7. Федотов. Портрет Н. Жданович
ГЛАВА - 7. ФЕДОТОВ. "ПОРТРЕТ Н.ЖДАНОВИЧ".
Известный русский художник Павел Федотов (1815 - 1852), будучи близко знаком с семейством Ждановичей, создал несколько портретов членов этой семьи, в том числе и несколько портретов детей.
Один из таких портретов изображает юную Надю Жданович за музыкальным уроком.
Портрет неброский. Но впечатление красоты он производит, причём тем больше, чем дольше мы в него всматриваемся.
Сравнивая эту красоту с красотой предыдущего портрета художника Бугро, мы должны, как мне кажется, оценить её гораздо выше.
Казалось бы, откуда здесь красота? Девушка не может быть названа особенно красивой. Нет в картине ни украшений, ни пышности одежд, ни каких-то вспомогательных красивых предметов, ни игры ярких красок, ни величия сюжета. Обычная девушка. Сидит перед клавишами и смотрит на нас. Всё.
Здесь есть красота простоты, искренности, красота молодости, подлинной скромности, чистоты, движения и правды. Здесь есть красота жизни.
Чтобы её подать, художнику не нужны нарочитые выдумки и манерные приёмы. Нужно только суметь облечь эту огромную правду в краткую, но ёмкую форму, чтобы она вошла в зрителя сразу, одним мгновением.
Автор в этой картине, в отличие от художника Бугро, не ставил цель - сделать красивость или подчеркнуть милую скромность. Цель не ставил, но получились и красота, и скромность, - и не нарочитые, а живые.
Не думаю, что бело-голубые цвета платья, волнистые изгибы играющих рук или осветление фона вокруг фигуры, создающее как бы ореол, задуманы заранее с расчётливой целью. Мне кажется, что и колорит, и свет, и линии портрета непроизвольно родились у художника в процессе работы под впечатлением самого образа.
Вот путь к настоящей красоте. Не делание её, а извлечение из натуры, извлечение необычного из обычного, великого из простого.
Один художник вспоминал, как долго он ходил с друзьями по выставке современного модернистского искусства, как громко все восхищались супероригинальными выкрутасами, кричащим цветом и нестандартно изломанными фигурами. Но выйдя потом на улицу, они увидели падающий на землю первый снег. И этот милый первый снег, эти простые кружащиеся снежинки по своему величию сразу затмили всё впечатление от искусственного художественного кривляния.
В следующей главе я продолжу тему художественной красоты. Мы посмотрим на другие её стороны на примере произведения замечательного советского художника Гелия Коржева.
Свидетельство о публикации №115021908551
Мне очень интересны Ваши рассуждения и сопровождение к замечательным картинам!
Спасибо за проделанный труд, эмоции, и любовь к искусству. Наверное, без этого не возникло бы желание проводить читателей по удивительной Вашей галерее.
С уважением,
Илона Веленавска 13.01.2023 21:11 Заявить о нарушении