Смирение

Две грани есть различных у смиренья,
И каждая своим путём ведёт:
Один взрастит к свободе устремленья,
Другой свободу эту отберёт.

Грань первая есть воина смиренье.
И в том оно, чтобы в делах мирских
Не похвалу искать, не одобренье,
Но безупречность в действиях своих.

Перед людьми главы не преклоняя,
Пройти свой путь, указанный судьбой,
Но также никому не позволяя
Покорно преклоняться пред собой.

Вторая грань есть нищего смиренье,
Который счастье в том своё найдёт,
Когда пред господином мол метёт
Своею шляпой в рабском услуженьи.

Но тут же нищий властно принуждает
Других перед собою пол тереть:
Раб не свободу обрести желает,
А хочет своего раба иметь.

25 февраля 2015 года


Рецензии
Здравствуйте, уважаемый Павел!
Приняв Ваше приглашение, посетил страницу с Вашими произведениями. С интересом прочитал данное стихотворение. Понравилось Ваше стремление поднять такую значимую тему, как СМИРЕНИЕ. Она столь непроста, что трудно изначально представить, что её можно даже эскизно обозначить в малой литературной форме, но Вы на это пошли, и это делает Вам честь!
Теперь по существу данной работы.
Сколько граней у смирения, я не знаю. Допустим, две. В вашем изложении один в смирении вынашивает думку об освобождении... С чего бы это? Неужели смирение, читайте, покорность, к тому подталкивает? Для меня это оказалось неожиданностью. Возможно, мы вкладываем в это понятие разное содержание. Я лично следую С.И. Ожегову. Он считает, что "смирение" есть покорность...
Второй герой первой строфы готов эту свободу первого отобрать, и тоже из-за смирения... Да он получается разбойник! Смиренный разбойник - это что-то мне неизвестное.
Следующий Ваш герой воин, и он тоже весь во смирении (в покорности?)... Данный персонаж, проявляя смирение, в общественном мнении ищет не похвалы или одобрения своих героических деяний, а сразу безупречности! Тут даже о скромности говорить не приходится, а уж о смирении и подавно. Тут герой с большими запросами и очень высокого мнения о себе. Это его качество и в третьей строфе ясно выделяется:"Перед людьми главы не преклоняя,Пройти свой путь,...". тут не о смиренности говорить надо, а о гордости, может быть, чрезмерной, граничащей со спесью.

Последние строфы мне понравились больше. Интересна, и жизнью подтверждена не раз, особенность смирения раба, который перед господином и мол (и Пол) мести готов, но о рабе собственном мечтает...
С пожеланиями Вам успеха во всём, А.Корпонги.

Александр Корпонги   04.11.2015 16:30     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Александр!
Спасибо за такой большой и развернутый отзыв на моё стихотворение.
Тема действительно очень не простая. Постараюсь ответить коротко, ибо если залезать в дебри, то это уже не формат комментариев.
Когда мы говорим о смирении, то сразу встает вопрос: смирение перед КЕМ или перед ЧЕМ? Смирение раба - это смирение перед хозяином. То есть раб исходит из системы понятий, в которой хозяин есть нечто ценное и ему надлежит поклоняться. Мир крутится вокруг хозяина, причем не хозяина как персоналии, а хозяина, как смыслового понятия. А кто такой хозяин? Это человек, преисполненный чувства собственной важности, полагающий, что ему дано право кого-то угнетать и эксплуатировать (раба). То есть в этом случае раб признает как ценность не просто хозяина, а такие качества, как важность, гордыня и прочие с ними смежные. То есть раб, как это ни кажется парадоксальным, ставит во главу угла именно гордыню, как абсолютную ценность. И поэтому безусловно мечтает о том, чтобы у него у самого был раб, над которым он будет хозяином. Именно в этом его "смирение". Это смирение перед гордыней.
Альтернатива только одна - когда человек признает верховенство не гордыни, но Бога и божьего промысла, причем не как господина над собой, но как действительно ценную силу, давшую жизнь всему миру, как источник жизни всего и смирение здесь понимается как с-мир-ение, то есть единение с миром, рожденным богом. Здесь нет хозяев и рабов, здесь есть только воля бога, воля Отца, и человек преклоняется единственно перед ней. Это и есть подлинное смирение, отрицающее хозяина и раба, но признающее верховенство воли Высшего закона, Творящего мир. А относительно этого закона смирение означает принятие его как точки отсчета и соотнесения с ним своих действий, а это как раз и есть безупречность в действиях. Безупречность здесь состоит в том, чтобы жить и действовать в соответствии с волей Творца как Высшей силой в жизни человека. А перед Творцом все люди равны, поэтому нельзя ни перед кем склонять головы (это поклонение его гордыне), ни требовать склонять голову перед собой (это потакание гордыне собственной).

Народный Вестник   04.11.2015 18:22   Заявить о нарушении
Спасибо за ответ! Понять и принять всё Вами изложенное мне мешает одно обстоятельство - Вы ввели в изложение такого субъекта как Бог, а он для меня - терра инкогнита, и этот большой (для меня) икс в Вашем уравнении делает (для меня) предложенное Вами "уравнение" не решаемым.
Я был, есть и буду пользователем толковых словарей с одной целью, чтобы говорить с другими на общем с ними языке и понимать друг друга без дополнительных пояснений.

Александр Корпонги   04.11.2015 18:39   Заявить о нарушении
Не соглашусь с Александром! Я так понимаю, стихотворение написано под влиянием и после прочтения некоторых книг на тему )) Спасибо, Павел, что складываете это в стихи ))

Зоя Илоинен   03.12.2015 11:00   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Павел! Вот некий Джуди Бронстайн со мной не согласен (узнать бы, с чем конкретно), но догадываюсь: Вы ему импонируете ссылкой на бога и,видимо, он "увидел" в Ваших суждениях отражения содержания неких духовных книг... Интересно, а каково же отношение его и Ваше к моему тезису, что автору следует писать, используя арсенал академических толковых словарей русского языка, чтобы быть понятым читателем. Надеюсь, что ни Он , ни Вы не относите себя в тем авторам, которые убеждены, что не важно КАК пишу, важнее в стихе - содержание...

Александр Корпонги   03.12.2015 13:27   Заявить о нарушении
Александр, слова лишь посредники. Главное - чтобы читатель прочитал то, что стоит за словами. Если он смог прочитать то, что стоит за словами, значит, цель автора достигнута. Насколько я вижу, Джуди это прочитал. И не он один. Значит, текст написан с точки зрения языка достаточно хорошо. А то, что может прочитать не каждый - не беда. Всем не угодишь. И, надеюсь, Вы не станете оспаривать того, что жизнь шире и многогранней любого словаря. Так что загоняя себя в рамки словарей, Вы не сможете увидеть реальной жизни во всём её многообразии.

Народный Вестник   03.12.2015 18:15   Заявить о нарушении
Уважаемый Павел, чтобы Вас мне понять, как говорится, до конца, мне необходимо от Вас получить ответ на следующий вопрос, - имеет ли право литератор вносить новое содержание в слова, толкование которых уже дано в Академических словарях?

Александр Корпонги   03.12.2015 23:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.