Дщечки 4-А-6-е. - продолжение

           ВЕЛЕСОВА КНИГА. СЛАВЯНСКИЕ ВЕДЫ   
              (подготовлено М.Д.Дудко)

4-а
(д. 4 - связка из 2 дощечек: А-Б, В-Г)
       Настала жизнь трудная. Был в степи боярин Скотень. Он не подчинился хазарам. Были иронцы. От иронцев он помощи просил, и те конницу посылали. И были хазары разбиты. Иные же русичи остались под хазарами, которые дошли до города Киева и там поселились. Те же русичи, которые не хотели под хазар, шли к Скотеню. Так Русь собралась возле него. Иронцы не трогали наших обычаев, дани не брали, и так оставили русов жить по-русски. Хазары брали на работу свою неволей, и детям и женам плохо было, и творили зло. Тогда и готы-грабители напали на Русь, что около Скотеня. И он вооружился, и пращуры наши двинулись на них. Тогда конница иронская ударила и разбила готов. Разгромлены были готы и бежали с поля боя. Кровь борусская лилась, и красной была земля. Будто молниями разбила Русь землю Готскую, и мечами уничтожила всякого, а страну их , как знаем, к себе присоединила.
       А тут хазары уловили время для рати и напали на нас. Тогда русичи ринулись в бой, как львы, и сказали: "Пропадём, если Перун о нас не позаботится!" И тот им помог. Готы были поражены, а хазары впервые попробовали праха, впервые были разбиты. А Русь вздохнула им вслед и сказала: "Что-то ещё будет?" Хазары ушли к Волге, Дону и Донцу. Там, посрамлённые разбежались воины их, бросили наземь мечи свои и удрали в тот раз куда глаза глядят. Готы сместились и отошли на север, и там исчезли, уйдя дальше, ибо Русь устроилась в этой земле, взятой в русские руки, и руки свои утёрла и сказала: "Пришел час милости божьей! Хвалим Даждьбога нашего и Перуна златоусого, который был с нами!" И так впервые воспели славу богам на земле чужой и сказали: "Эта земля - Русколань, там потрудились много, чтобы создаться земле нашей". Хазары, в боях до земли побитые возле Киева и Волги, Русколани боялись, утвердились на Донце после готов.

4-Б
       Многие пленники шли с нами, и так же потрудились, и от того стали вольными и равными пращурам. Ибо Велес научил их землю пахать и зерно сеять, так ведь хотели те пращуры - огнищанами стать и быть земледельцами. Говорим, как сказывают в нашей земле, а не как греки, жаждущие Руси из корысти и подчинившие болгар.
       И нужно скот свой водить в полях злачных и избирать князей из своих старейшин из рода в род, так собой управляя. За десять веков забыли это роды и зажили особыми племенами. Зовутся поляне, северяне и древляне, но то всё русичи из Русколани, а не отдельные народы, как сумь, весь и чудь. Отсюда пришла на Русь усобица. За вторую тысячу лет подверглись разделу, и потеряли свободу, и стали неволей работать на чужих - во-первых, на готов, что крепко их обдирали, во-вторых, на хазар, как те объединились с каганом. И то - по нерадению нашему: поначалу гостями приходили на Русь, были велеречивы, а потом стали злы и русичей угнетать принялись. И сказали те: "Куда уйдём от них, где жизнь вольную найдём? Великие мы сироты, рука божья от нас отвратилась!" И так за двадцать тысяч лет не могли создать Русь, а потом пришли варяги в взяли её.
       Были те сыны великие. Русь творилась на севере, поскольку не было иной возможности. В лесах ильмерских она создавалась и там есть. Киеву же дана часть малая: там уселись варяги, которые суть хищники, после венеда Святояра. Да узреем рачительного того боярина нашего, который поразил готов со Скотенем! А было то славное деяние от прихода славянского люда на Русь лета тысяча третьего. Нагло и грабительски напали на нас. Тогда Святояр был единым князем, которого избрали борусичи на Русколани. И он взял Русколань у борусов, вооружил их и пошел на готов из Воронежца. Было там десять тем отборных конных бойцов и ни одного пешего. И так ринулись на врагов. Сеча была злая и короткая и лютовала до вечера, и пришел конец готам.

4-В
       Русь же глядит на землю ту и до сих пор. В то время шли в Киев варяги и били хазар. И каган хазарский обратился к Скотеню, моля о помощи. Отверг это Скотень и сказал: "Поможете  сами себе". Вечу Русколани хватало дел, когда вся та вражья сила пошла в землю Воронежца. Воронежец был город древний, за много веков поставленный и укреплённый вокруг от нападения. А те враги пришли к Воронежцу и взяли его, и там осели. Вот, Русь ограждена от захода солнца. А иные шли к Сурье на юг и Сурож-город создали. У моря, которым владели греки, там укрепили город Сурож-Белоярь.
       Криворог был в то время князь русский, и белого голубя пускал: куда тот летел, туда и князь летел на греков. Криворог напал на них и разбил. Тут греки, словно лисы хвостом вертя, давали Криворогу золотое руно и коней серебряных. И тот Криворог удержался в Суроже. Греки же были на околицах. Криворог согласился, чтобы Русь открылась (для мирных связей). Тогда греки бросили на него бойцов в железе, и было побоище великое. Пала кровь русская наземь, и несчастье было русичам. Ильмерцы сказали: "Глупцы вы, мы придём вам помогать..." Постараемся же, вспомним, как свою землю Русскую удобрили наши страейшины, какие силы потратила Русь в тех битвах с врагами нашими, как кровь удобрила землю нашу.
       Есть боги, которые с Перуном куют на наковальне мечи на врагов иных. Мы же помолимся о помощи нам.

4-Г
       Сурожу быть святу над нами! Идём туда, где увидели землю горную и лукоморье, и то все благодаря богам узреем, как весь Свет, который мы зовём Перуном, Даждьбогом, Хорсом, Ярилой и иными именами. Так поём славу богам и живём милостью божьей, пока живы. Мы утратили Сурож, там враги наши, которые в темной яме ползают и грозят нам болезнями, Мором, Марой и концом жизни всяческим. Явится бог сильный, ударит мечом-молнией, и те издохнут.
       Сурья светит на нас и к нам, и видим все. Первая слава - Сурье, светлому Деду, который изгоняет зло. Из той тьмы вышло злое племя дасов, и то злое племя на пращуров наших набрело и напало, и были многие убиты и замучены. И тот Орий-старешина скаазал: "Пойдём из этой земли, где гунны наших братьев убивают, словно кровавые хвостатые звери, скот наш крадут и детей истребляют". Так сказал старец, и пошли все в иную землю, которая течет медом и молоком, и есть та земля... И шли все сыны Ория - Кий, Пащек и Гороват, от которых три славных племени произошли. Те сыны были храбрыми вождями дружин, и так сели на коней, и двинулись. За ними - дружина младшая, скот, коровы, бычьи упряжки и овцы. Шли дети, старцы, матери, жены, также и больные люди. И так двигались на юг, к морю, мечами разя врагов. Шли в горы великие и долины травные, где было злаков много. Там освоился Кий, который построил Киев, и тот стал столицей русской.
      Многой крови стоил тот исход славянам... Анты пренебрегли злом и шли, куда сказал Орий. Ибо кровь  свята - и кровь наша. О том говорил он, что все мы - русичи. И не слушайте врагов, что говорят, будто вы - не добры. От отца Ория происходим, и...

5-Б
("осколки") (продолжение д. 4-г)
       ... он время от времени рождается среди нас, ибо связан с нами и после самой смерти. Не забудем также ильмерцев, которые нас хранили не один раз, и с нами слились, и кровь свою  дали нам. В древности были на Руси хазары, сегодня - варяги. Мы же - русичи, а никакие не варяги.
       Оставим на солнце-Сурье молоко наше в травах, а ночью растолчем в нем щавель и иные травы, как говорили праотцы, и дадим осуриться, и будем пить трижды во славу богов пять раз в день. Это - наше старое почитание богов должно  употребить, и треба та будет связью между нами. А ни Мару, ни Морока не смеем славить, ибо эти дивы - наше несчастье. Наш Дид - в Сварге.

5-А
       С подробностями начнём мы то, о чём говорим. Итак, лет за тысячу пятьсот до Дира шли прадеды наши в горы Карпатские, и там осели, и жили ладно. Роды управлялись отцами-родичами, и старейшиной рода был Щек родом из ариев. Паркун нам благоволил, ибо мы его почитали. И так прожили пятьсот лет, а потом двинулись к восходу солнца и шли к Днепру. Эта река к морю течёт. И там на севере осели на ней. И именовался Днепр Припятью, как отцы назвали. И там осев, пятьсот лет вечем управлялись, богами хранимые от многих, звавшихся языгами. Илиров было много, осевших там огнищанами. И там водили скот в степи, и там могли себя охранять силой богов. И, как сказано, отдохнули, и накопили много золота, и богато жили.

5-Б
(д. 5-Б ("осколки") - продолжение д. 4-г)
       Вот языги повернули на юг и оставили нас одних. И так шли, ведя скот - быков своих, и встретили множество птиц, летящих к ним. А те, галки и вороны, с пира летели. Был пир большой в степях - то племя костобоков напало. И вот открылись раны многие, и кровь лилась тут. Внезапно рубили головы врагам своим, и те стали едой воронам. И так Стрибоги свистели в степях и Борей гудел до полуночи, тревожа нас.  Была тут сеча великая: языги и костобоки сражались со злыми беглецами и ворами воров наших. И так тянулась эта борьба двести лет. А наши родичи ушли к ляхам и, там осев, ныне пребывают.
      Через сто лет были там готы Германариха, и злобились на нас, и была там борьба великая. И готы были потеснены и отброшены к Донцу и Дону. И Германарих пил вина братолюбные с воеводами нашими, и так сотворилась новая жизнь.

6-а
(д. 6 - связка из 4 дощечек: А-Б, В-Г, д-е, Э)
       От Ория - то был общий наш с борусами отец - была от Ра-реки до Днепра и Карпат держава, разделённая по родам. Они управлялись родичами и вечем, и всякий род называл своих родичей, кому из них править, пока не пришли к горам (Карпатам). А там были князья и воеводы отцами людям, дабы оборонять их от врагов во славу Перуна. И так Даждьбожья помощь приходила к нам. Такая была та держава Русская русов и борусов. Там была борьба и война непрестанная, всякий час схватки и многие сечи, бои, что врагами начинались и до конца не доходили, и так было с римлянами и готами.
       Тут Германарих пришел к нам и напал на нас. И так разбиты были мы римлянами и настигнуты готами, будто меж двух огней тлели и загорались. И была тут великая беда. Жнива наши сожжены, вместо домов остались одни пепелища. Тогда прилетела к нам божественная птица и сказала: "Отойдите на север и нападите на них, когда они придут к вашим селам и пастбищам". Так и сделали: ушли на север, и нагрянули на них, и разбили.
       Победили их, и пошли к ним, и стали стенами по Дунаю. Римляне бросились на нас, и много бились. Хотели быстро опростоволосить нас, а мы их опростоволосили, и тьма была опростоволошенных.
       Великие снега, холода и голод мучили наших людей, стоявших у той реки. Оставаясь без всего, они тогда сильно пострадали, ибо независимость имели и её создавали.

6-Б
       Через сто двадцать лет войны готы, подпираемые сзади гуннами и берендеями, пошли на север между Ра-рекой и Двиной и там пропали. Германарих и Аларих повели их в новые земли. Гунны с берендеями и стадами своими стояли в том крае. Там было много коней и коров, трава злачная и вода живая.  Туда Аларих привёл силы свои и отразил всех гуннов, потеряв много голов, и пошёл на нас. Тогда родичи собрались конные и ринулись на них. Суровая сеча была там тридцать дней, и русы пустили в землю свою готов, которые поклялись не биться с ними.
       Тяжкие времена настали. Напали на нас римляне от Дуная, греки с юга, а готы с севера и юга. Та война зла не делала. А римляне были в устьях дунайских, на нас взирали и так ждали.
       Та борьба долго продолжалась, не угодная богам и людям. Не имели мы другого прибежища, кроме одного: выбирали князей из отцов от Овсеня до Овсеня, которым платили дань в полюдье. И страшась водили стада свои и обрабатывали землю, жито наше. Так жили и пятьдесят лет вели войну великую всякий день с гуннами и готами, но не с берендеями. Ибо те имели князя Саху, а тот, премудрый, мира искал с русами и был наш друг.
       Берендеи ходили тихо. А гунны - воры, и борьба с ними была тяжелой, тянулась сто лет, и гунны остались на готской земле.

6-В
       Вот явились (греки) из-за моря и стали города ставить, Хорсунь и иные возвели. Русколань, разодранная смутами, создавалась на юге, а борусы на севере многое претерпели. Родичи не хотели, чтобы русские роды соединились в Русколани. Две ветви именовались великие и малые борусы. Сурож звался Сурожской Русью, а борусы звались от боров, так как там у Днепра - боры. И долгая вражда между родами разрывала борусов на части. Так, борусы не могли противостоять наступлению греков и скифов. Те были желтые, а русы - русые и голубоглазые, сильные и неутомимые. Борьба шла непрестанно, когда уже у сурожан не было сильного князя, то греки давали врагам больше,  чем нам.
       От отца Ория до Дира было тысяча пятьсот лет. Персы знали наши медные мечи. Тогда Твастырь сказал делать железные и брать коней, которые идут от богов к нам. Так была Русколань сильна и тверда - это от Перуна, что поддерживал нас всякий раз, как мы обнажали мечи. И устремлялись на врагов, отгоняя их от своих земель, отцы от рода Ория, славного и сильного, которые Ассирию били и Египет в старину. В то же время не имели мы единства и стали, как воск, без Велеса. Ибо тот сказал нам, что мы должны ходить прямо, криво же - никогда, а мы того не слушались.
       Персы забрали большую часть русов и погнали к Набсуру.  Не стереглись они от врагов, и те напали на них. И к морю светлому пошли они клонить головы под вражеские бичи. Сильные враги напали с трех сторон. Те ушли со стадами на закат Сурьи и там исчезли. Наши же люди пошли в долину Набсура, а затем ходили на Ассирию и Египет.

6-Г
       Долгие годы продолжалась неволя, и пришел день, когда русы ушли от Набсура, ибо персы не гнались за ними. И так шли в края наши об Индре и Вале. Если бы мы были верующими, были бы с богами нашими, а чужим богам не принуждали бы наших отцов. Мы должны были хомут носить и никогда не называться иначе, как язычниками.
       Когда русы неволю вавилонскую терпели, князем был Насбур, который их подчинил, и те своих юношей отдавали в воины, и били вавилоняне их палками по детородным органам, чреслам и щекам. Того терпеть мы не могли и сказали вавилонянам, что это не по сердцу нам в тот день, когда было великое землетрясение. Земля ворочалась и вздымалась до Сварги, кони и волы метались и кричали. Мы забрали свои стада, и бросились на север, и спасли души наши. И так богами хранимы будем и не утратим своих сынов, дочерей и жен, а будем просто своими среди своих. И не будем сметены, идя впереди чужой рати, а вернёмся в свои земли. Ибо ходили мы хуже псов. А мы - потомки Славуни, и можем быть гордыми, и жизни не пожалеем. То Магура песни свои поет к сече, а птица та от Индры приходит.  Индра был и пребудет вовек тем самым Индрой, который дал Перуну все оружие, чтобы тот метнул его, дабы настала весна и шла на луга. И лучше мы исчезнем, но никогда не будем жить в неволе и поклоняться богам чужим.

6-Д
       Жрецы говорят, что заботятся о Веде, а её у них украли, и не имеем её ныне. Когда бы не берендеи наши и не бояны, остались бы мы невеждами до конца в том, откуда мы. А был боярин Гордыня, который бил готов в лето тысяча третье от Карпатского исхода. и он, как Триарий, шёл без страха на них. И боярин Сегеня, который убил сына Германариха и отбросил Алариха от Воронежца. Там осталась Русь Борусская и Русколань. Так мы ещё и должны стыдиться перед врагами наших слов!
       О том мы должны вещать, и не можем верить до сечи всякому глупому слову, сказанному нам. Заря светит нам, и утро идёт к нам, и так мы имеем вестника, скачущего в Сварге, и речем хвалу и славу богам. Та Сурож огречена и не будет вовсе русской, и там - боги греческие. Отбросим скорбь нашу и решимся на иное. Пусть выведет нас светлый сын Индры из тьмы! Имеем вышнего помощника нашего. А старые времена - то наше благо. Добудем от них твёрдость и крепость, дабы врагам отвечать, как надлежит!

6-е
       Те времена - пречистые. Тогда дни были так ясны, а засуха сурова, что жито не уродилось. Потому пошли мы в землю иную и там удержались. РАЗБИТА БЫЛА РУСЬ греками и римлянами. И те (русы) пошли по берегам морским к Сурожу и там создали город Сурож. Ибо тот край сурен (солнечен). Но Киев от того ничего не добился, потому что многое препятствовало. Тут впервые варяги пришли на Русь, и АСКОЛЬД силой разгромил князя нашего и разбил его.
       Аскольд, а позже ДИР, уселися на нас  как непрошенные князья и начали княжить над нами, словно были отцами, хранящими очаг Огнебога дома того. И Огнебог отвратил лик свой на них, так как были они князья, от греков крещенные. Аскольд - темный воин, а ныне греками просвещён, что нет никаких русов, а есть варвары, и потому можем смеятся над тем, что были киммеры, также отцы наши. А те римлян потрясли, а греков разметали, как поросят напуганных.

6-3
      Отцы наши наделяли каждому по потребности его, а этот - иной и иное творит. Тот Аскольд служит богам чужим, а не нашим. Таковы были отцы наши, и мы не смеем быть иными. А греки хотят нас крестить,  чтобы мы забыли богов наших и обратились к ним, словно невольники. Остережемся того, как отцы наши, которые оберегали скот свой и не давали волкам похищать ягнят, которые суть дети Сурьи. Потому трава зелёная - знак божий, и  должны мы её брать в кувшины и осуривать её на собраниях наших, дабы пить за богов, что в Сварге синей. Отцы наши Даждьбогову жертву творили, а та на небе и так уж священа стократ.


Рецензии