Сорок сороков часть 6

Сорок сороков
Часть 6

Приблизиться к престолу не спеши,
вдыхая в ночь души -
молельный символ дыма,
минуя слово Божия, войди
в покой и созерцание Судьи,
носимого на крыльях Херувимов.

Патриотизм в наше время понимается крайне однобоко. Любовь к родине отождествляется с силовой защитой и только. При этом выпускается из виду, что армия нуждается и в финансовых средствах, и в технических достижениях, и в медицинской помощи, и в духовном окормлении. Известная поговорка: «Не стоит город без праведника» нуждается в буквальном понимании. Великая отечественная война началась в День Всех Святых в земле Российской просиявших. Фашистская Германия также вкладывала в этот день мистический смысл - воскресенье 22 июня - изотерический праздник солнца. Третий рейх был не чужд мистицизма. По сути, война шла между почти неверующей страной и страной сатанизма. В СССР к 1943 году «безбожной пятилеткой» планировалось уничтожение последнего православного храма и соответственно христианства.

Звезда кровавого заката
и солнце черного креста
сжигают Церкви мир, пока та
идея стадная для ста
людей для диких миллиардов
не завершит безбожный век,
растопит лед в сиянье марта
орел, телец, лев, человек.

Наиболее пострадал в войне Ленинград, бывший колыбелью революции, к 1941 году имевший всего 10 храмов, где происходило богослужение. Я не согрешу, когда скажу, что вокруг каждого православного храма существует некая духовная живая атмосфера, предохраняющая от зла.

Во Храмах две тысячи лет напролет
душа христиан первобытных живет.
Священная ревность Петра не ослабла
и солнечный дух огнесловного Павла.
В алтарь не войти многоликому злу -
пространство живущих без тел и имен,
и ум Златоуста возводит хвалу
творцу литургий непрерывных времен.

В русской традиции сохранение мира в стране связывается не только с военной мощью, но и с деятельностью монастырей и жизнью святых. Очень точно передает это упование строчка одного из российских поэтов — монаха Иосифо-Волоцкого монастыря:
«Миру даже и невдомек,
что молитвенная свеча -
этот пламени мотылек
держит мир на своих плечах».

Если вспомнить библию, в которой, кроме символического, присутствует также буквальный смысл, то катастрофа в Содоме  произошла только при исходе из него единственного праведника - Лота, не пожелавшего нарушать неписанные законы гостеприимства. Мудрость князей Древней Руси в отношении нищих и монастырей имело, кроме милосердия, также и практические мотивы, ибо с одной стороны присутствовало материальная поддержка жизни, а с другой - духовная молитва за власть. В нынешнее же время даже у православных можно услышать ноту презрения при произношении аббревиатуры «бомж».

В пространстве городского крова
сплетает дух венец из терна,
ждет воскресения второго
в покоях Божьих Лазарь верный.
А ночь полна лихвы и лести
в трудах столицы беззаконной,
о мирном ослике известье
Царя небес насмешка оной.

Не случайно русское предание связывает победу на Куликовом поле не только с именем Дмитрия Донского, но и с преподобным Сергием Радонежским. При начале Великой Отечественной войны другой Сергий, ныне несправедливо злословимый, дал благословение на защиту все еще православной страны. Отделение церкви от государства  может иметь инициативу со стороны властей, но никак не со стороны церкви, до времени живущей в этом государстве. Если вспомнить апостола Павла, то он призывал молиться за власти, какие бы они не были, и сам он пользовался для самозащиты римским гражданством.

Воздухи, сжигающий метеорит,
из времени вечность языкам творит -
верховный апостол материи всей.
Измена сошествием Духа палима,
послание неба речет фарисей
в огне благодатного Иерусалима.

Обвинение властей в неправедной жизни не имеет под собой серьезную почву. Никто не собирается возводить в подвижники благочестия ни Константина Равноапостольного, ни Юстиниана Великого, ни Николая Второго. И от воинов, и от чиновников нельзя требовать соблюдения пионерской морали. При казанском походе тирана Ивана Грозного стены осажденного города взлетели от порохового взрыва на воздух, когда в русском войске шло походное богослужение, при евангельских словах: «Да будет едино стадо, един пастырь».

Сердечный огнь — избыток силы,
и героизмом ум палим.
Подвижет страсть детей Атиллы
завоевать Иерусалим.
Но в сердце лев, и змий во взгляде,
крест на щите и серп меча.
Духовный меч Креста украден,
кровь крестоносцев горяча.
Куда военный подвиг движет,
то знает Бог и падший дух.
Джихад поход за славой иже
понятен для властительств двух.


Но каждый христианин должен воинствовать со злом для отыскания, которого ехать далеко не обязательно. Человек, пытающийся жить по евангельским заповедям, всегда будет получать удары из вне мира, из мира и от собственной плоти. И в одиночку выиграть эту войну невозможно.

Осада города приблизилась к финалу,
на тело скоро соберется воронье,
в долине смерти золота немало,
путем войны захватишь ты ее.
Исполнится заветное желанье,
и небо над дорогами закружится.
Не просто в ежедневном выживании
облечься в целомудрие и мужество.
 




 


Рецензии