8. Коржев. Следы войны

ИЗ СБОРНИКА "РАССУЖДЕНИЯ О ЖИВОПИСИ".


            ГЛАВА - 8. КОРЖЕВ. "СЛЕДЫ ВОЙНЫ".


            На первый взгляд может показаться, что вести речь о художественной красоте на примере этой картины просто нелепо. Какая тут красота? Можно ли тут вообще употреблять это слово?

     В этом опять сказывается устойчивая путаница между понятиями "красота" и "красивость". Да, "красивость" здесь отсутствует начисто. Художественная же красота присутствует в полную силу.

     (Закройте правую часть лица и посмотрите только на левую, затем сделайте наоборот, и вы почувствуете эту картину ещё больше.)


            Есть немало людей, считающих войну чем-то абсолютно ужасным. Да, ужасы войны велики. Но разве есть иной путь к победе? Война имеет две составляющие: трагическую и героическую. Думаю, что неправильно выпячивать только первую и забывать о второй.

     Есть немало людей, мечтающих о том, чтобы человеческая история развивалась только через постепенные мирные преобразования. Таких людей было много во все времена, но почему-то история всё время шла не так, а через накопление конфликтностей и разрешение их силовым столкновением. Не правильно ли предположить, что по-другому история идти не может и что, следовательно, острая борьба имеет и свою прогресивную сторону?

     Да, можно сказать: "Миллионы жертв", - но лучше сказать: "Миллионы героев". Возможно ли было каким-то иным способом сломить мировой фашизм?

     Победитель красив, потому что он победитель. Подвиг красив, потому что он подвиг. Правое дело красиво величием своей правоты.

   

            Но в художественном произведении взять объективно красивое - это только половина дела. Его ещё нужно правильно подать.

     Говоря в предыдущей главе о картине художника Федотова, мы увидели её красоту в правильно поданной красоте содержания. Здесь же мы видим правильно поданную красоту идеи.

     Здесь художник исходит из прямой грубой правды, не требующей многословия. Он даёт самое существенное прекрасной и возвышенной идеи. Даёт намеренно бедно, намеренно сурово, без всяких вспомогательных прикрас. И это правильно. И единственный глаз, наполненный неумирающей жизнью, воспринимается нами как исключительный художественный образ, сильнейший по своей ёмкости.


Рецензии