По мотивам Макса Железного

Историческая справка.
В ХVII-XVIII веках на Украине были распространены рождественские представления на религиозные, реже на бытовые темы. Например, «Рождение Иисуса и дары волхвов» – отсюда и название  «вертеп», т.е по старославянски – «пещера».
Традиционными героями бытового вертепа являлись Шляхтич, Москаль, Казак, Смерть, Коза, Дед, Баба и др. Их функции тоже были традиционны: Дед и Баба обыгрывали бытовые элементы, Шляхтич гулял и командовал, Москаль и Казак ссорились и мирились, Коза то погибала, то воскресала, а Смерть в конце обязательно кого-нибудь казнила….
Обычно вертепные представления  - это театр марионеток, но, иногда, его разыгрывали люди в масках. Тогда на выступлениях вертепа играли музыканты (музычки).

РЯЖЕННЫЕ ИЛИ УКРАИНСКИЙ ВЕРТЕП
Вдохновлено Максом Железным http://www.stihi.ru/2015/02/01/9547

Действующие лица и исполнители:

МУЗЫЧКО -           Сашко Билый, аккомпаниатор на скрипке и мазохист
ПЕТРО ПОРАЖЕНКО -         шляхтич (его все и так знают)
МОСКАЛЬ -                клятый кацап и коммуняка
ДЕД ЛИРНИК   -           не оцифрованный носитель народной мудрости
КАЗАК -                козак, прозревший свидомит
СМЕРТЬ -                бледная с косой, передвигается в коляске для инвалидов
КОЗА -                СМСка на полставки, то появляется, то исчезает
БАБА Пани Поразка -          (не путать с Параська) фарион и депутана,
                возит СМЕРТЬ в коляске

В эпизодах:
Ляшко –     оруженосец, слуга СМЕРТИ, носит за ней вилы и грабли, депутан
Хор -                ивано-франковский батальон «Сокил»

====================
Примечания:
Ляшко – в переводе «полячишко»
Фарион – в переводе «интриганка»

Действующие лица вымышлены, совпадения с действительностью совершенно случайны

(вспыхивает свет)

МУЗЫЧКО (играет на скрипке и поёт. Хор скачет и подпевает.)

Ой, Музичко грає,
Вкраїна співає,
Хто не скаче – той москаль, –
Хто ж цього не знає?

МОСКАЛЬ: (входит, даёт по морде Музычке)

Речёвку глупую несли:
«Те, кто не скачут – москали!»
Москаль на то ответ нашёл:
«Тех, кто скачет – всех в котёл!»

ЛИРНИК: (входит, бьёт по морде Музычке)

Закипел котёл большой
Да на страх Европам.
Кипяток там не простой, —
Варево с укропом.

                (входит КОЗА – СМСка с плакатом «Переговоры в Минске»)
                За ней бежит ПОРАЖЕНКО. По дороге наступает на те грабли,
                что в очередной раз ему подкладывает Ляшко - оруженосец.
                СМЕРТЬ приезжает из Германии в инвалидной коляске,
                которую толкает пани ПОРАЗКА.
                СМЕРТЬ бьёт ногой случайно попавшегося ей Музычка)

СМЕРТЬ: (достаёт мобильник)

В Минск Петру я позвоню,
Проявлю заботу.
Мы с ним делаем одну
Грязную работу.

Пани ПОРАЗКА: (в сторону) Не Петру, а Петрыку.

КАЗАК: (входит, даёт по морде Музычке)

Пораженко даже взмок:
«Как я буду править?»
Нюренбергский узелок
Завязал на память.

МУЗЫЧКО (декламирует, КАЗАК вяло повторяет)

С москалями не будем мы братьями
Ни по родине, ни по матери.
У них дома есть газ и золото,
А у нас жгут коктейли Молотова.

ЛИРНИК: Стой! Стрывай!
МУЗЫЧКО: Шо такое?
ЛИРНИК: Так «коктейль Молотова» придумали москали. И слова эти русские. Выходит, у нас нет даже названия для оружия борьбы? Да и название-то в честь большевистского наркома.
МУЗЫЧКО: Какого наркома?
КАЗАК: Сталинского…
МУЗЫЧКО: Ой, нехорошо получилось… (чешет затылок) А что если так:
(декламирует)

С москалями не будем мы братьями,
Москалей осыпаем проклятьями.
Москали, нас считают предателями
И в ответ посылают по матери.

Ой! Опять не то...

                (входит мрачный ПОРАЖЕНКО, прижимая мобильник к левому уху,
                а алюминиевую ложку - к правому глазу...
                СМЕРТЬ что-то шепчет в свой мобильник.
                ПОРАЖЕНКО передаёт КОЗЕ – СМСке плакат «Повестка».
                Коза передает повестку КАЗАКУ. Тот пятится, наступает на те
                самые грабли, которые ему подкладывает Ляшко - вилоносец.)

КАЗАК: (бросает повестку и топчет её ногами)

Как повестку увидал –
Кончились проклятья.
Я в Россию побежал, –
Ой, спасите, братья!

(хватает мешок, бежит к МОСКАЛЮ)

ЛИРНИК и Хор:

«Чемодан, вокзал, Россия!»
Ой, рятуйте, браття!
«Чемодан, вокзал, Россия!»
Ой, рятуйте, браття!

(Хор разбегается. ЛИРНИК рвёт повестку. Звонит мобильник МОСКАЛЯ. Тот слушает)

МОСКАЛЬ: Так точно, всё понял. (КАЗАКУ и ЛИРНИКУ) На счёт вас звонили. Сам Вован Таврический. Крым, говорит, приняли, так надо и беженцев принять.
(достаёт из-за пазухи буханку хлеба и бутылку «Пшеничной». КАЗАК достаёт из мешка сало и цибулю. ЛИРНИК достаёт ножик и чарки. МУЗЫЧКО вертится вокруг них, но подойти не решается)

МУЗЫЧКО: (играет и поёт)

Ой, не пийте, хлопці,
Міцної горілки,
А то буде вам Майдан
Від вашої жінки!

КАЗАК: Значит первый тост «За женщин!»
МОСКАЛЬ: За них выпьем стоя.

(выпивают и закусывают. ЛИРНИК играет. КАЗАК танцует гопака, а МОСКАЛЬ пляшет вприсядку. Или наоборот. В общем, неясно, движения почти одинаковые.
Входит КОЗА – СМСка с пакетом. Передаёт пакет МОСКАЛЮ)

КОЗА: Вам посылка из Минска. Бацка прислал печеной бульбы. Бацка велел передать, чтоб вы тут все посябрували, бо вы – родичи.

ЛИРНИК: Тогда КОЗЕ – штрафную.

(КОЗА, ЛИРНИК, МОСКАЛЬ и КАЗАК уходят. СМЕРТЬ целится пальцем в МУЗЫЧКУ. Гаснет свет, раздаются четыре выстрела. Вспыхивает свет. На сцене только СМЕРТЬ. Вбегает пани ПОРАЗКА)

ПОРАЗКА: Шо за канонада? В честь чего салют?
СМЕРТЬ: Да пустяки… Музычко застрелился.
ПОРАЗКА: Уж больно много выстрелов.
СМЕРТЬ: Ты про контрольные забыла. Зачем примчалась-то?
ПОРАЗКА: Да... там это… Майдан…
СМЕРТЬ: Шо?! Опять?! Быстро на Майдан. Наше место – там. Де Майдан - там смерть и поразка.
ПОРАЗКА: (толкая коляску) А пана ПОРАЖЕНКА с собой возьмём?
СМЕРТЬ: (уже из-за сцены) Да кому он нужен?!

(Чувствуется запах палёной резины. На сцене вспыхивают покрышки. Занавес.)


Рецензии
Цікава думка і намір: злущити з овоча шкурку-кожуру і показати його м'якоть. Це не зведення трагедії до фарсу, це відокремлення - мухи окремо, котлети окремо. Дійсно, Віталію Валентиновичу, варіант такого творчого підходу до наболілого має право на життя. В історії світової літератури є багато тому прикладів. Головне від мене застереження (з Вашого дозволу) - є тонка, майже непомітна межа між сміхом і висміюванням: перший дає надію на порятунок персонажу, друге - має на меті персонаж знищити. Автор мусить наперед визначитися з тим, що він хоче. У цьому творі не в повній мірі розкриті автором КОЗАК і ЛІРНИК. Вони уособлюють ще й армію та ЗМІ - по суті, звичайні інструменти, які можуть опинитися сьогодні в одних руках, а завтра - в інших. Навіть, я би сказав, що в інтрадукції діючих осіб Ви більш вдало, ніж у тексті твору охарактеризували саме цих персонажів "не оцифрованный носитель народной мудрости" і "прозревший свидомит". І чи не забагато уваги мілкоепізодичному МУЗИЧКУ ? З огляду на те, що стисло передати великий задум зазвичай не так то й просто, я вважаю, що ця спроба заслуговує на увагу і інтерес читача, которий "в курсі дєла". З привітом,

Олег Омелянчук   18.02.2015 22:22     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.