Джентльмены удачи

В очередной раз пересматривая полностью растащенную на цитаты, заученную буквально наизусть комедию, у меня вдруг навернулись слёзы на глазах. И совсем не от смеха, а скорее от осознания того, какие людские судьбы, какие характеры героев скрыты за их смешными, порой наивными поступками. И только сейчас я сообразил как удачно Данелии и Серому удалось под «личиной» комедии развернуть перед нами целую череду характеров героев, каждого со своей трудной судьбой, со своими моральными принципами, но непутёвых, побитых судьбой, загнанных ей в безысходное положение, из которого, как им кажется, нет выхода. Выход, конечно же, есть, но кто им поможет сделать первый шаг, кто поможет переломить себя и судьбу, если они чувствуют себя ненужными и лишними.
 
Каждый представленный здесь типаж — своя трагедия. Хмырь — человек, у которого было всё: любящая и любимая жена, дети, образование, — но который сбился с пути и ему бы вернуться обратно, но ему… стыдно. Он же думает, что его не примут после того, как он угодил в тюрьму, будто к нему изменилось отношение. Не потому ли он решает повеситься, получив письмо от жены и сына и осознав, что все его годы скитаний и попыток укрыться не принесли ничего, кроме страданий не только ему, но и его семье?! Не оттого ли, что вдруг понимает, что его любят таким, какой он есть, и что он кому-то НУЖЕН несмотря ни на что?
 
Косой. За блистательной комической ролью в исполнении Савелия Крамарова оказывается незамеченной трагедия «непутёвого» человека. Он даже не виноват в этом. Он просто когда-то попал не в ту компанию. Ведь у него есть воспоминания, светлые воспоминания о детстве в детдоме, есть воспоминания о детской дружбе, посмотрите, как он радуется, встречаясь с другом из детдома и как оседает после вопроса «а ты чем занимаешься?». Ведь ему не по душе воровская деятельность, он на самом то деле не «нехороший ты человек, Косой, злой», он добрый, но он не знает, а что он может сделать.
 
И есть два героя Евгения Леонова. Не верится, что обе роли играл один и тот же человек, потому что они настолько разные, что в голове не укладывается, как может добряк-заведующий перевоплощаться в матёрого уголовника. Ну не понять это умом. Его герои — антиподы. Фронтовик, прошедший войну и ставший блестящим воспитателем, нашедшим свою стезю. У него нет своей семьи и детей, но он любит детей как своих. А значит, любит и всех людей. Помните, как выглядит его стол? Фотографии детей и фронтовые награды… И «доцент», вор-рецидивист, который «всегда чувствует»… Это два столпа, две сильные личности, которые заставляют течь судьбы окружающих их людей по одному или другому руслу.
 
Именно Трошкин воссоединяет в итоге семью Гаврилы Петровича и это он произносит при федином друге детства «а он вор». «Это не смешно, бабушка» — «Не смешно». Эти два радикальных поступка переворачивают жизнь двух рецидивистов, которые понимают, что во фразе «Ты вор — джентльмен удачи. Украл, выпил — в тюрьму. Украл, выпил — в тюрьму» нет ни единого повода для гордости, а только горечь и досада.
 
А как прорисованы второстепенные герои! Набросаны только общие черты, но с каким изяществом и ненавязчивостью! Полковник милиции, курирующий операцию, начальник тюрьмы, ну и, конечно же, учёный и Василий Алибабаевич (его я тоже отправляю ко второстепенным персонажам). Учёный, обеспокоенный только судьбой шлема, он полностью в своей науке и по-своему готов идти до последнего во имя достижения цели. Вдумайтесь, он увязывается за тем, кого считает рецидивистом, не вполне, конечно, осознавая, что тому прикончить его — как пальцами щёлкнуть!
 
Василий Алибабаевич тоже очень своеобразный персонаж. Он эдакий Иванушка-дурачок: прокалывается нечаянно дворничихе, что он сидит «на шухере», домовитый и достаточно обстоятельный, но в то же время именно из его уст мы слышим «то бензин, а то дети…». Он не главный персонаж, он и правда лишний по всем параметрам, но он необходим в этой компании, он её оттеняет.
 
Данелии и Серому удалось создать без преувеличения шедевр кинематографа, замаскировав драму о сложных человеческих судьбах остроумнейшей и смешной комедией. Ведь никто даже не подумает о том, что это на деле-то фильм-поучение, когда плохой герой исправляется и становится хорошим. И секрет здесь и в том, что нужно уметь оставить приоткрытый финал — мы не знаем, как сложатся дальнейшие судьбы героев: они могут исправиться, а могут и продолжить свою «карьеру» рецидивиста, — мы видим лишь перелом в их сознании. Но только сумев замаскировать такое серьёзное кино под искромётную комедию, авторы фильма сумели обречь его если не на бессмертие, то на долголетие.


Рецензии