Тайные сны наяву - Фет и Блок

Новый смысл освещает земное бытие «в молчаньи ночи тайной» 1   в поэзии Афанасия Фета:
    
«Каждое чувство бывает понятней мне ночью
                и каждый
          Образ пугливо-немой дальше трепещет во мгле…»
                (1843)

Не  безмятежный сон дарит поэту всесилие ночи, а обострение  всех, глубоко сокрытых днём чувств, в ночной тиши вырывающихся на свободу из глубин человеческого существа.   
   
    Музыкальными перстами Александр Блок  подхватывает  лирический шлейф Афанасия Фета и  в художественный  круг  замыкает свои поэтические  «сумерки»  и  «вечернюю  пору»   Фета,  делая его строки  эпиграфом к своему стихотворению:
            

Дождешься ль вечерней порой
Опять и желанья, и лодки,
Весла и огня за рекой?
                Фет
      
        « Сумерки, сумерки вешние,   
         Хладные волны у ног,
         В сердце  -  надежды нездешние,
         Волны бегут на песок.
         …………………………      
         Тайна ль моя совершается,
         Ты ли зовешь вдалеке?
         Лодка ныряет, качается,
         Что-то бежит по реке».2         
               
                (16 августа 1901)
   
    На всеобщее обозрение  Блок выводит лирическую ладью Фета как отправную точку собственного плавания по волнам поэзии. Из короткого эпиграфа Фета он  вычерпывает всё  - до последней ноты: и вечернюю пору, и тайные желания, и водную ускользающую стихию реки, и блики огня, и завораживающее ожидание  чего-то.
   
    Фет глубинно близок  молодому Блоку своим необоримым стремлением к мирам иным, своим безбоязненным освобождением от земных пут, своим бесстрашным приятием «двойного бытия»:
            
              «Царит весны таинственная сила
              С  звездами на челе.  –
              Ты нежная! Ты счастье мне сулила
              На суетной земле.

              А счастье где? Не здесь, в среде убогой,
              А вон  оно – как дым.
              За ним! за ним! воздушною дорогой –
              И в вечность улетим!»   
               
               
                ( «Майская ночь», 1870)

      
Эти строки принадлежат перу Фета, но как созвучны они  лире  Блока!
И  весенний полёт к звездам! У Фета полёт – всегда движение вверх,  в бесконечность. У  Блока – это концентрические круги, в которых  он  то уносится в воздушную бездну, то вновь приближается  к  земле; это огненный, страстный полет к мечте, Богине, Прекрасной Даме:
            
             «Ты горишь над высокой  горою,
             Недоступна  в  Своем терему.
             Я примчуся  вечерней порою,
             В упоеньи мечту обниму.
             ……………………………
             И, когда среди мрака снопами
             Искры станут кружиться в дыму, -
             Я умчусь с  огневыми кругами
             И настигну Тебя в  терему».            
               
                (18 августа 1901)

      
     Уже в поэтическом мире  Фета появляется «кроткая царица ясной ночи», «царица чувств, властительница дум»  -  предтеча   Вечной Женственности  в стихотворениях Блока.

     Необоримая жажда совершенной любви, возможная только за пределами бренного мира, выбрасывает Фета в вечный космос. Он,  страстно поклоняясь в своей лирике земной красоте, никогда не перестаёт стремиться туда, где «светит с небес девы изменчивый лик».

     Кажется,  лирика Фета – это сотканный из сияющих звёзд ковёр, а  ночная  небесная звезда – её главная героиня. И пока поэт остаётся на земле, спасительным для него будет уже сам  взгляд, обращённый в звёздную вечность («Среди звезд», 22 ноября 1876).
   
     Ожидание встречи с Ней, с Тайной  -  живёт в мире Фета и  Блока.

     В поэзии Фета  - это и ожидание встречи с идеальной возлюбленной, покинувшей землю:
            
              «Ты отстрадала, я еще страдаю,
              …………………………………
              Скорей, скорей в твое небытие!»
               
                (4 ноября 1878)

 
Это  ожидание откровения Вечной Красоты,  которую предчувствует душа  здесь на земле:

               
                «Я жду… Соловьиное эхо
                Несется с блестящей реки,
                Трава при луне в бриллиантах,
                На тмине горят светляки.
            
                Я жду… Темно-синее небо
                И в мелких и в крупных звездах,
                Я слышу биение сердца
                И трепет в руках и в ногах.

                Я жду…  Вот повеяло с юга;
                Тепло мне стоять и идти;
                Звезда покатилась на запад…
                Прости, золотая, прости!»
               
                (1842)
      
      Лирический герой Фета смиренно ждёт откровения-встречи. Он не решается даже произнести: кого он ждёт, чего он ждёт, трепеща, с бьющимся сердцем. Звезды, у которой он просит прощение за свою дерзость? И у неё ли просит? Или  Кого-то иного? Чего-то иного?
   
      О ж и д а н и ю   двадцатилетнего Фета вторит   о ж и д а н и е двадцатилетнего Блока. Как близки и одновременно далеки в своих о ж и д а н и я х два поэта!
               
                «Я жду призыва, ищу ответа,
                Немеет небо, земля в молчаньи,
                За желтой нивой – далеко где-то –
                На миг проснулось мое воззванье.

               
                Из отголосков далекой речи,
                С ночного неба, с полей дремотных,
                Все мнятся тайны грядущей встречи,
                Свиданий ясных, но мимолетных.

                Я жду  -  и трепет объемлет новый,
                Все ярче небо, молчанье глуше…»

                (7 июля 1901)
   
   
Трепещет пред Вечной Тайной  лирический герой  Блока, но он требовательней,  настойчивей в своем ожидании о т в е т а-
п р и з ы в а.               
   
    Лирик  Фет останавливается на пороге Тайны.  Блок  и дерзостно, и смиренно бросается  Ей  навстречу.
   
    Александру Блоку было двенадцать лет, когда ушёл из жизни автор «Вечерних огней»3 Афанасий Фет.  И кажется, что свою негасимую лирическую  свечу  Блок  зажёг прямо от огня  поэзии  Фета.

               
                Февраль-март  2009 года,   Москва      
   







Примечания:

1. Здесь и далее цит. по: Фет А.  Лирика. М.: Изд-во «Эксмо», 2008.
2. Здесь и далее цит. по: Блок А. Предчувствую Тебя. Стихотворения. М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2001.
3. Последние прижизненные сборники стихотворений Фета, вышедшие под общим названием «Вечерние огни» в 1883, 1885, 1889  и 1891 годах.
            

*Эссе впервые опубликовано в сборнике : Елена Сударева «Не страшно мне, когда темно» . Эссе о русской литературе. М.: Изд. дом «Гуманитарий», 2010. С. 25-30.               


Рецензии