанковых войск. В числе прочих вопросов обсуждались и проблемы использования устаревшей бронетехники. В докладе, направленном заместителю наркома обороны Маршалу Советского Союза Кулику 27 июня, по броневикам предлагалось «...снять с вооружения бронеавтомобили: БА-27, ФАИ, БАИ, БА-3, Д-8, Д-12, Д-13, использовав механизмы в качестве запасных частей к колесным машинам, корпуса реализовать через ОФИ как металлолом. Реализацию этого произвести по мере поступления бронеавтомобилей, оставленных на вооружении». Но, несмотря на это, БА-27М оставались в войсках вплоть до июня 1941 года.
К началу Великой Отечественной войны большинство этих машин входили в состав стрелковых частей Красной Армии. Так, типовая стрелковая дивизия штата 4/100 от 13 июня 1940 года имела разведывательный батальон (штат 4/126), в составе которого имелась автобронетанковая рота (кадр) с 10 средними бронеавтомобилями (из них 4 радийных). По штату полагались БА-6 или БА-10, но часто вместо них использовали БА-27М.
Имевшиеся в составе стрелковых дивизий приграничных округов БА-27М использовались в боях первых недель войны. При этом большая часть их была потеряна, большей частью по техническим причинам. Кроме того, боевая ценность машин снижалась из-за отсутствия снарядов к 37-мм пушке Гочкиса.
Из-за сильного износа БА-27 и их невысоких боевых характеристик, к концу лета 1941 года практически все они были выведены из состава разведбатов стрелковых дивизий и переданы в учебные части или ОСОАВИАХИМ. Тем не менее, из-за огромных потерь в бронетанковой технике, осенью 1941 года БА-27 использовались даже в составе танковых подразделений. Например, в 18-й танковой бригаде 5-й армии, прикрывавшей московское направление, к 10 октября 1941 года было два таких броневика. 21 ноября один БА-27 вместе с ремонтным взводом бригады прикрывал дорогу Тархово-Петровское. В бою с немецкими танками этот броневик «был подбит и сгорел вместе с экипажем». По состоянию на 30 марта 1942 года в танковых частях 5-й армии Западного фронта имелось 3 БА-27, правда все они требовали капитального ремонта. Скорее всего, это были одни из последних БА-27М, находившихся в боевых частях.
До сегодняшнего дня сохранился один экземпляр БА-27М, находящийся в экспозиции военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в поселке Кубинка Московской области. Кроме того, в свое время БА-27 был увековечен кинематографистами. Речь идет о фильме "Чапаев", в котором БА-27 "сыграл" роль броневика периода гражданской войны.




 


Рецензии
Молодец, что кроме стихов вспоминаете о героях войны. Писать об этом - это и исторический труд

Лада Аюдаг   08.03.2015 02:08     Заявить о нарушении
Если не мы, то кто? Спасибо!

Илья Токов   08.03.2015 02:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.