Слово о полку Игореве

 
Слово о походе Игоревом,
Игоря, сына Святослава,
внука Олега.

(три актёра по очереди или хором декламируют отдельные стихи и строфы или представляют персонажей Слова)
            Пролог
 (обращается к двум другим рассказчикам-актёрам)
Как прежде не годиться, братья,
Нам повесть начинать,
И сына Святослава – Игоря
Поход несчастный описать.

Начнётся песня эта
По былям наших дней,
И замысла Бояна
Уже не будет в ней.

Ведь если песню новую
Он – дивный, сочинял,
То словно белка мыслью
По дереву1 скакал.

Иль быстро по земле
Как серый волк бежал.

Иль сизым он орлом
Под облака взлетал.

Когда ж междоусобицы
Былые вспоминал,
То десять соколов на стаю
Он лебедей пускал.

Который настигался,
Тот песню запевал.

О прежнем Ярославе2.

О храбреце Мстиславе3,
Который пред касогами
Редедю поразил.

А также о красивом
Романе Святославиче4.

Однако ж, братья, тот Боян
Не десять соколов
На стаю лебедей пускал,
А пальцы ловкие на струны
Певучие он клал.

И князям славу сами
Те струны рокотали.

Начнём же повесть107, братья,
От прежнего Владимира5
До нынешнего Игоря.

Который ум решимостью
Своею укрепил.

И мужеством своим
Он сердце заточил.

И духом воинским
Исполнивши себя,
За землю свою Русскую7
Он двинул на половцев
Отважные войска.

О, Боян! - соловей
Прежнего времени!
Как бы ты полки воспел бы эти,
Как соловей8 по дереву
В воображении скача?

Взносясь умом под облака?

И славу в временах
Сплетая на века?

И по тропе Трояна9 рыская
К горам через поля?
  (Боян)
О том бы внуке – Игоре,
Запел бы песню так:
«То не буря соколов
Несёт над полями,
А к Дону великому
Летят галочьи стаи10».

Нет, дивный Боян –
Велеса11 ученик,
Запел бы песню так.
       Действие 1
       Явление 1
За Сулой заржали кони 12.

Слава в Киеве звенит.

Трубы трубят в Новограде.

Стяги встали во Путивле.

Брата милого к себе
Всеволода Игорь ждёт.

И сказал отважный тур13-
Всеволод ему:

«Один ты, Игорь, брат мой,
Свет светлый для меня,
И оба Святослава
Мы только сыновья!
Седлай же, брат, ретивых
Коней ты поскорей,
Моих же приготовил
Давно уже коней.
И опытные воины –
Куряне14 все мои,
Под трубами военными
На поле рождены.
Под шлемами взрастали,
Питались лишь с копья,
И все пути изведали
Овраги и поля.
На луки их натянута
Тугая тетива,
Колчаны их открыты
И сабля их остра.
Как волки они серые
Бегут через поля,
Ища для князя славу
И чести для себя».
        Явление 2
На солнце глянул Игорь
На светлое тогда,
И видит, что всех воинов
Покрыла его тьма15.

И Игорь пред дружиною
Своею так сказал:

"Братья и дружина,
Уж лучше в битве пасть,
Но только ко врагу
Нам в плен бы не попасть.
Давайте ж, братья, вскочим
На резвых мы коней
И синий Дон увидим,
Как можно мы скорей».

Охвачен сильной страстью,
У князя разум был,
И синий Дон ему
Знаменье заслонил.

«На поле Половецком, -
Он далее сказал, -
В его конце копьё
Ещё не преломлял.
Готов я с вами, русичи,
Иль голову сложить,
Или воды донской
Из шлема там испить».
        Явление 3
И вступил Игорь-князь
В золотое стремя
И по полю чистому
Ехал в это время.

Солнце ему путь
Тьмою закрывало,
Ночь, гремя грозою,
Птича16 пробудила.

Свист звериный раздаётся.

Всполошился это див,
На верхушке древа кличет,
В земли он чужие
Посылает весть.

Поволжья и Поморья.

Сурожи и Посулья.

Корсуни17и тебе –
Тмутороканский идол105!   
                Явление 4   
А половцы путями нехожеными
Помчались к Дону великому.

Кричат с телег в полуночи:
«Передайте18: лебеди встревожены –
Игорь войско к Дону ведёт».

И уже от птицы подобия
Беда его близкая ждёт.

Волки в оврагах
Воют подобно грозе.

Клекот орлов
На трупы манит зверей.

И на красные щиты
Лают издали лисицы106.

О, Русская земля,
Уже ты за холмами!
             Явление 5
Долго длилась ночь,
Но вот зажглась заря,
Туман покрыл поля,
И стихла песня соловья,
А галки пробудились,
На ветвях гомоня.

А Русичи поля
Щитами преградили,
Ища для князя славу
И чести для себя!
          Действие 2
             Явление 1
А спозаранку в пятницу
Они потоптали...

  …Поганые полки половецкие!

И, рассыпавшись стрелами,
По полю помчали...

  ...Красивых девиц половецких!

А с ним золото, шелка
И дорогие бархаты.

Кафтанами, плащами
И шубами мостки
Мостили чрез болота
И топкие места.

А также половецкими
С узорами нарядами.

А стяг багряный
С хоругвью белой19…
            
И с красной прядкою
Серебряное древко20…

За храбрость - Святославичу!
            Явление 2
Вот в поле задремали
Отважные птенцы
Олегова гнезда.
 
Далёко залетели.

Не родились они
Обиды выносить
От сокола и кречета.

А также, чёрный ворон, от тебя –
Поганый половчин!

Гзак серым волком мчится.

За ним Кончак ко Дону
Великому стремится.
           Явление 3
А на другой день очень рано
Кровавые зори
Встречают рассвет.

Чёрные тучи с моря летят,
Солнца четыре спрятать хотят 21.

А в них трепещут синие молнии.

Быть грому великому,
Идти дождю стрелами
С Дона великого.

Тут копьям преломиться,
Тут саблям затупиться
О шлемы половецкие
На Каяле-реке
У Дона великого.
О, Русская земля,
Уже ты за холмами!
         Явление 4
Вот ветры - Стрибожии22 внуки,
Веют стрелами с моря
На храбрые полки Игоря.

Дрожит земля,
Реки мутно текут,
Пыль покрывает поля.      

Знамёна гласят:
Половцы идут,
От Дона и от моря,
И от всех сторон!

Русские полки отступили.

А дети бесовы
Кликом поля преградили.

А храбрые русичи красными
Щитами поля заградили.
        Явление 5
Ярый23 тур, Всеволод!
Ты в обороне стоишь,
Стрелами воинов разишь,
И мечами булатными
Ты о шлемы гремишь.

Куда, сверкая золотым
Ты шлемом, тур, поскачешь,
Там головы половцев
На землю ты повалишь. 
 
И сабли закалённые твои
Аварские24 их шлемы посекли,
Всеволод, ярый тур.
 (к рассказчикам)
Но так ли, братья, эти битвы важны,
Чтоб забывать о чести и о жизни,
И города Чернигова
Златой отеческий престол25?

И милой своей Глебовны26 –   
Жены прекрасной -          
Любовь и ласку?
           Явление 6
Были века Трояна27.

Минули лета Ярослава28.

Были походы Олеговы –
Олега Святославича.

И этот Олег мечом
Смуты разжигал
И стрелы по землям сеял29.

Вступал в златое стремя он
В Тмуторокане-городе...

И слышал дальний этот звон 
Сын Ярослава Великого - Всеволод.

А Владимир по утрам
В Чернигове ворота запирал.

Бориса же Вячеславича
Слава на смертный бой привела,
И на Канину30зелёную траву
За обиду Олегову положила...

…Храброго и молодого князя31.

С той же Каялы32
Святополк повелел
Свезти отца своего
Между венгерскими иноходцами
Ко святой Софии в Киев.

Тогда, при Олеге Гориславиче33, 
Засевалась и возрастала               
Междоусобицами земля.

Погибало достояние
Дажьбожьего внука34.

В княжеских раздорах
Людской век сокращался.

Тогда по Русской земле
Редко голос пахаря раздавался,35
Но часто вороны каркали,
Между собою трупы деля.

И галочьи стаи галдели,
И к пище кровавой летели.
            Действие 3
            Явление 1
Таковы те походы и битвы бывали,
Но о таком сражении 
Ещё не слыхали!

С утра до вечера
И с вечера до утра
Калёные стрелы летят
И сабли о шлемы гремят.

В поле чужом
Средь земли Половецкой               
Копья стальные трещат.

Копытами изрытая
Там чёрная земля,
Костьми была посеяна
И кровью полита.

Горе и печаль взошли
Для Русской там земли.
             Явление 2
Что там шумит,
Что там звенит
Перед зарёю близкой?

То Игорь Всеволода36,
Жалея брата милого,
Полки свои свернул.
             
Сражались они день,
Сражались и другой,
На третий день к полудню
Знамёна пали Игоря.

Тут братья разлучились –
На берегу Каялы быстрой,
Тут не хватило им
Кровавого вина.

Тут русичи отважные
Закончили свой пир.

Сватов напоили они,
А сами полегли
За землю свою Русскую.

Трава от жалости поникла,
И дерево от горя
Склонилось над землёй.
            Явление 3
Уже настала, братья,
Тяжёлая година,
Уже Пустыня37 силу
Военную накрыла.

Обида38 в силы внука
Дажьбожьего вошла,
На землю Троянову39девой
Вступила она.

На синем море крыльями
Всплеснула лебедиными,
И плеском времена
Благие прогнала.

С погаными князья
Сражения закончили,
«Вот это всё моё и то моё же!» -
Об этом братья спорили.               

И малое – князья начали -
Великим называть,
И тем к себе несчастья
И беды призывать.   
         
И стали в землю Русскую
Со всех сторон поганые
Победно прибывать.

О, как же сокол к морю,
За птицами охотясь,
Далёко залетел!
         
Но Игоря отважного полка
Уже не воскресить!               
         
Над ним уж Карна кликнула.

А Жля40 поскакала по Русской земле,
И пламя за ней развевалось в рожке.

И так промолвили,
Заплакав, жены русские:

«Уж милых нам мужей своих
Ни мыслями помыслить,
Ни думами подумать,
И ни глазами увидать,
И этого нам золота и серебра
Уже руками не держать».

И вот наполнились, братья,
Киев напастями,
И Чернигов бедой,
А Русские земли
Наводнились тоской.

И обильно печаль потекла
По Русской земле.

И эти беды князи
Накликали сами себе!

И поганые сами,
На Русь победами придя,
По белке дань взимали
От каждого двора.

А Игорь с Всеволодом –
Два храбрых Святославича –
Уж дерзость половецкую
Раздором пробудили.

Отец41 их Святослав бывало
Ту дерзость усмирял,
Из Киева грозой великой
И грозной налетал.

Своими сильными полками
С булатными мечами               
На землю Половецкую ступал.

И все её овраги
С холмами он топтал.

Её озёра, реки,
Ходя, он замутил.

Её ручьи, болота
Он также осушил.

А от полков железных
Великих половецких,
Как будто вихрь,
Стремительно летя,
Поганого исторгнул
Из Лукоморья42 Кобяка.

И в Киеве Кобяк упал,
В темницу Святославову попал.

Тут немцы и венецианцы
Тут греки и морава
Воспели Святослава.

А Игоря теперь ругают43
За то, что в речку половецкую
Богатство уронил.

И золото там русское,
В Каяле утопил.

А после Игорь-князь
Седло оставил золотое,
И сел в невольничье – простое.

Пришло уныние в города,
И прочь веселье гонит.
             Действие 4
              Явление 1
А Святославу на горах
Тревожный сон
Приснился в Киеве.

«Этой ночью, с вечера, -
Так об этом сказывал, -
Покрывало чёрное
На кровати тисовой44
Стлали на меня;
И вино заморское,
Смешанное с горечью45
В мою память пили;
И послы поганые
Из пустых колчанов
Крупный жемчуг мне
Сыпали на лоно,46
И меня жалели.
И уж терем мой
С златоверхой крышей
Без конька47 стоит. 
И всю ночь с вечера
Серые вороны48      
Каркали у Плесенска49.

Они были на лугу
У Киянки-речки50
Берега крутого,
А утром к морю синему
Умчались в даль они.
        Явление 2               
И сказали так бояре
Князю своему:

Уж овладела, князь,
Твоим умом печаль,
Поскольку оба сокола слетели
С престола отчего златого,
Тмуторокань чтоб захватить
Иль Дона из шлема испить.

Но крылья уже саблями
Подрезали погаными
У наших соколов,   
И путами железными
Опутали самих.

На третий день сражения
Вдруг небо потемнело:
Померкли оба солнца
И в море погрузились,
И с ними их погасли
Багряные столбы;
А после молодые
Два месяца затмились -
Олег и Святослав.

Тьма сокрыла свет
На Каяле-реке,
И половцы побежали
Словно кошки хищные
По Руси везде.

И большое разорение
Принесли кочевники.

И хула уже заменила хвалу
И попала свобода в нужду.

И див на землю уже
Стремительно сверзился.

И о том красавицы
Готские запели,
И у моря синего
Русским золотом звенели.

Про время Бусово51поют,
За Шарукана52 месть лелеют,
А мы, твоя дружина,
Не ведаем веселья.
         Явление 3
Тогда великий Святослав
Со слезами на глазах
Сказал им слово золотое:

О, мои племянники53 –
Игорь и Всеволод!
Рано сами начали
Славы вы себе искать
И мечами землю
Половецкую терзать.
Ведь без чести победили,
И без чести кровь
Вы поганую пролили!
Ваши храбрые сердца
Из прочной стали скованы,
И в удали закалены;
И как с серебряной сединой
Моей вы поступили?54
Вот, вы сказали:
«Мы сами мужеством своим
Добудем славу новую55,
И сами прежнюю поделим».
Но, братья, разве чудо –
Моложе старцу быть?
Ведь если сокол
В трёх линьках побывает,
То с высоты он птиц
Стремительней сбивает,
Не даст гнезда в обиду своего.
Беда же в том, что князи
Мне больше не помощники;
Вспять обратились времена:
Вот уже у Римова застонали
Под саблями половецкими,
А Владимир от ран56!
          
Горе и печаль у Глебова сына.      
    Явление 4
Но я уже не вижу власти
У Ярослава - брата моего –
Богатого и сильного,
И с ратью многочисленной
Черниговских племён:
Могутов и татранов,
Шельбиров и топчаков,
Ревугов и ольберов,
Которые и без щитов,
С ножами засопожными
Полки лишь кликом побеждали,
Как прадеды их славой звеня!
           Явление 5               
Великий князь Всеволод  57!
Не думаешь ли ты
К нам прилететь издалека,
Златой отеческий престол сберечь58?
Ведь ты же можешь Волгу
Лишь вёслами разбрызгать59,
А Дон шлемами вычерпать.
Когда бы здесь ты был,
То за невольницу давали бы копейки.

А за невольника гроши60.

А ты же можешь ведь на суше
Стрелять жерехами61 живыми -
Сынами Глеба62 удалыми!   
              Явление 6
А вы удалые, Давыд и Рюрик!
Не ваших ль воинов
Шлемы золочёные63
В крови плыли?
Не ваши ль храбрые дружинники,
Как туры рыкали,
Когда их сабли ранили
В чужих полях?
Вступите, господа,
В златые стремена
За нынешнего времени
Обиду нанесённую.

За землю Русскую,
За раны Игоря –
Удалого Святославича.
   Явление 7
Галицкий Осмомысл64Ярослав!
Высоко ты сидишь65
На престоле своём златокованом;
Карпатские подпер ты горы66
Своими полками железными,
Королю путь преградив,
Дуная устье закрыв,
Бросая обозы чрез облака,
Суды до Дуная верша.
Гроза по землям несётся твоя:
Киева ты отворил ворота67,
Стреляешь с отчего
Престола золотого
В заморского султана68!
Стреляй же, господин,
Ты в Кончака - поганого злодея!

За землю Русскую,
За раны Игоря –
Удалого Святославича!
          Явление 8
А вы удалые - Роман с Мстиславом69!
Храбрые мысли ваш ум
На подвиг влекут;
Взлетаете высоко
Вы с удалью на дело,
И словно соколы парите на ветрах,
Чтоб птиц удало вам сбивать.
Под шлемами латинскими
Есть панцири железные у вас!
Они подмяли много стран
И варварские земли.    

Ятвяги и литовцы,
Деремелы70 и половцы
Повергли свои копья,            
А головы склонили
Под их мечи булатные.

Но уже князь Игорь   
Утратил солнца свет,
И древо не с добра
Листву свою сронило:         
По Росе и Суле
Уж поделили порода!

Но Игоря отважного полка
Уже не воскресить!               

Дон тебя, князь, кликнул,
И князей  на победу позвал!

Олеговичи - храбрые князья –
Уже вступили в сражение.   

Ингварь и Всеволод71,
И все Мстиславича72 три –
Не захудалого гнезда –
Птицы73 ловчие вы,
Не жребием военным
Забрали власть себе;   
Где ваши шлемы золотые,
Щиты и копья польские74?
Загородите Степи ворота
Вы стрелами калёными.

За землю Русскую,
За раны Игоря –
Удалого Святославича!
  Явление 9

Уж Сула не течёт
Серебряными струями
Ко граду Переяславлю;
И Двина, заболотившись, течёт
К тем прежде грозным полочанам               
Под кликами поганых;
Один лишь Изяслав75 - сын Василька,
Своими острыми мечами
О шлемы прозвенел литовские;
Побил Всеслава славу
Он деда своего,
Но сам под красными щитами
На окровавленной траве
Он был побит литовскими мечами;
Пролилась молодая кровь,
И было сказано о нём:

«Князь, воинов твоих
Покрыли птичьи крылья,
А звери кровь у них слизали».

И не было тут брата Брячислава,
И ни другого – Всеволода,
И он один лишь душу
Жемчужную свою
Сквозь золотое ожерелье76
Из тела обронил.

Трубы в Городце77 играют, 
И мелодии печальные
Прочь веселье прогоняют.
          Явление 10
          
Ярославовы внуки
И Всеславовы все78!
Опустите знамёна свои,
И мечи злополучные
Вложите в ножны свои,
Уже вы дедовой
Лишились славы;
Вы распрями своими 
На землю Русскую
И край Всеслава
Поганых приманили.
А от распрей насилия пошли
С половецкой земли.
         
На седьмом веку Трояна79
Мысль родилась у Всеслава,
Любимой девицы –
Удачи добиться.
         
На жребий ненадёжный
Надежды положа,   
Он к Киеву помчался,
Вскочивши на коня.

И к золотому Киева престолу
Течение вынесло его.
         
А после лютым зверем
Он соскочил с него, 
И в полночь из Белграда80   
Растаял в синей мгле.
         
А утром саранчою
Однажды налетел:
Ворота Новгорода сбил81 –
И славу Ярослава погубил!
          
И волком до Немиги
С Дудуток82 поскакал.
         
А на Немиге снопы
Стелют головами
И цепами молотят их булатными,
На токе жизнь кладут,
От тела душу веют.
          
Кровавые Немиги берега
Посеяли не благом,
А русских сыновей
Посеяли костьми.         
               
Всеслав-князь людей судил
И князем городами правил,
А ночью волком  рыскал!
            
Из Киева до первых петухов
В Тмуторокань прискакал,
И Хорса великого
Волком в пути обскакал83.
         
У него в Полоцке
Позвонили к заутрене
У святой Софии 
С колокольни с утра,
А он уж в Киеве
Услышал колокола.
         
Хоть в теле ловком вещая
Его была душа,
Немало разных бед
Судьба ему несла.

О нём же вещий Боян
В то время и припевку
Остроумную сказал:
               
Ни бывалым, ни искусным,
Ни могучим тот не будет,
Кто прежде поражений
В сраженьях не минует.
           Явление 11
       
О, стонет Русская земля,
Вспоминая прежних князей
И прежние года.

Того Владимира прежнего
Нельзя было приковать
К горам киевским84.
               
А нынче его стяги:
Одни – у Рюрика,
Другие – у Давыда,
И розно их бунчуки развеваются
И копья их поют.

       Плач Ярославны
А на Дунае85 Ярославны
Голос слышится:
Кукушкой86 дивною с утра
Она пораньше кличет.

Полечу кукушкою, -       
Говорит, - я над Дунаем,
Омочу рукав бобровый87               
Во реке Каяле,
И утру кровавые
Раны я у князя
На могучем его теле.

Утром рано Ярославна
Со стены Путивля
Плачет, причитая:

О, ветер - Ветрило88!
Зачем, господин,
Враждебно ты веешь?
И стрелы степные
С невесомых плеч
На воинов супруга ты мечешь?
Или может, тебе мало
Высоко по небу
В облаках гулять,
И на море синем
Корабли качать?
Зачем же, господин,
Веселье ты моё
По ковылю развеял?

Утром рано Ярославна
Со стены Путивля
Плачет, причитая:

О, Днепр Словутич89!
В Половецкой ты земле
Пробил каменные горы,
И лелеял на себе
Святославовы ладьи
До полков Кобяка90!
Взлелей же, господин,
Ко мне мужа моего,
Чтобы я к нему не слала
Слёз на море утром рано.

Утром рано Ярославна
Со стены Путивля
Плачет, причитая.
      
О, пресветлое
И светлое солнце моё!
Для всех ты прекрасно,
И даришь тепло.
Зачем же, господин,
Простёр ты жаркие лучи
На воинов мужа?
В поле безводном
Их луки ослабил жарой
И колчаны наполнил бедой.
         Действие 5               
Явление 1
Море91с севера взбурлило,
Смерчи в мгле идут,
Это Игорю-князю
Бог указывает путь
Из земли Половецкой
В Русскую землю,
К золотому отчему престолу.

Погасли вечерние зори,
Игорь спать ложится.               

Но Игорю не спится!

Игорь мыслью мерит поля
От великого Дона
До малого Донца.

В полночь Овлур92 засвистел
За рекой коням.

Так даёт он князю знать.

Что настало время,
Князю Игорю бежать93!            

Но послышались тут клики,
Застучало по земле,
Зашуршало по траве,
Половецкие кибитки
То подъехали во тьме.

И горностаем к тростнику94
Князь Игорь поскакал.
               
И словно белый гоголь
На воду он упал.               

На резвого вскочил
Потом он на коня!

А, спрыгнувши с него,
Как серый95 волк к лугам
Помчался он Донца.

Ещё под облаками
Он соколом летал,
На завтрак и обед, и ужин,
Гусей и лебедей сбивал.

И соколом Игорь тогда
Полетел под облака,
И Овлур побежал
Как волк через поля,
Студёную росу
Тряся собой с травы,
Когда своих резвых коней
Загнали в дороге они.
          Явление 2
Сказал Донец97:

«Князь Игорь!
Немалого величия
Желаю я тебе,
А Кончаку нелюбви,
И много веселья
Для Русской земли».

Игорь ответил ему.

«О, Донец!
Не малого величия
Тебе желаю я               
За то, что на воде
Лелеял ты меня;
И зеленную траву         
На серебряных98 брегах
Постилал ты для меня;
И под дерева шатром
Тёплыми туманами
Укрывал ты меня;
И на водах гоголем
И на волнах чайками,
И на ветрах утками
Ты берег меня!
Но речка Стугна99,
Говорят, не такая,
Имея тонкую струю,
Соседние ручьи
И речки поглотила,
И к устью полноводно покатила.

И Ростислава - князя юного
На тёмном дне
У берега100 сокрыла.

Плачется мать Ростиславова
По сыне своём Ростиславе.

Цветы от жалости поникли,
И дерево от горя
Склонилось над землёй.
       Явление 4
Не сороки то стрекочут –
А по Игоря следам
Гзак с Кончаком скачут!

Молчали галки в это время,
Не каркали вороны.

Сороки не трещали,
Лишь полозы шуршали.

Дорогу к речке стуком 
Указывали дятлы,
И песнею весёлой соловьи
Рассвет встречали.             

Сказал Кончаку Гзак:

«Если сокол к гнезду устремился,
Золочеными стрелами мы
Расстреляем тогда соколёнка».

Ответил Гзе Кончак:

«Если сокол к гнезду устремился,
То прекрасною девицей
Мы окрутим соколёнка».

И Кончаку Гзак сказал:

«Если девицей прекрасной
Мы опутаем его,
То с прекрасною девицей
Мы упустим соколёнка,
И начнут нас птицы бить
В поле Половецком!»
         Эпилог
Сказали Боян и Ходына101 –
Святославовы поэты,
Желая Олеговичам
Прежнего времени
Правления Ярославова.
(Боян)
Тяжко голове без плеч.
 (Ходына)
Плохо телу без головы.

А Русской земле - без Игоря!

Солнце светится на небе!

Игорь-князь на Русской земле102!

На Дунае девицы запели.

И до Киева чрез море
Их напевы полетели.

Игорь едет по Боричеву
Ко святой Пирогощее –
Храму богородицы103.

Страны веселятся,
Радость в городах!

Спевши песню прежним князям,
Спели после молодым.

Слава Игорю Святославичу!

Удалому туру Всеволоду!

Владимиру Игоревичу!

Будьте здравы князи и дружина,
Наступая за христиан
На поганые полки!

Князям слава!
А дружине...

     …Аминь104.
                Предисловие

После нападения на русские земли степных кочевников - половцев в конце мая 1185 года, киевский князь Святослав Всеволодович (ок. 1125-1194) решил нанести им ответный удар, и с этой целью заказал написать «Слово» к русским князьям, призывающее их к общему походу на половцев в степь. Причиной нападения половцев стал неудачный поход на них Новгород-Северского князя, Игоря Святославича (03.04.51-1202). Отправившись в поход, он не уведомил о нём киевского князя - главу клана Олеговичей. Не только желание славы или наживы двигало Игорем, но и обида на Святослава за то, что он не поддержал его в ссоре с Переяславским князем Владимиром Глебовичем (1157-1187), произошедшей из-за того, что Игорь не дал ему выгодное место в арьергарде в военном походе весной 1184 года. В походе Игоря приняли участие почти все Олеговичи: его сын Путивльский князь Владимир(1170-1208), его брат Курский князь Всеволод, его племянник Рыльский князь Святослав Олегович(1166-после 1191), его двоюродный брат Черниговский князь Ярослав Всеволодович (1140-1198) послал в поход полк коуев - племя осевших на Руси степняков, под начальством Ольстина Олексича. Под предводительством Игоря собрались приблизительно 5-6 тысяч воинов; их было достаточно для набега на одно кочевье, но не для войны с объединёнными силами половцев. 23 апреля - в день небесного покровителя Игоря - Георгия Победоносца, он и его союзники выступили из Путивля. Отправились они к реке Северский Донец, в то время называвшийся Доном. Маршрут их мог быть следующим: Путивль - Сумы - Грайворон - Золочёв на Малом Донце (река Уды) - Купянск. Длина этого пути приблизительно составляла 400 км. У реки Оскола к Игорю присоединился Всеволод, приведший своё войско из Курска по Изюмскому тракту. Затем от Купянска они прошли 70 км. до Каганского перевоза, находившегося на Доне, близ устья пересохшей ныне речки Сальница. Успех похода зависел от неожиданности их появления для половцев, чтобы они не успели ничего предпринять для своей защиты. Поэтому Игорь вёл войско под прикрытием лесов, а через открытые степные участки проходил ночью. Но, тем не менее, половцы, называвшиеся по их тотему - лебеди, заметили их, и предупредили своих сородичей из других кочевий. Когда князья подошли к Дону, их разведчики сообщили им, что ближайшие к ним половцы уже знают об их приближении, но в кочевье расположенном в 70 км. к югу от них, скорее всего, не ожидают их нападения. В этой ситуации князья решили рискнуть, так как не хотели возвращаться без добычи, когда было затрачено столько усилий, чтобы добраться до этого места. Они рассчитали, что за один ночной переход достигнут кочевья, захватят его, и успеют уйти до подхода помощи половцам. Переправившись через Северский Донец, а затем через Самару, князья вышли к её левому притоку - Гнилуше, называвшейся тогда Сюурлий - комариная река. За рекой перед ними предстало широкое поле - 30 на 30 км. С севера и с запада оно окаймлялось Самарой, впадающей в Днепр, а с юга и юго-востока - её притоком - Быком. Вдоль низменных берегов Самары и Быка пролегала широкая полоса болот и плавней. На этом поле и расположилось половецкое кочевье. Увидев русское войско, половцы разделились: одни столпились на берегу реки напротив русских, другие отошли в сторону. Перед атакой князья выстроили полки в боевой порядок: посередине расположился полк Игоря, на правом фланге - Всеволода, на левом - Святослава, а спереди стали полки Владимира и черниговских коуев во главе с Ольстином, и лучники. Половцы принялись стрелять через речку, но, увидев, что русские пошли в атаку, побежали от них. Три передних полка и полк Святослава устремились за ними в погоню, а Игорь и Всеволод, не распуская своих полков, поехали вслед за ними. Захватив половецкие кибитки, передние полки продолжили преследование половцев до самарских болот. Всё это заняло целый день. Вечером на военном совете Игорь предложил уходить немедленно, но князья не поддержали его; общее настроение выразил Святослав: «Далеко я скакал за половцами и мои кони утомились, и если сейчас поедем, то я отстану в дороге». Игорь вынужден был согласиться с ними, сказав при этом: «Что ж, если завтра нас всех ждёт смерть, то это не будет неожиданностью для нас». Утром обнаружилось, что русские полки окружены со всех сторон половцами. Игорь, рассмотрев их, сказал: «Как видно, мы собрали на себя всю землю их: Кончака, Козу (Гзака), Токсобица, Колобича, Етебича, Тертьтробича». Князья решили пробиваться к Северскому Донцу. Половцы осыпали их издали стрелами, но в бой не вступали, ожидая ещё подкреплений, и неотступно следовали за ними. За день союзники доехали до соленных торских озёр у реки Каялы, означающей на кыпчакском - печаль. В то время так могла называться одна из рек той местности: Макатиха, Сухой Торец или Голая Долина. При отступлении от стрел половцев гибли лошади, так как особой защиты у них не было, и это снижало скорость передвижения войска. У коуев - бывших кочевников – были запасные лошади, поэтому к концу дня у них ещё не было безлошадных воинов. На своём совещании они решили, что у них больше шансов вырваться из окружения в одиночку, и в воскресенье утром они покинули лагерь. Игорь, узнав об этом, поскакал вслед за ними, чтобы вернуть их, но его послушался только один воин. Половцы же, обнаружив, что часть преследуемых ими, ускакала от них, напали на оставшихся. Игорь же, на обратном пути при подходе к своему войску, был захвачен половцами, и при этом легко ранен в руку. Его взял в плен половец Чилбук из рода Торголовичей. Войско оставшись без командующего, вскоре сдалось. Всеволода пленил сын Гзака - Роман Кзичь, Святослава Ольговича - Елдечук из Бурчевичей, Владимира - Коптя из Улашевичей. Игоря взял под своё покровительство Кончак. Воодушевлённые победой, половцы, решив, что волости их пленников теперь представляют лёгкую добычу, устремились на Русь. Но внезапно напасть им не удалось, поскольку один из вырвавшихся из окружения коуев, по имени Беловод Просович, сообщил о произошедшем киевскому князю, который в это время находился по делам в Чернигове. Оценив опасность, он послал своих сыновей: Олега и Владимира для защиты Путивля, а сам с дружиной выступил к Зарубинскому броду у Канёва, чтобы перекрыть возможное нападение половцев на Поросье (земли по реке Роси). У второго брода, у Треполя встал смоленский князь Давыд Ростиславич (1140-1197). Но половцы не стали переправляться через Днепр. Один их отряд, под предводительством Кончака, вторгся в Переяславское княжество, а второй, возглавляемый Гзаком, направился в волость Игоря. Опустошая сёла, Гзак подступил к Путивлю, но не смог его взять. Отступив, он послал своего сына с пятью тысячами воинов грабить города в Посемье (земли по реке Сейм), но там их встретил сын Святослава Олег. Вместе с воеводой Тудором, он разгромил этот отряд, взяв в плен 500 и убив 2000 половцев. Тем временем Кончак осадил Переяславль. Переяславский князь Владимир Глебович, послав к князьям просьбу о помощи, стал защищаться. Святослав и его соправитель Рюрик Ростиславич(ок. 1139-1212) направились к нему на помощь. Кончак, узнав о подходе русских войск, отступил от города, но Святослав не стал его преследовать, поскольку дружина Давыда отказалась помогать переяславцам. Поэтому на обратной дороге Кончак беспрепятственно взял переяславский город Римов и увёл его жителей в плен.
Примечания
1 Мифологическое дерево жизни, соединяющее землю и небо: в животном мире его представляла белка. Волк представлял земной мир, а орёл - небесный. В оригинале название белки: «мысь», созвучно слову - мысль.
2 Ярослав Владимирович, по прозвищу Мудрый (ок.078-1054) - киевский князь с 1019 г.
3              Мстислав Владимирович (ум. 1036) - тмутороканский, с 1023 г. черниговский князь, брат Ярослава Мудрого. В 1022 году он победил в поединке могучего князя касогов(черкесов) Редедю. По условию поединка он получил всё имущество побеждённого противника и его дружину. В 1023 году он выступил против своего брата Ярослава, поскольку тот не поделился с ним волостями, оставшихся после смерти их братьев. Когда Ярослав был в Новгороде, Мстислав попытался занять Киев, но поскольку киевляне не приняли его, он занял Чернигов. У Листвена Ярослав дал ему бой, но потерпел пораженье и бежал в Новгород. В 1025 году братья заключили мир, по которому Мстиславу достались Чернигов и все земли на восток от Днепра, а Ярославу остался Киев и все западные земли.
4            В 1079 году тмутороканский князь Роман Святославович вместе с ордами кочевников выступил в поход против своего дяди, киевского князя Всеволода Ярославовича (1030-1093), чтобы защитить интересы своих братьев, лишённых волостей на Руси из-за ссоры их отца со своими братьями. Но Всеволод не стал сражаться: заплатив союзникам Романа, он заключил с ними мир. Роман же из-за этого поссорился со своими союзниками и был ими убит.
5 Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125) - смоленский князь с 1067 г., черниговский с 1078 г., переяславский с 1093 г., великий киевский князь с 1113 г.
6 В этом выражении ум, сердце и яростный дух представляют три части души, при этом ум ещё уподоблен - луку, а сердце - стреле.
7 Русской землёй в то время называли южно-¬западную Русь. Псковские, Новгородские земли и Владимиро-Суздальское княжество относились к
северно-восточной Руси.
8 Для названья соловья автор использовал устаревшее слово «славий», из-за его созвучия со словом - слава.
9 Во 2 веке русичи и другие славянские племена совершили успешный поход против римского императора Марка Ульция Траяна.
10 Боян начал песнь с момента, когда половцы племени – галок, получив весть о приближении Игоря, помчались к Дону.
11 Велес - бог мудрости и поэзии; являлся в образе волка.
12     В феврале 1185 года за пограничной рекой Сулой появился хан Кончак. Вероятно, предполагая напасть на Переяславское княжество, он вступил в переговоры с
черниговским князем Ярославом, чтобы обеспечить нейтралитет с его стороны. Киевский же князь Святослав, узнав о Кончаке, отправил послов к Ярославу и к Игорю, призывая их присоединиться к его походу против него, и выступил со своим войском к реке Хоролу, где хан расположил свой стан. Ярослав отказался идти из-за того, что его посол, боярин Ольстин Олексич, находился у Кончака, а Игорю помешала выйти непогода. Поход оказался удачным: авангард русских войск, возглавляемый переяславским князем Владимиром Глебовичем, неожиданно вышел к стоянке Кончака и обратил его в бегство. Было захвачено много пленных и коней, и катапульты с зажигательными снарядами, с помощью которых Кончак собирался брать русские города. Вернувшись из похода и узнав, что у Кончака ещё остались боеспособные части, Святослав послал против него в степь своего воеводу Романа Нездиловича с берендеями (кочевое племя осевшее на пограничных русских землях). 21 апреля воевода разгромил один из половецких отрядов, взяв пленных и скот. Таким образом, звон колоколов в Киеве приветствовал победителей двух походов.
13 Тур - почётный титул для сильных и храбрых воинов. Название это происходит от лесного быка, в то время широко распространённого.
14 Куряне - жители города Курска и курской волости.
15 Солнечное затмение произошло на 9 день похода -1 мая (в Слове поход начался 2 мая, после затмения). Игорь в это время подошёл к притоку Северского Донца - Малому Донцу (река Уды). Увидев это затмение, бояре сказали Игорю: «Князь, не на добро это затмение». Игорь ответил: «Братья и дружина! Тайны божьей никто не знает, Бог творит весь мир и знамение; посмотрим, на наше добро или зло».
16 В книге Велеса упоминается это божество в образе птицы.
17 Поморье - это местность а районе торских озёр, в окрестностях современного города Славянска, граничившая с Черниговским княжеством. Посулье – это земли в бассейне реки Сулы на днепровском левобережье, граничившие с Переяславским княжеством. Сурожь - это земли в районе сурского днепровского порога, возле которого в Днепр впадает река Мокрая Сура. Название Корсунь в то время имели два города: один находился в нижнем течении Днепра (современный Херсон), другой на реке Рось, на границе с Киевским княжеством.
18 Словом «передайте» переведено слово «рцы», которое также является названием 18 буквы церковно-¬славянской азбуки. Этим числом и другими числами автор обозначил календарную схему, которая представляет 12 ступеней эволюции. Состоит она из четырёх рядов чисел: 2,4,6 - 14,16,18 - 26,28,30 - 38,40,42. Основные события в произведении соотносятся с некоторыми числами этой схемы. Так, 2 мая начался поход; 18 мая появился див; 26 мая произошло первое сражение; 28 мая началось второе сраженье, а 30 мая русское войско потерпело пораженье; 7 июня (37 день от начала похода) Игорь бежал из плена.
19 Хоругвь - боевое знамя воинского подразделения.
20 Бунчук - атрибут власти князя; представлял собой жезл, украшенный прядями конских волос.
21 Четыре солнца - это Игорь, его сын, брат и племянник.
22 Стрибог - сын Сварога, бог вихря и урагана.
23              Всеволод здесь уподобляется богу-воину, земледелия и плодородия - Яриле. Этот эпизод написан в стиле народной песни о Яриле: «А где он ногою, там жито копною, а куда он взглянет, там колос зацветает».
24                Верхняя часть шлемов аваров была деревянной. В 560-х гг. этот кочевой народ вторгся в Восточную Европу и покорил многие славянские племена.
25 Черниговский престол являлся общим наследственным владением Олеговичей, и по обычаю его занимал самый старший в роду князь.
26 Всеволод был женат на Ольге Глебовне, внучке Юрия Долгорукого.
27 Века Трояна - это календарная эра с периодом в 2160 лет, и началась она  21 марта 368 года.
28 Время правления Ярослава Мудрого (ок.978-1054) на киевском престоле 1019-1054 гг.
29                Олег Святославич, внук Ярослава Мудрого, с 1078 по 1096 год вёл междоусобные войны со своими дядьями и двоюродными братьями. Начало вражды положил отец Олега, отобравший у своего старшего брата Изяслава киевский престол. После смерти Святослава в 1076 году Изяслав вернул себе киевский престол, и из мести стал притеснять сыновей Святослава: у Олега отобрали Волынское княжество, а его брата Глеба изгнали из Новгорода. Олег искал поддержки у другого своего дяди Всеволода, княжившего в Чернигове, но тот не помог ему, и Олег уехал к своему брату Роману, который княжил в Тмуторокани. Там он в союзе со своим двоюродным братом Борисом Вячеславичем, решил захватить Чернигов, где ранее правил его отец. В 1078 году, собрав орды кочевников, они отправились в поход против Всеволода. В битве у реки Сожица им сопутствовала удача: побеждённый Всеволод бежал в Киев за помощью к своему брату Изяславу. Тот решил поддержать брата и стал собирать войска. Узнав об этом, Олег с Борисом отправились из Чернигова в степь, чтобы собрать войско. Вскоре Изяслав с сыном Ярополком и Всеволод с сыном Владимиром подошли к Чернигову и осадили его. Когда они овладели внешними укреплениями, пришла весть о приближении войска Олега и Бориса. Ярославичи пошли к ним навстречу и у реки Нежатина Нива одержали над ними победу. Борис погиб в бою, а Олег бежал в Тмуторокань. С другой стороны - погиб Изяслав. Всеволод наследовал киевский престол после брата, а Владимир стал княжить в Чернигове. В 1079 году хазары убили тмутороканского князя Романа. Опасаясь мести Олега за убитого брата, хазары сослали его в Царьград. В 1083 году вернувшись из ссылки, Олег отомстил виновникам гибели брата и занял тмутороканский престол. В 1093 году половцы у реки Стугна разгромили войска троих князей: киевского Святополка Изяславича, Мономаха и его брата Ростислава Всеволодовича. Олег решил воспользоваться неудачей своих соперников, и вернуть свою отчину - Чернигов. Собрав половцев, он в 1094 году подошёл к Чернигову, где княжил Мономах, и осадил его. Тот, после восьмидневной осады, сдал ему город и уехал в Переяславль - волость своего отца. Вскоре они заключили мир, по которому брату Олега - Давыду достался Смоленск, а Олег получил волость в Муроме. В 1095 году Мономах и Святополк отправились в поход на половцев, после того как люди Мономаха убили приехавших за данью половецких ханов Итларя и Китана. Олег не пошёл с ними в поход, а затем отказался выдать им сына Итларя, и это стало причиной того, что князья начали готовиться к войне с ним. В качестве первого шага они решили разделить волости Святославичей, для чего перевели Давыда из Смоленска в Новгород, а в Смоленске посадили сына Мономаха Изяслава. Но Давыд вскоре вернулся и выгнал Изяслава, и тот из мести захватил волость Олега в Муроме. Через несколько месяцев Святополк и Владимир пригласили Олега в Киев для заключения мира, но он отказался, и князья, собрав войско, осадили его в Стародубе. Олег запросил мира, и князья отпустили его с условием, что он вместе с Давыдом приедет в Киев для заключения мира. Но Олег не сдержал слова: взяв у брата в Смоленске полк, отправился в Муром на Изяслава. У них произошло сражение, в котором Изяслав погиб. Заняв Муром, Олег захватил ещё Суздаль и Ростов. Мономах отправил своего сына Мстислава с войском на Олега, который, не решившись на битву, оставил Ростов, а затем и Суздаль. Заняв оставленные Олегом волости, Мстислав предложил ему заключить мир с его отцом, и Олег согласился, не имея сил для борьбы. Но когда Мстислав ушёл к себе на Клязьму, распустив по домам дружину, Олег отправился за ним, рассчитывая застать его врасплох. Но это ему не удалось: Мстислав узнав о его приближении, успел собрать дружину. В последовавшем сраженье Олег потерпел поражение и бежал в Муром. Мстислав последовал за ним, и Олег вынужден был отступить из Мурома, а затем из Рязани. Мстислав предложил Олегу мир, пообещав посодействовать в его примирении с отцом. Мономах, согласившись примириться с Олегом, писал ему: «Удивительно ли, что муж умер на рати, умирали так и прежде наши прадеды; не искать было ему чужого и меня в стыд и в печаль не вводить; это научили его отроки для своей корысти, а ему на гибель. Захочешь покаяться пред богом и со мною помириться, напиши грамоту с правдою и пришли с нею посла или попа; так и волость возьмёшь добром, и наше сердце обратишь к себе, и лучше будем жить, чем прежде; я тебе не враг и ни кровник...». В 1097 году в г. Любече шесть русских князей заключили мир: они договорились, что каждый род будет княжить там, где княжили их отцы. Святославичи по договору получили черниговскую волость.
30 Рядом с местом битвы находилось село Кан и Канин ручей. Возможно, это название упомянуто из-за его созвучия с именем библейского братоубийцы Каина.
31 Чернигов был отчиной для Олега, поэтому он считал свою борьбу с дядьями за эту волость справедливой. Борис же не имел законных прав на Чернигов, и приобрести себе волость мог только силой, поэтому он был гораздо решительней Олега. Когда Ярославичи встретили их войско, и Олег предложил Борису заключить с ними мир, тот ответил, что он готов один против всех сражаться.
32            То есть - реки смерти.
33 Имя Горислав означает – пылающая, яркая слава. Однако оно стало нарицательным для людей заслуживших плохую славу. В прошлом этим именем нарекли Рогнеду - жену киевского князя Владимира Святославича (ум.1015), из-за следующего случая: Владимир, собираясь воевать со своим братом Ярополком, решил взять себе в союзники полоцкого князя Рогволода, чья дочь была помолвлена с Ярополком. Чтобы показать князю, что он ничего не потеряет, если он низложит своего брата, Владимир посватался к его дочери. Рогволод предоставил дочери сделать выбор, и та гордо ответила, что не пойдёт за сына рабы (мать Владимира была ключницей у его бабки). Её ответ оскорбил не только Владимира, но и его дядю и наставника Добрыню. По его совету Владимир с дружиной напал на Полоцк и убил Рогволода и двух его сыновей, а затем женился на Рогнеде. В этом браке она была несчастна, поскольку не чувствовала любви мужа и ревновала его к другим его жёнам и наложницам. Обида и ревность подтолкнули её однажды на его убийство, когда он заснул рядом с нею. Но убить его она не смогла: муж, проснувшись, перехватил её руку с ножом. Посоветовавшись с боярами, Владимир дал ей с сыном Изяславом волость в Полоцкой земле. От матери Изяслав унаследовал ненависть к Владимиру (который, скорее всего, не был его родным отцом) и к его наследникам, и передал её своим детям. Таким образом, имя Горислав стало нарицательным для потомков Рогнеды, враждующих с Ярославичами.
34 «Дажьбожим внуком» здесь назван русский народ. В прошлые времена внуком Дажьбога считался князь Кий, объединивший под своей властью различные славянские племена и основавший Киев. Он первый, или один из первых русских князей, передал свою власть по наследству, так как получил её не от веча. В этом отступлении от традиций автор видел причину междоусобиц и гибели достояния Дажьбожьего внука.
35 Подобный образ есть в Вавилонских табличках.
36 Описание похода в Слове не совпадает с реальными событиями. Сделано это, чтобы уподобить события славянскому мифу, в котором Кащей Бессмертный, позавидовав житью Ярилы, захотел занять его место. Для этого он обратил его в зайца, и волком погнался за ним. Тот, спасаясь от него, запрыгнул за речку Смородину. В это время на помощь Яриле пришёл его отец Велес. После трёхдневного сражения он победил Кащея и заточил его в пещеру, а заяц обратился в Ярилу. Таким образом, Игорь уподобляется Велесу, Всеволод - Яриле, а Кончак - Кащею. Этот и другие мифы славяне отразили в названиях созвездий и в праздниках посвященных персонажам этих мифов. Так, в IV веке звезда Гамма из созвездия Ориона (у славян – созвездие Ярилы) пересекала нулевой меридиан 22 мая, а 25 мая появлялась звезда Альфа Зайца - Арнеб; 26 мая по народном календарю являлся днём Лукерьи-Комарницы.  В этот же день Игорь, перед первым сраженьем, переправился через реку Сюурлий (по-половецки - комариная река). 27 мая по народному календарю - день Сидора с ветрами; в этот же день на войско Игоря подули ветры - внуки Стрибога. 28 мая, когда на небо восходила звезда Альфа Ориона - Бельтегейзе, Игорь пришёл на помощь брату, как Велес - Яриле; а у народа в этот день был обычай, хоронить куклу Ярилы.
37 Половцы и другие кочевники.
38 Возможно, образ Обиды в виде девы-лебеди произошёл из славянского предания о сестре князя антов Буса, которую звали Лебедь. Бус выдал её замуж за короля готов Германареха при заключении с ним мирного договора. Но она полюбила сына короля, за что муж её убил, после чего война возобновилась. После ряда сражений Бус отомстил за сестру - одержав над королём победу.
39 Подразумевается император Траян, так как в его правление - район устья Дона принадлежал Боспорскому царству - вассалу Рима.
40 Богини скорби и погребального обряда. Имя Карна происходит от славянского «карить» - оплакивать, а имя Желя от «жалеть» или «жалить».
41 Формально старший и могущественный князь, становился для подчиненных ему князей отцом.
42 30 июля 1184 года русские войска во главе со Святославом разбили войско Кобяка у устья Орели, в местечке под названием Лукоморье.
43 Иностранные купцы славили Святослава за то, что он обеспечил им безопасный проезд по Днепру, а поражение Игоря могло привести к закрытию этого прохода.
44 Тис считался деревом смерти.
45 У половцев горькое вино употреблялось для поминок.
46 Жемчуг это души убитых людей или скорбь по ним, и для этого были израсходованы стрелы пустых колчанов. Высыпание жемчуга на лоно Святослава, соотносит его с Авраамом, на лоно которого попадают умершие.
47 Конёк - резное украшение в виде конской головы на конце продольного бревна крыши; его снимали, когда в доме умирал человек.
48 Серые вороны - в оригинале - «бусовы вороны». Это созвучие указывает на князя Буса, а поскольку под бусовыми воронами подразумеваются Игорь с союзными ему князьями, то это означает, что Игорь последовал  по духовному пути Буса, который для Святослава является языческим или, по меньшей мере, еретическим, поскольку по легенде Бус повторил путь Иисуса Христа: умер на кресте, воскрес и вознёсся, что не согласуется с мнением христианских церквей, поклоняющихся трем богам Троицы.
49 Плесенск - поселение под Киевом.
50 Киянка - ручей у Киева.
51 Времена Буса - это вторая половина IV века. В это время король Германарех, покорив почти всю Восточную Европу, вторгся в Русколань – княжество Буса. Сначала он выиграл несколько сражений, но в решающей битве был разбит Бусом и его союзником
Словеном. В конце 367 г. предводитель остготов Амал Венд победил и пленил Буса, и вместе с 70 его старейшинами распял на крестах.
52 В 1068 году в русские земли вторглись половцы. На реке Альт они нанесли пораженье трём Ярославичам. Один из них, Святослав Ярославич, прибежав в свой Чернигов, успел собрать три тысячи воинов, и встретил преследовавших его половцев, которых возглавлял хан Шарукан. Несмотря на четырёхкратное численное превосходство половцев, Святослав разбил их и пленил хана. А через более чем столетие внук Шарукана – Кончак, пленил Игоря - правнука Святослава, тем самым отомстив за пораженье своего деда.
53 Назвав Игоря и Всеволода племянниками, Святослав понизил их статус, выражая этим своё недовольство ими.
54 После этой строки в оригинале Святослав обращается к брату Ярославу, а затем снова к Игорю и Всеволоду со строки: «А говорили вы». По-видимому, обращение к Ярославу изначально стояло после обращения к Игорю с братом, поскольку в существующем месте нарушает структуру печи. Если Святослав упомянул Ярослава, то и дальнейшие слова к Игорю и Всеволоду должны были относиться к нему, но, очевидно, что они не относятся к нему. Лишь слова: «…князи мне больше не помощники», можно отнести к нему.
55 Новая слава - это поход на Тмуторокань. Старая слава - это походы в пограничные с Русью половецкие земли. В 1184 году Игорь и Всеволод уже ходили в самостоятельный поход на половцев. В нём также участвовали Святослав Олегович и Владимир. Они углубились в степь на 60-70 км за реку Мерл – приток Воркслы, встретили половецкий отряд из 400 человек и обратили его в бегство.
56 Владимир Глебович при обороне своего города был тяжело ранен, получив три раны от копий.
57 Святослав обращается к Владимиро-Суздальскому князю, Всеволоду Юрьевичу, по прозвищу Большое Гнездо (1154-1212), который в то время по силе и влиянию соперничал с ним. Всеволод стремился подчинить переяславского князя своему влиянию, поэтому его несчастья могли побудить Всеволода оказать ему помощь.
58 Отец Всеволода - Юрий Долгорукий был киевским князем в 1155-1157 гг., поэтому Всеволод имел право на киевский престол.
59 Имеется в виду успешный поход Всеволода в 1183 году на волжских болгар.
60 В оригинале за рабыню давали ногату, а за раба - резань - мелкие, разменные монеты.
61 Жерех - хищная рыба семейства карповых. Имела также название - шереспер, созвучное названию этой рыбы в оригинале - шерешир. Она очень быстро плавала, а в народе её считали задиристой и бойкой.
62 В 1180 году из-за сыновей Глеба Ростиславича Рязанского (ум. 1178) поссорились Святослав Киевский и Всеволод Суздальский, у которого эти князья были в подчинении. Конфликт начался с того, что Роман Глебович захватил земли своих младших братьев Всеволода и Владимира. Они пожаловались на брата Всеволоду, говоря, что он это сделал по наущению Святослава - своего тестя. Всеволод не стерпел, что тот вмешался в его рязанские дела и выступил с войском к Коломне, где разбил дружину Романа и пленил сына Святослава Глеба. Святослав не мог начать с ним войну, пока у него в тылу были его союзники - Ростиславичи. Случайно встретив на охоте Давыда Ростиславича, он попытался захватить его, но тот убежал от него. Это нападение было равнозначно - объявлению войны. Поэтому Святослав оставил Киев и приехал в своё родовое гнездо - Чернигов; оставив в нём для обороны Игоря и Ярослава, он вместе со Всеволодом Святославичем и половцами направился к Суздалю. Возле устья Тверцы, присоединив к себе новгородские полки своего сына Владимира, Святослав пожёг все города в сорока верстах от Переяславля Залесского. Суздальский князь со своим войском встретил его, когда тот подошёл к реке Влена. Избегая сраженья, он не позволил киевскому князю переправиться через реку. Простояв несколько недель, Святослав был вынужден отступить, так как начиналась оттепель. Отправив своего сына Олега и Всеволода на Русь, он направился в Новгород. Рюрик Ростиславич, узнав, что Святослав, оставил Киев, занял его место и стал готовиться к войне. С этой целью он позвал к себе своих союзников, луцких князей Ингваря и Всеволода Ярославичей, а также послал за помощью к галицкому князю Ярославу. Давыд же явившись в Смоленск и узнав, что его старший брат Роман умер, занял его место на престоле. И вскоре он был вынужден заняться защитой своих новых владений, так как Святослав, Ярослав и Игорь со своими союзниками - Всеславом Васильковичем Полоцким и его братом Брячиславом Витебским, осадили его город Друцк. Вскоре к ним присоединился Святослав. Поскольку горожане упорно защищались, союзники сняли осаду. Святослав направился в Рогачёв, а оттуда Днепром в Киев; Игорь же с половцами пришёл к Вышгороду и стал ждать Святослава. Но, приехавший из Киева в Белгород Рюрик, упредил Святослава, послав против половцев войско под предводительством правнука Мономаха - Мстислава Владимировича. Тот, ударив по ним, обратил их в бегство, так что Игорь в одной лодке с Кончаком едва ушёл от погони. После этой победы Рюрик заключил со Святославом выгодный для себя мир: Святославу оставлялся Киев, а Рюрик получил все остальные города киевской волости.
63 Вероятно, здесь имеются в виду события 1177 года, когда половцы взяли шесть берендеевских городов, разбив Ростиславичей у Ростова по вине Давыда, поссорившегося в это время с братьями. Святослав, княживший тогда в Чернигове, воспользовался ситуацией, чтобы занять Киев. Он послал своих братьев Ярослава и Олега Святославича (ум. 1179) занять Треполь, а сам с войском встал у Витичева. Эта демонстрация силы понудила Романа Ростиславича выехать из Киева в Белгород, а Святослав сел на его место.
64           Прозвище Осмомысл дословно переводится как – имеющий восемь мыслей. Цифра 8 в то время выражала полноту определяемых ею качеств, поэтому это прозвище можно перевести как: премудрый или разумный.
65 Кремль Ярослава был расположен на возвышенном месте, как бы физически подтверждая его превосходство над другими русскими князьями по своему богатству и влиянию, так как из-за половцев торговые пути из низовий Днепра переместились в Галицкое княжество.
66 Карпаты являлись западной границей Галича.
67 В 1158 г. Ярослав и Мстислав Изяславич Волынский объявили войну киевскому князю Изяславу Давыдовичу, потому что он поддержал притязания двоюродного брата Ярослава - Ивана Ростиславича Берладника на его престол. Союзники заняли Белгород, а
Изяслав с 20000 половцами их осадил там. Победа почти уже была в его руках, но измена берендеев в его войске всё переменила. Изяслав был вынужден бежать ночью за Днепр в землю вятичей, а союзники 22 декабря 1158 г. вошли в Киев.
68 Через земли Ярослава в Палестину к султану Саладину проезжали крестоносцы, и к ним могли присоединиться его люди.
69 Роман Мстиславич (1150-1205) - Владимиро-Волынский князь и его двоюродный брат Мстислав Ярославич - Пересопницкий князь.
70 Ятвяги и деремелы — литовские племена.
71 Ингварь и Всеволод Ярославичи – луцкие князья.
72 Три сына Мстислава Изяславича: Святослав Червенский, Всеволод Белзкий и Роман Волынский.
73 В оригинале для обозначения соколов использовано слово «шестокрилцы», означающее также небесное воинство - серафимов.
74 По матери Мстиславичи были внуками польского короля Болеслава Кривоустого, а Всеволод был тестем короля Казимира Справедливого.
75 Изяслав Василькович приходился Святославу шурином.
76 Ожерельем называлось украшение из жемчуга, нашиваемое на одежду.
77 Изяслав правил в Городце; вероятно, это современный Гродно в Белоруссии.
78 Все русские князья являлись потомками Ярослава Владимировича и Всеслава Брячиславича.
79 То есть в 1067 году. В этом году в июле Всеслав по приглашению Ярославичей поехал в Киев на переговоры. Незадолго до этого, в марте он потерпел пораженье у Минска на реке Немига от соединённых сил трёх Ярославичей.
80 Ярославичи, пригласив Всеслава на переговоры, схватили его и посадили в темницу в Киеве вместе с двумя его сыновьями. В ней он просидел чуть более года, пока киевляне не освободили его и не провозгласили своим князем после того, как изгнали Изяслава из-за того, что он не смог дать отпор половцам. Из Киева Изяслав поехал в Польшу, и оттуда через 7 месяцев с польскими полками пошёл на Всеслава. Тот выступил навстречу, но ночью бежал от противника из Белгорода. Киевляне, получив обещание от Ярославичей, что город не будет разграблен поляками, открыли ворота перед Мстиславом - сыном Изяслава. Он казнил 70 участников освобождения Всеслава, а некоторых ослепил. А после этого 2 мая в Киев въехал Изяслав и утвердился на престоле.
81 Здесь рассказ переносится в прошлое, в 1066 год, когда Всеслав взял Новгород. Его появление утром в Тмуторокани, продолжает рассказ о его побеге из Киева; затем рассказ возвращается к его поездке из Полоцка в Киев в 1067г.
82 Возможно, такое селение и было, но его название можно образовать из переставленных двух слов прибаутки: «Гуси в гусли, утки в дудки, вороны в коробы, тараканы в барабаны и т. д.
83 Всеслав обгоняет солнце (Хорса) подобно луне, видимое движение которой по        небосводу - быстрее солнца.         
84 Мономах за свою жизнь совершил 83 военных похода. В 1111 году у реки Сальница он нанёс половцам сокрушительное поражение: 40000 половцев бежали в Абхазию. Начался этот поход в полнолуние, продолжался 30 дней, и в нём было два сраженья, как и в походе Игоря.
85 Дунай - условное название далёкой реки.
86 В народе кукушкой называли покинутую мужем жену, как в поговорке: «Не кукушка кукует, а жена горюет».
87 Бобр – животное-строитель, поэтому бобровый рукав княгини означает возрождающую, строительную силу.
88 Бог ветра, названный по устаревшему названию паруса.
89 Ярославна обращается к Днепру через его приток Сейм, протекающий у Путивля. Город Славутич расположен у Днепра к западу от Путивля.
90 В июле 1184 года Святослав совершил победоносный поход против половцев; часть своих войск он тогда отправил в лодках по реке.
91 Как половецкое Синее море является метафорой половцев, так и Северное представляет русский народ. В сказке про Финиста - Ясного Сокола, возлюбленная является к нему в загробное царство, чтобы вывести его. Здесь эту роль выполняет смерч, так как в мифологическом смысле Игорь умер и находится в загробном царстве. Его представляет элемент огня или дух – бессмертная часть души,  а смерч состоящий из элементов воды и воздуха, представляет смертную часть души; объединившись, они устремляются к элементу земли – будущему телу.
92 Игорю помог бежать половец, мать которого была русской. Его имя означает - воющий по-волчьи.
93 Пленив князей и бояр, половцы назначили выкуп за Игоря 2000 гривен, за князей по 1000 гривен, за бояр по 100-200 гривен. Для выкупа всех пленных требовалось 15000 гривен. Эта сумма была примерно равна четырём годовым бюджетам Смоленского княжества. Кроме того, половцы поставили условие, что прежде Игоря должны быть выкуплены младшие князья и воеводы. Но у Игоря не было денег, - его волость была разорена, и своего сына Владимира он смог выкупить только в 1187 году. Условия плена для Игоря были максимально облегчены: он мог свободно передвигаться в пределах кочевья, охотиться, иметь слуг и военное сопровождение. На побег он решился, узнав об угрозах Гзака, убить его в отместку за погибшего сына.
94          Игорь обращается в различных животных подобно мифологическому персонажу Волху Всеславичу, отцом которого был Индрик Змей, который потом был замещён в этом мифе князем Всеславом.
95           В оригинале для обозначения серого цвета использовано слово «босый». Таким образом снова проводится параллель между Игорем и Бусом.
96 Игорь отправился в побег 7 июня. По народному календарю в этот день медвяные росы считались ядовитыми и от них оберегали скот, поэтому она упоминается в рассказе о побеге. Полозы – указывают на 12 июня - день змеиных свадеб по народным поверьям.
97 Перейдя реку Тор (современный Казённый Торец), Игорь за ночь доскакал до Северского Донца, и затем вдоль его левого берега 11 дней шёл до города Донца,
преодолев около 165 км.
98 Меловые отложения придают берегам серебряный цвет.
99 В 1093 году в битве у Треполя половцы нанесли поражение Мономаху и его союзникам. Почти вся его дружина погибла, а брат Ростислав Всеволодович утонул при переправе через Стугну. Название этой реки содержит слово: туга - скорбь.
100 Вероятно, здесь в оригинале игра слов: «Затворила на дне при тёмном береге»; то есть может читаться: Затворила на Днепре...
101 Ходына - поэт Святослава Всеволодовича и, возможно, автор Слова, а Боян - Святослава Ярославича.
102 В заключительных строках неявно присутствуют 4 элемента: Солнце представляет огонь, русская земля - землю, голоса девиц - воздух, море - воду. Их соединение являет новое рождение и гармонию.
103 Вернувшись в Новгород, Игорь поехал в Киев, чтобы объясниться со Святославом, и попросить у него помощи для выкупа дружины. Какую-то помощь он получил, так как из дворца он поехал по Боричеву въезду к храму Пирогощеи. Эта церковь была предназначена для купцов и располагалась в Подоле - торговом районе Киева. По указанию Святослава купцы могли дать ему ссуду.
104 Автор окончил произведение словом «аминь», опустив слово «честь», тем самым выразив своё сожаление гибелью дружины.
105             Автор употребил второе лицо вместо третьего для выделения и эмоционального окрашивания речи.
106             Возможно, эти образы представляют созвездия Орла, Волка, Лисички, Щита. Но названия двух последних впервые были письменно зафиксированы позднее 12 века.
107 Возможно, песня Бояна представляла собой что-то вроде ломоносовской оды – простого стихотворного произведения, а автору для выражения его замысла нужен был сложный сюжет, как в прозаической повести. Поэтому он взял от повести сложный сюжет, а от песни стихотворную форму, и получилось произведение похожее на поэму или древнегреческую эпическую драму.

   


Рецензии