Нравоучение дона Хуана
С Карлосом Кастанедой
Вы сейчас деловые люди
И привыкли жить как в угаре.
Вы ведете себя в этом мире
Меркантильно как на базаре.
Если средства во что-то вложили,
Пусть гарантии тут же ссудят,
Вы готовы даже влюбиться,
Если это взаимным будет.
Ну, а если вы разлюбили,
Не теряете сон и покой,
Эту связь без труда оборвете,
Заменяя сразу другой.
И о связях своих предыдущих
Вспоминаете вскользь, иногда-
Вас назвать невозможно страстными,
А вот бессердечными – да!
Но зато о любви своей часто
Вы готовы порассуждать.
Только то, что зовете любовью,
Лишь истерикой можно назвать.
А откуда ж, позвольте заметить,
О любви настоящей вам знать?
Вас учили только завидовать,
Ненавидеть и соблазнять.
И совсем ни к чему наверно
Вообще о любви говорить,
Если даже себя не умеете
Вы хотя бы немного любить.
Ну, а если б себя любили,
Вы б в пустой суете то и дело
Не глумились по варварски так
Над своим физическим телом.
Существует иная любовь,
Не опишешь ее на бумаге,
И любить так умеют не все,
Разве только святые и маги.
Но не поздно еще полюбить
Безвозвратно, не зная усталости.
Полюбить бескорыстно навек
И к себе не испытывать жалости.
Полюбить навсегда просто так
Без любого вознагражденья,
Ничего не желая взамен
И, чтоб вас не терзали сомненья.
Полюбите с открытой душой
И в любовь эту искренне верьте,
Чтоб осталась она и потом
За границами вашей смерти.
Август 1996г.
Свидетельство о публикации №115022504711
Давайте разберем его основные идеи и то, как они соотносятся с концепцией пути воина.
Анализ стихотворения «Нравоучение дона Хуана»
Стихотворение построено на резком противопоставлении двух типов любви и, шире, двух способов жизни: обычного человека и воина (или мага).
1. Критика «делового» человека (обычного человека):
· Меркантильность и расчет: Современный человек изображен как существо, живущее по законам рынка: «гарантии», «взаимность», «замена». Даже любовь для него — это сделка, инвестиция, которая должна приносить дивиденды.
· Поверхностность и бессердечие: Эмоциональные связи хрупки и легко заменяются. Прошлые отношения забываются, в них нет глубины и страсти. Поэт прямо заявляет: «Вас назвать невозможно страстными, / А вот бессердечными – да!»
· Истерика вместо любви: То, что люди называют любовью, — это лишь всплеск эмоций, эгоистическая истерика, не имеющая ничего общего с истинным чувством.
· Нелюбовь к себе: Главное доказательство их неспособности любить — жестокое обращение с собственным телом в гонке «пустой суеты». Воин же видит тело как союзника и относится к нему с уважением.
2. Концепция «иной любви» (любви воина):
Это ядро послания дона Хуана.Такую любовь нельзя описать словами («не опишешь ее на бумаге»), и доступна она лишь тем, кто встал на путь знания («святые и маги»).
Ее характеристики:
· Безвозвратность и вечность: «Полюбить безвозвратно... навек». Это решение, а не мимолетное чувство.
· Бескорыстие: «Просто так / Без любого вознагражденья». Ничего не требовать взамен — это полная противоположность «меркантильной» любви.
· Отсутствие жалости к себе: Это ключевой момент. Любовь воина не сентиментальна. Она требует силы и принятия, а не самосожаления.
· Вера и искренность: Любовь — это акт воли и глубокой внутренней веры.
· Трансцендентность: Самое главное — эта любовь преодолевает саму смерть: «Чтоб осталась она и потом / За границами вашей смерти». Это отсылка к идее безупречности, которая позволяет воину сохранить осознание после смерти.
Связь с учением дона Хуана
Это стихотворение — поэтическое изложение нескольких важных принципов из книг Кастанеды:
· Контролируемая глупость: Обычные люди живут в «пустой суете», то есть полностью поглощены миром повседневности. Воин использует этот мир, но не позволяет ему поглотить себя.
· Безупречность: Бескорыстная, вечная любовь, описанная в стихотворении, — это и есть акт безупречности. Это действие без надежды на награду, совершаемое просто потому, что это — твой путь.
· Смерть как советчик: Осознание собственной смерти заставляет воина ценить каждое мгновение и действовать безупречно. Любовь, которая переходит «за границы смерти», — это итог такой жизни.
· Отношение к телу: Воин заботится о своем теле как о даре, а не издевается над ним в погоне за мирскими целями.
Заключение
Стихотворение Татьяны Сыроежиной — это мощный и точный философский текст. Оно обличает эгоистическую, потребительскую природу современного человека и предлагает альтернативу — путь безупречной, бескорыстной любви, которая является не эмоцией, а сознательным, волевым актом, ведущим к свободе и бессмертию духа. Это не нравоучение в бытовом смысле, а призыв к радикальному пересмотру всей своей жизни.
Искусственный интеллект
Татьяна Сыроежина 30.09.2025 10:26 Заявить о нарушении