11. Ван Дейк. Мужской портрет

ИЗ СБОРНИКА "РАССУЖДЕНИЯ О ЖИВОПИСИ".


             ГЛАВА - 11. ВАН ДЕЙК. "МУЖСКОЙ ПОРТРЕТ".


             В предыдущей главе об "Автопортрете" Малевича было сказано, что это не великое произведение, но интересное, а о самом Малевиче - что великим художником его назвать всё же нельзя.

     Очень полезно будет сопоставить его "Автопортрет" с этим "Мужским портретом" Антониса ван Дейка - действительно великого художника 17-го века.

    (Очень жаль, что я не могу здесь расположить эти два портрета рядом, чтобы читатели могли их видеть одновременно.)


             Мы очень ясно видим, что в картине Малевича больше красочности, больше подчёркнутости форм, больше художественного вызова, - и при всём этом портрет Ван Дейка всё же лучше, и лучше очень намного.

     На портрете Ван Дейка изображено фактически одно лицо, только лицо. Ничего, кроме лица. Но в этом лице всё - и жизнь человека, и его характер, и его судьба, и прошлое, и настоящее, и будущее. И не только его, но и его сословия, и всей его эпохи. Чем дольше мы смотрим ему в глаза (а лучше сказать - чем дольше он смотрит в глаза нам), тем больше ассоциаций появляется в нашей душе.

     Мы видим, что идея Малевича вся лежит на холсте. Она открыто положена на холст и неподвижна перед нами. Идея же Ван Дейка существует как бы вне холста, где-то отдельно; она сама живёт, поворачивается разными гранями, движется, а холст - это лишь то окно, через которое она к нам приходит.

     Вот в чём отличие великого художника от невеликого.


            Я помню, как в детстве учитель музыки мне говорил: "Ты играешь хорошо, но - пальцами. А играть нужно не пальцами. Пальцами только нажимают клавиши, а играют чем-то другим, тем, что у музыканта внутри." (Не могу здесь не помянуть добрым словом этого замечательного человека, - давно уже, конечно, покойного. Но его ученики вряд ли его забудут. Спасибо Вам, Николай Маркович.)

     Так вот, невеликий художник пишет красками. Пишет, может быть, очень интересно, но - красками. А великий пишет, да, при помощи красок, но чем-то тем, что есть у него в душе и чего нет в душе у невеликого. В ЭТОМ разница. И это всегда видно в произведениях.

     А отсюда и такая закономерность: кто не имеет достаточной внутренней полноты, всегда напирает на эффектность внешнюю, - а что же ему ещё остаётся делать? Чем пустее внутри, тем ярче снаружи. Чем это отличается от макияжного грима некрасивой женщины?

     Тот, кто хочет заниматься творчеством, должен знать, что творить - это значит делиться с людьми своим богатством. Никакого иного смысла подлинное творчество не имеет. Но чтобы делиться богатством, надо его иметь.


Рецензии