Дщечки 27-32 - продолжение

           ВЕЛЕСОВА КНИГА. СЛАВЯНСКИЕ ВЕДЫ
              (подготовлено Д.М.Дудко)

27

("Готская дощечка", осколки)
      
       ... иные на север... чтобы... готы...
       ... жизнь иная... к Алдориху никто не шел...
       ... о наступившей его коню клятве... внук он Буриху...
       ... должны мы сказать о тех боярах, которые на готов шли...
       И боярин Сегеня, который убил сына Германариха, а отрока Алариха ранил...
       ... Алариху дань давали от того... а должны были давать... двести то...
       ... во  времена Германариха шли готы на север, и пришли на нас, и поработили... дань брали, а рабов мы должны были отягощать. Такое зло творилось, и та... Русь пала, а враги стали над нами властвовать, и то продолжалось... сто...  лет. И восстали, и время рабства окончили... стали русы вольными, и живём так... Когда русы воспрянули, свергли... готов тех...
       ... ибо те угрожали земле Русколани и обещали...
       ... многие, и тогда шли отцы в леса у Вронежца и ударили... на готов всей силой и разгромили их...
       ... истинно было во времена Конориха, от которого произошли Алдорих и праправнук Готорих, который прадед Германариху...
       ... (чрез) сто лет были там готы Германариха и злобились на нас, и была тут война великая. И готы были потеснены и отброшены к Донцу и Дону. А Германарих пил вина братолюбные с воеводами нашими, и так сотворилась новая жизнь...
       ... в то время,  когда готы шли на нас, Германарих соединился с гуннами и был ими поддержан. А мы имели двух врагов на двух концах земли нашей. И тут Белояр перед трудами великими усомнился. Вот тогда Матерь Сва летящая сказала ему смело напасть сначала на гуннов и разбить их и повернуть на готов. И там поразил сына Германариха насмерть. А тут Гураик, друг наш,  тоже пил кровь и вино, а после того через год шел с мечом на нас. А тогда Белояр сказал изгнать готов и так сделал, как сказал. Должны мы стоять честно, добровольно за главу своего, потому что тот борется за жизни наши. Железо отцов наших, как и круг укреплений, и кони - это сила наша, и её мы давали другим, когда настал голод...

8(27)
       Как настал голод, тогда были мы сирыми и нищими. Но если другие с железом нападут, наши внутренности выпустят им.
       Аскольд и Рюрик по Днепру ходят, людей наших созывают на войну. Но так как Дира имели у себя, не должны мы идти к ним.
       Это пусть будет наукой, чтобы поняли мы наши ошибки и стали иными. Аскольд, имея воинов своих, посадил их на ладьи и пошел грабить других, будто бы идёт на греков, чтобы уничтожить города их и поклониться богам в земле их. Но это - неправда, потому что Аскольд - не русич, а варяг, и имеет иную цель. Он землю Русскую попирает и, злое делая, погибнуть должен. И Рюрик не русич, а лис, что идёт, хитря, в степь и бьёт гостей иных, которые ему доверились. На старое кладбище пойдём и там помыслим, как дышат пращуры наши под травой зелёной. Там узнаем, как быть и за что идти.
        И тут все родичи начали делиться: кому старшим быть, кто происходит от отцов и праотцев давно умерших, кто от них идёт, а кто останется простым. И та великая свара одолела русичей, которые дошли до разлада и разброда. Тогда греки от своей земли гнали их, поскольку не имели те силы, сцепленной в круг и на крыльях. Всякий стоит один и поглядывает на соседа, а от этого веры не имеет, которая мужа бросает в сечу. Так пришли назад и начали ссориться из-за похода: кто был лучший, а кто черный. В древности была иная речь - о победе, а тогда снова о походе отцов своих. Так Русколань пала в ничто от готского и гуннского зверства, и тогда Киевская Русь создалась и Антская. А готы, устрашились, ушли от неё прочь в Северязь. Как знаем, есть две Северязи: одна венедская, а другая готская. Тут-то готы пришли туда, и готы усилились ещё там, а венеды ослабели. Жмудь была около них, и то была Литва, и назывались ильмы у нас те, что зовутся ильмеры.

28
      Вот раны наши, и не можем оборотиться назад и вернуться. И грады наши от тягот своих изнемогают. И говорит им князь Бравлин: "Оказывайте помощь город городу и держите воинов своих, чтобы хранили они силу Руси - единство, грозу врагам". И это так. Жмудь говорила нам о готах, что во главе с Теодорихом шли на север и там Жмуди обратились на юг. И пошли на Рим и там разбили легионы и иных воинов, и брали ругу великую от них, и вторглись в землю ту. И вот Теодорих: убит был им Одоакр. Готы те богам противны, и боги выплевывают их.
       Города наши сиры. И старшие родичи наши не выбирают иных для себя, чтобы те ими правили. Пойдём к ним, и достойно им решить о том и разрешить внезапное затруднение. А мы печалимся об этом и слёзы льём. Бьет крыльями Матерь Сва и кричит нам о трудном времени, засухе и падеже скота. И знаем, как сказано праотцами, что кельты помогли им, и шли к ним, и так была сто лет помощь от них, и также от илмов, то есть илиров. Мы - родичи, и Род с рожаницами держат нас в сердце отеческом и охраняет нас от врагов. Простерлись мы ныне, и молил я богов о заступничестве за нас, и то будет так.  Ибо ясна за нас и вела отцов наших через горы и степи мимо готов, и те из Дона пили. И та река - наша, потому что лили мы кровь нашу на землю, и та земля - русская и будет русской.
       Мы, русичи, имеем заботу Сварожью о нас и творим труд наш ради жизни. И жмудь говорит нам, что придёт на помощь и поддержит нас против врагов наших. Корысти не имею я никакой говорить это вам, то я сказал: "Помогите борьбе русов против врагов моих и ваших". В трудное время наше пренебрежем собой и идём умирать за род наш!
       Вот мерзкий Яма пожирает убитых. Вороны едят глаза их, и трава растёт сквозь челюсти их. И на то спокойно смотреть мы не можем, ибо утратим добро, и землю, и силу нашу, и будем неволей взяты к плугам их, чтобы, как кони, тянуть на пашне их, и жатву их вязать, дабы они ели хлеб наш, а мы ели землю. И то не может явиться в мыслях наших, и шеи наши не должны мы клонить к земле. Вот, боги наши склонят врагов наших и сломают хребты их, так что дерзости не будет у них, чтобы связать нас и волочить жен и детей наших на торжища и там оставлять эллинам и грекам за образы серебряные и золотые.
       Скажем врагам: "Исчезните, как тьма после Сурьи, и Перун ударит на вас, и разгонит вас, как овец". И тогда задрожат воины их, Сварги убоявшись. И вот знамение, что у Днепра расцвела лоза зимой, и это Купала указал для нас знамение о победе над врагами, и то должны мы делать. Мара идёт на них и Мор. Эти двое отберут силы их и бросят их под мечи наши, и сила меча отмежует их. Межа делит нас и их. Межа та полна крови, и преступить её недостойно им, но нам.
       И то Бравлин сказал, что смеем идти к ним. И то знамение нам говорит, что мы победим, потому что мы - венеды. Венеды же сидят на земле, где Солнце-Сурья спит ночью на золотом ложе, и там их земля. Сварог-отец говорит о них, и также братья наши в том краю. И говорим о них, что придут к нам в час зимний и поддержат нас. Сила божия придёт к нам, и та нас удержит до конца. А это венеды, и к ним пойдём о помощи молить - и не получим, потому что всякий народ должен себя сохранять сам.

29
       Говорили мы об этом некогда, и пусть идёт наше слово о правде, и так... обретем правду.  И вот говорим от старых словес, что идут от отцов наших, которые были сильны. И надо нам вернутся к борозде их и так добраться до них. Аскольд идет с варягами своими к нам, и этот Аскольд враг наш. Говорит нам, что идёт для защиты нашей, и лжёт, потому что он - враг, совсем как грек. Этот Аскольд - варяг, вооруженный, чтобы охранять гостей эллинских, которые идут к Днепру-реке. И вот, Аскольд пришел к нам с Кнудом через двести лет после Алдориха и хочет править нами. А Дирос греческий уговорил смириться всех и на престоле сел прежде его. И Аскольд убил Дироса, и теперь один на месте том, и также он - враг наш, и не хотим его как врага. Старые изречения поведали нам, что придёт на Русь иной Аскольд и что будет три Аскольда-варяга. И те варяги себе жертвы приносят, и они не наши и не чужие князья, потому что они вовсе не князья, а воины простые, силой захватили власть.
       И вот Рюрик идёт. Вспомним же, как римские орлы... поражены были дедами нашими в устье Дуная. И Траян напал на дулебов, и деды наши шли на легионы и разбили их. Ты было за триста лет до нашего времени, и это надо держать в памяти. И не даваться Рюрику, как не дались и прежде другим. Имеем мы князей своих, и дань им даём, и будем давать до конца. Ни римляне, ни эллины не владели нами, и так пребудем. Дулебы говорят о нас, что мы братья им, и это истинная правда, так как они происходят из единого корня с нами. Вспомним, как Траян был дедами нашими разбит и легионеры его в неволю были взяты на поля наши, и там трудились на нас десять лет, и отпущены были нами. Римляне говорят, что мы варвары, и греки твердят повсюду, что мы варвары. И имеют те и другие корысть и жаждут земли нашей. А то земля, которую мы взяли мечом и кровью, такая это земля. Траян был за пятьсот лет до готов. И также сегодня скажем, что война наше не прекратится до конца жизни нашей. Достойно биться за жизнь нашу мечами. Это говорит вам ХОРУГИН сын от отца ХОРЫГИ. И он - проситель ваш перед богами, поскольку дают они вам  силу и власть на земле вашей. Окружены мы врагами и боремся. Был Воронежец, река и город, и там отцы наши разбили готов.  И так разобьём врагов тех. Достоинство своё вернём и скажем, что будет иной час для нас. И там Матерь Сва перед нами идёт, что огонь дала пращурам нашим, и чуры наши  во Сварге радуются за нас, Питара Дыя молят о нас, и Орий смотрит на свой люд. И не можем повернуть спины свои врагам. Был во время то Дирос, и это был грецколанец, и он исчез, и пришли на нас Аскольд и Рюрик. И молю я богов избавить Русь от зла того.

30
       Мы храним Питара Дыя, потому что он особо стоит подле Матери Протевы.  То бывает, когда вместе ступаем в источники, и она идет, руки воздев к хлябям, и это даёт дождь, который идёт и насыщает. И от того имеем жизнь нашу, и снопы связываем во славу её. Протева есть земля наша, и её храним, как и отцы наши. Обвенчаем Сваргу и Землю и справим свадьбу их, как ожидаем. Творец есть Сварог, а Протева - жена его, и празднество должны мы справлять, как для мужа и жены. Мы - дети её, и так говорим: "Быть тебе здоровой и счастливой, и иметь детей много, и собой хвалиться, и так глядя в воды, быть многоплодной, и себя давать мужу своему Питару. Обещай твоим, что будешь полна плодов, и овощей, и зерна. И мы возрадуемся тебе, и счастье обретет тебя, и то будет так до конечного дня. Верные тебе мыслят о благах и добре, чтобы была их жизнь насыщена потребным, и приносили они жертвы тебе за то, и уповали на власть твою".
       Вергун может с хлябей дать, в чем имеем нужду нашу и молим о том. Индру имеем, который есть иной Перун, и он повергает врагов на хребты, и также отсекаем им головы, и говорит с неба, и бросает молнии в море и пущу. Засуха идет быстро в край чужой, и там она до времени, когда Питар её отведёт мощью своей. Идёт он назад, и бросается на неё, и топчет её. Молятся богам о той печали и горе тем, и стоят боги на меже той перед Сварогом, и тот, воздев руки свои от бороды, повелевает дождю идти на землю нашу. И персть высохшая насытиться может по воле божьей, и злаки могут подняться к тверди небесной и увидеть Сурью. Ведь Сурья питает их и наполняет силой зеленые кусты и злаки. И от её рук всё оживает и зеленеет, и она колосья растит, и собираем их в житницы наши, и те снопы складываем в них, и говорим, что Вергунец Индра падает к нам и растит колосья и злаки. И вот, можем мы поистине есть хлеб свой.
        Так гадаем мы по Индре - готовим бревна очищенные и говорим: "Как выйдет?" А потом зажигаем огонь сильный и бросаем в него бревна те, так что огонь бьет до небес, и там язык его дрожит и делится надвое и натрое, и то есть знак от богов, что люба жертва та им и хотят её. Если же есть блудник другой какой, что обманывает богов, разделяя их во Сварге,- извержен будет из рода, так как не имеем богов, кроме Вышня и Сварога, и иных множества, поскольку Бог есть един и множествен. Да не разделяет никто того множества и не говорит, будто имеем богов многих. Свет Ирия идет к нам, будем же достойны его.

31
("Дощка с молитвами)
       Скажем тебе, боже, как даёшь нам суру пить смертную и на врагов глядишь, и тех бьешь мечом твоим заговоренным, искрой и светом слепишь глаза, ночью на них приходишь, чтобы уничтожить. Ибо это Перуну мы молим, что не избавились от врагов, грабящих нас. Да придёт тот день, как хочешь ты! И убоимся мы упряжи звенящей и громов твоих за нас. Да будет сила твоя на наших полях оплодотворяющая, и гром, и дождь да льётся на них! Потому мы благи, что идем по воле твоей... Я утреннюю славу тебе сказал. И так речем, что благ ты и податель благ наших... Упрошенные, они, как овцы, текут. Да владеешь нами во все дни! Да будем тебе верны до конца славы твоей!.. Отец наш и вождь ты, и да будет так во все дни! Жертву тебе правим - борошно с бараниной, и так поём славу и величие твое.
       Славим Даждьбога! Да будет он нашим покровителем от Коляды до Коляды, и плоды на полях дает, траву скоту, и даст нам во все дни стада умножить, и зерна житного много, чтобы медовики сотворить и печь, бога света славить. Солнце-Сурож отречено до зимы и идет на лето. Ему поем славу как отцу в полях...
       Славим Огнебога Симаргла, дерево грызущего и солому и огненную кудель развевающего утром, днем, вечером. Ему будем благодарны за сотворение еды и питья, так как он един. Храним в пепле его, и вздуваем, и горит...
       Земля наша пролегла от солнца до солнца Сварожьего, и велики там Хорсовы луга, и там водим скот, чтобы расплодиться ему волей Даждьбога, которого славим...    

31
(рукопись)
       Идем в дома свои и дадим сушняка в огонь. Да славится имя его, Индры, ибо он - наш бог между богов, Веды знающий! Так воспеваем мы мощь его. Имеем стада скота, которые бережем от зла. Умножаются те стада убереженные.
       Итак, мы  - арийцы, пришли из земель Арийских в край Иньский. Пытались мы добраться до рая травяного, а для скота плохие злаки там. Веселье великое нас обуяло, и там сказал голос отца Ория: трем сынам разделиться на три рода и идти на юг и на закат солнца. А то были Кий, Щек и Хорив. И так сделав, пошли три рода, и осели всякий на землю свою. А Кий сказал ставить град, а ему имя дано Киев. Там зиму мы прожили и пошли по весне на юг, и там скот пасли до первого лета.
       Если кто, ведая то, не воздаст хвалу богам, триклят будет. Слава Перуну, богу нашему, который нас хранит! А также он здоровья податель, блага земные подающий. Ему палим огонь вечный в Новгороде на Волхове, и на горе у лесов, и в дубраве, у берёз или дубов, потому что боги наши там. Так как Даждьбог даёт просящим, то мы тебя, боже, хвалим.


Рецензии