7. Федотов. Портрет Н. Жданович

ИЗ СБОРНИКА "РАССУЖДЕНИЯ О ЖИВОПИСИ".


            ГЛАВА - 7. ФЕДОТОВ. "ПОРТРЕТ Н.ЖДАНОВИЧ".


            Известный русский художник Павел Федотов (1815 - 1852), будучи близко знаком с семейством Ждановичей, создал несколько портретов членов этой семьи, в том числе и несколько портретов детей.

     Один из таких портретов изображает юную Надю Жданович за музыкальным уроком.

            
            Портрет неброский. Но впечатление красоты он производит, причём тем больше, чем дольше мы в него всматриваемся.

     Сравнивая эту красоту с красотой предыдущего портрета художника Бугро, мы должны, как мне кажется, оценить её гораздо выше.

     Казалось бы, откуда здесь красота? Девушка не может быть названа особенно красивой. Нет в картине ни украшений, ни пышности одежд, ни каких-то вспомогательных красивых предметов, ни игры ярких красок, ни величия сюжета. Обычная девушка. Сидит перед клавишами и смотрит на нас. Всё.

     Здесь есть красота простоты, искренности, красота молодости, подлинной скромности, чистоты, движения и правды. Здесь есть красота жизни.

     Чтобы её подать, художнику не нужны нарочитые выдумки и манерные приёмы. Нужно только суметь облечь эту огромную правду в краткую, но ёмкую форму, чтобы она вошла в зрителя сразу, одним мгновением.

     Автор в этой картине, в отличие от художника Бугро, не ставил цель - сделать красивость или подчеркнуть милую скромность. Цель не ставил, но получились и красота, и скромность, - и не нарочитые, а живые.

     Не думаю, что бело-голубые цвета платья, волнистые изгибы играющих рук или осветление фона вокруг фигуры, создающее как бы ореол, задуманы заранее с расчётливой целью. Мне кажется, что и колорит, и свет, и линии портрета непроизвольно родились у художника в процессе работы под впечатлением самого образа.

     Вот путь к настоящей красоте. Не делание её, а извлечение из натуры, извлечение необычного из обычного, великого из простого.

     Один художник вспоминал, как долго он ходил с друзьями по выставке современного модернистского искусства, как громко все восхищались супероригинальными выкрутасами, кричащим цветом и нестандартно изломанными фигурами. Но выйдя потом на улицу, они увидели падающий на землю первый снег. И этот милый первый снег, эти простые кружащиеся снежинки по своему величию сразу затмили всё впечатление от искусственного художественного кривляния.


            В следующей главе я продолжу тему художественной красоты. Мы посмотрим на другие её стороны на примере произведения замечательного советского художника Гелия Коржева.


Рецензии
«..Вот путь к настоящей красоте. Не делание её, а извлечение из натуры, извлечение необычного из обычного, великого из простого..» - какой правильный вывод!
Мне очень интересны Ваши рассуждения и сопровождение к замечательным картинам!
Спасибо за проделанный труд, эмоции, и любовь к искусству. Наверное, без этого не возникло бы желание проводить читателей по удивительной Вашей галерее.

С уважением,

Илона Веленавска   13.01.2023 21:11     Заявить о нарушении