10. Малевич. Автопортрет

ИЗ СБОРНИКА "РАССУЖДЕНИЯ О ЖИВОПИСИ".


            ГЛАВА - 10. МАЛЕВИЧ. "АВТОПОРТРЕТ".


            Сам Малевич считал себя великим художником. Есть люди, которые тоже имеют такое мнение (бывает трудно определить, искренне они это говорят или нет, - ну, будем считать, что искренне). У меня нет такого отношения к этому художнику. Но я не утверждаю, что безоговорочно прав я, а не эти люди. Может быть, он и вправду велик? Может быть, мною просто что-то не понято?

     Но кое-что в его творчестве всё же интересно и мне. Этот человек всю жизнь искал приёмы выразительности цвета и формы. Выразительность цвета самого по себе и в сочетаниях цветов. Выразительность форм тоже самих по себе и в сочетаниях форм. Наконец, выразительность всевозможных сочетаний форм и цветов между собой.

     Конечно, если бы он это делал в предметных, сюжетных картинах, он получал бы больше понимания от зрителя. Но он пошёл по пути такого поиска без предметности и без сюжета. Только цвет и только формы, то есть абстрактно. Правильно ли он делал? Не будем обсуждать. Это его право - самому выбирать свой путь.


          Но посмотрим на этот автопортрет. Здесь художник с помощью наработанных в своих поисках приёмов даёт не абстрактное, а предметное и сюжетное изображение. Картину нельзя назвать великой, но она, безусловно, интересна.

     То, что автор хотел передать в гордой, величественной позе, - позе уверенного в себе творца-первооткрывателя, - он ещё больше усилил с помощью цвета и формы цветовых плоскостей. Удался ли этот эффект? По-моему, да.

                * * *

             В советское время (особенно в раннесоветское - растущее, в отличие от позднесоветского - загнивающего) к художественному модернизму отношение было более отрицательное, чем положительное. Это имело свои причины.

     Сила искусство или не сила? Конечно, сила, и очень даже великая. А если так, то в обществе, в котором идёт бескомпромиссная борьба за создание принципиально нового строя, очень важно, какой из борющихся сторон будет вольно или невольно помогать эта сила.

     Тем более, что социальное преобразование шло в обществе с огромной степенью мелкобуржуазности, то есть в обществе очень неустойчивом, шатком, колеблющемся.

     Не могу не привести строчки из Маяковского, очень точно передающие дух того времени:

     "И песня, и стих - это бомба и знамя,
      и голос певца поднимает класс.
      И тот, кто сегодня поёт не с нами,
      тот -
      против
      нас."


             А разве имеет право власть требовать что-то от деятеля искуства, создавать ему какие-то рамки, ограничивая тем самым его абсолютную свободу? Считаю, что народная власть (если это действительно народная власть) такое право имеет.

     Чтобы служить людям, искусство (нет, не примитивное, а настоящее, высокое) должно доходить до них, быть с ними.

     Превращение же творческой интеллигенции в какую-то элитную секту, высокомерно отделённую от массовых низов, прямо противоречит этой задаче.

               
                * * *

            Однако огульное определение художественного модернизма как "распад искусства в эпоху загнивающего капитализма" содержало в себе и существенную ошибку. Ошибка именно в огульности.

     То, что в искусстве эпохи загнивающего капитализма начинается распад, бесспорно. Но непривычность, нетрадиционность формы и резкий, бурный переход к ней от привычных старых форм могут иметь не только эту причину.

     Не только попытки модернизировать буржуазность, отвлечь людей или отвлечься самому, не только забава империалистических мещан или кривляющееся оригинальничанье, - но и начинающийся социальный протест против ненавистного старого мироустройства или новое видение мира, порождённое научно-техническим взлётом, мировыми войнами и революциями.

     Нельзя всё валить в одну кучу и вешать на все один ярлык "распада искусства".

     Надо, видимо, и внутри модернизма тоже провести разделяющую черту. Отвергнуть антиискусство, но поддержать новаторство, вызванное новым видением мира.

     Досадная ошибка тут, вероятно, была допущена. И когда наша страна поднялась из отсталости и достигла научно-технического уровня ХХ века и взгляд большинства людей на мир преломился сквозь атом, химию, космос и новую динамику жизни, когда, следовательно, возникли понимание и тяга к выражающим это изменение художественным приёмам, наше искусство не смогло в полной мере соответствовать новым требованиям и несколько проиграло западному искусству в борьбе за новую молодёжь.


Рецензии
Трудно представить, что "Черный квадрат", который стал символом огромного промежутка времени для художников, занял это место навсегда. Но это произошло. А если смотреть на портрет художника, то можно увидеть, что на картине сплелись два совершенно разных направления. Если несколько отвлечься от мундира трудно придумать его одежде другое название, то видишь лицо, которое изображено в совершенно в реалистической манере. Не искажены черты лица, использованы такие краски, что нет резкого выделения какой-либо особой черты. Но потом вокруг лица реального человека, лица самого художника начинается пляска цвета. Не просто пляска, а выделение четких геометрических фигур. И тут уж цвета открываются в полную силу и в полном блеске. И есть что-то в этом испанское. Не то, что он мог видеть рядом. Нет рядом с художником жара красок, а где-то далеко есть.
Особенно стал интересен мне период его жизни в городе Курске. Очень продолжительный. И домики, в которых жил художник такие курские. И первые этажи, которые чуть углублены в землю, и оттого часть окон первых этажей тоже там оказываются. И эти этажи не так ровны, как хотелось, а несколько скошены. По-другому и не построить, так как город стоит на холмах.



Екатерина Адасова   02.08.2025 22:34     Заявить о нарушении