Книги, формирующие Мир. Антика...
Еще какая ЖИЗНЬ! И боги были рядом. Держали за руку своих Героев. Шептали во снах мудрости Философам. Подливали любовный нектар Гетерам, чтобы не терялась героическая нить жизни. Жили светло и легко. Радуясь своему счастью и не завидуя чужому. Богатели торговцы радостью и вином. Шли триремы с амфорами одна за другой по всей Ойкумене.
Это был Золотой Век.
Внимательный человек знает, что многие имена из имен собственных становятся нарицательными, и мы забываем, что за ними стояли ЖИВЫЕ и безусловно яркие личности. Сегодня мы записываем кило-ваты, измеряем вольты, амперы, теслы, эрстеды, генри и омы. А ведь это фамилии живых людей, и их следовало бы писать с заглавной буквы. Также как и дрель, шлагбаум, штангель и пр., пр.
В античной литературе именами нарицательными стали Сократ и Ксантиппа ( его жена ). Столетиями лицеисты писали сочинения на темы взаимодействия этой семейной пары, и осваивая Науки : Этику, Логику, Эстетику.
Ксантиппа - вечен образ твой.
Не важно, кто твой бог-герой.
То ты в душе рабовладелец.
Страданий мастер, зла умелец.
И в зной и зимнюю порой
Сократа с грязью ты равняешь.
За что - сама порой не знаешь.
Наверно это та Оса,
которую наслали Боги.
Бежит герой, ломая ноги,
Считая стоны и пороги,
И слыша с неба голоса.
-Успеет в воду?
Иль загнется?
А если цел -
то к ней вернется?
Игра небес.
Людская боль.
Всё, что имел-
Пыль. Мусор. Ноль.
И пусть твой замер легион.
Сократ пред богом - эпсилон...
Примечание.
Сократ - один из мудрейших людей человечества.
Ксантиппа - его жена. Уже давно нарицательный образ
мерзкой, ворчливой жены, измывающейся над мужем.
Чего например стоит рассказ о том, как Ксантиппа, удаляясь, просила Сократа сварить курицу. Что-то он сделал не так, так она вылила кастрюлю с кипятком ему на голову. Из-за чего он рано облысел и получил кривое лицо.
Оса - по мифам не дающая Герою покоя тварь, гонящая его на Край Ойкумены, в Океан, а боги с радостью наблюдают страдания.
Легион - воинское подразделение. Епсилон - бесконечно малая величина.
Ученик Сократа, Ксенофонт - он называет Ксантиппу «самою несносною из женщин не только в настоящее, время, но и в прошедшем и в будущем». Там же приводится ответ Сократа на вопрос философа Антисфена, который спросил его, почему он женился на столь несносной женщине. Сократ якобы ответил: «Я наблюдаю, что лица, желающие стать опытными наездниками, выбирают себе не послушных, а горячих лошадей. Они руководствуются при этом таким расчетом: если они смогут обуздать горячую лошадь, то с другими им нетрудно будет управиться. Так точно поступил и я: желая уметь обходиться с людьми, я женился на Ксантиппе, будучи уверен, что, если я управлюсь с нею, мне легко будет общаться со всеми остальными людьми».
Этот диалог в «Пире» объясняют тем, что Антисфен, желая подчеркнуть мудрость своего учителя и духовного главы кинической философской школы, специально противопоставляет Сократу человека из враждебного философу мира.
Впрочем. Возможно, что всё это, сказанное про Ксантиппу, - ВЫДУМКИ и МИФЫ.
Свидетельство о публикации №115022800469