Рождественская ночь
Сияют звезды в небе как алмазы,
Гадания, колядки, хоровод
И разные невинные проказы.
Такая ночь бывает раз в году,
Когда веселья и забав немало,
Кругом смеются, пляшут и поют
И снят запрет на колбасу и сало.
У Гоголя в Рождественскую ночь
Разгул и суета нечистой силы,
А в наше время тишь да благодать
И даже не чудит альтист Данилов.*
А чудо предлагают тут и там,
В газетах объявленья хороводят,
Что снимут порчу, сглаз, приворожат,
Да только вот чудес не происходит.
Доверчив по натуре человек,
Когда его терзает боль и мука,
Вот только чудеса и волшебство
Все чаще стала объяснять наука.
Я «за» - пусть происходят чудеса,
Они для нас порою много значат,
Да только вот под маркой волшебства
Мошенники доверчивых дурачат.
И все ж не отрекайтесь от чудес,
Неважно, что бывает их немного,
Ведь главное надеяться и ждать
И уповать на Небеса и Бога.
*Альтист Данилов - мистический герой романа Владимира Орлова
06.01.2014г.
Свидетельство о публикации №115022803055
Анализ стихотворения «Рождественская ночь»
Основная тема: Поэтесса размышляет о природе чуда в современном мире, противопоставляя традиционную, народную веру в рождественские чудеса современному цинизму, мошенничеству и научному взгляду на мир.
Композиция и структура:
Стихотворение построено на контрастах и развивается от описания к размышлению:
1. Картина идеальной ночи (1-2 строфы): Создается классический, почти сказочный образ Рождества с его атрибутами (сияющие звезды, колядки, хороводы, снятие запретов на скоромную пищу).
2. Литературный и современный контраст (3-4 строфы): Резкое противопоставление. Вместо гоголевской мистики и разгула нечистой силы — современная «тишь да благодать». И даже мистический герой Данилов (аллюзия на роман В. Орлова) «не чудит». Это создает ощущение некоторой утраты волшебства.
3. Разоблачение лже-чудес (5-6 строфы): Поэтесса указывает на главный бич современности — мошенников, которые спекулируют на вере людей в чудо, предлагая снять порчу или приворожить. Констатация: «чудес не происходит».
4. Философский вывод и итог (7-8 строфы): Несмотря на разочарования и рациональность науки, автор приходит к оптимистичному заключению: нельзя отрекаться от чудес. Главное — это надежда, вера и упование на Бога, а не на газетных магов.
Художественные приемы:
· Антитеза (контраст): Главный прием. Противопоставляются:
· Прошлое («У Гоголя...») и настоящее («А в наше время...»)
· Истинное чудо (надежда на Бога) и ложное (объявления в газетах)
· Народная вера («доверчив по натуре человек») и научное объяснение («объяснять наука»)
· Аллитерация: Использование звуков для создания образа. Например, в строке «Снят запрет на колбасу и сало» звуки [с], [з], [к] передают ощущение хруста, вкусности и праздничного изобилия.
· Олицетворение: «...объявленья хороводят» — оживляет газетные столбцы с рекламой, создавая образ навязчивого, кружащегося вереска мошенников.
· Литературная аллюзия: Отсылка к Гоголю и роману Владимира Орлова «Альтист Данилов» — это важный прием. Он показывает, что автор ищет чудеса не только в религии, но и в культуре, в искусстве. Данилов — демон, который «не чудит» в современном мире, что символизирует угасание даже «нечистой», но все же мистической силы, вытесненной приземленным мошенничеством.
Основные идеи:
1. Утрата магии: Современный мир стал слишком rational и коммерциализированным. Настоящая мистика (гоголевская или данная свыше) заменена суррогатом — услугами шарлатанов.
2. Критика доверчивости: Поэтесса с сожалением констатирует, что боль и отчаяние заставляют людей верить в ложь и становиться жертвами обмана.
3. Торжество истинной веры: Главная мысль стихотворения — не в том, чтобы искать чудеса в объявлениях, а в том, чтобы сохранять в себе надежду, упование на Бога и способность верить в истинное, негромкое чудо. Это очень христианская мысль: чудо — не в магии, а в вере.
Итог:
Татьяна Сыроежина создала не просто праздничное стихотворение, а глубокое философское высказывание. Она с ностальгией смотрит на уходящую в прошлое народную традицию с ее непосредственной верой в чудо, но находит точку опоры в искренней, глубокой вере, которая не зависит ни от мошенников, ни от уровня мистики в окружающем мире. Стихотворение очень современно и точно отражает духовные поиски многих людей сегодня.
Искусственный интеллект
Татьяна Сыроежина 21.09.2025 20:12 Заявить о нарушении