Юрьев - Повольский - мемуары

   ФОТО - Богоявленский храм – Юрьевец – Симонова гора

 В зимний заснеженный  вечер,  приятно сидеть у компьютера в тёплом халате цвета «индиго»  и набирать на клавиатуре  лингвистические опусы... И ждать мужа, когда тот вернётся с волжской рыбалки с бершовым уловом…

 Вот и звонок... Из распахнутой двери появляется немного уставший Николай, и приветливо улыбается большими голубыми глазами... И глядя на его великолепный трофей, я весело кричу: «От Тарковского?»… «От Тарковского», - вторит муж…

 Действительно, Юрьевец чудесным образом  вплёлся  в канву нашей судьбы... Несколько лет назад я впервые оказалась  на древней земле этого русского города  вместе с православными паломниками.  В этот день в Юрьевец прибыла икона святого благоверного князя Георгия II Всеволодовича Владимирского… Икона необыкновенная, с красиво обрамляющими  середник клеймами житийных сцен святого князя, и с частичками его мощей... От естества святого образа, исполненного в красочном древнерусском художественном  стиле, исходил  мягкий золотистый свет.

 В Юрьев – Повольском…  особое - трепетное отношение к образу князя  Георгия II Всеволодовича, который в 1225 году основал на правом берегу Волги  укрепление напротив рек Унжи и Нёмды на месте явления ему иконы великомученика Георгия Победоносца, особо почитаемого на русской земле. В честь великого святого и был назван новый город – крепость на восточной границе Владимиро-Суздальского княжества - Юрьевец, а также и Георгиевская гора, которая после создания Горьковского водохранилища, к сожалению, не сохранилась.

 Знаменательно, что в Юрьевце в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца традиционно совершается Крестный ход  по центральным улицам  в направлении к  главной площади с  образами святых небесных покровителей города. И участие в общей молитве – это душевный порыв каждого верующего человека, ведущий к очищению и обновлению к новой духовной жизни, поэтому я стараюсь по мере своих возможностей тоже быть причастной к таким священнодействиям.

 В Юрьевце, как правило, в майский тёплый день  совершается праздничное соборное архиерейское богослужение в храме Рождества Христова, сооружённом  в честь победы над Наполеоном…

 И помолившись перед древними иконами храма, поклонившись Животворящему Кресту с Распятием и Богородице, заказав требы, засветив свечи перед образами, невольно навевается мысль о Тарковском... И я тихонько выхожу из церкви, и быстрым шагом, чтобы успеть вернуться  к началу Крестного хода, направляюсь к подножию Симоновой горы, к дому, где жили Тарковские…

 Вот и Дом-музей Андрея Тарковского… Я вхожу во двор – перед моим взором - символическая белая стена разрушенного православного храма с иконой святого Андрея Рублёва, в руках которого – образ «Святой Троицы»…

 Недалеко от стены – колодец, у основания выложенный камнем, а в завершении композиционного исполнения «источника» - металлическая  «луковичная головка», увенчанная  восьмиконечным православным крестом – символом совершенства и возрождения…

 Я быстрым шагом поднимаюсь по лестнице музея, думая о том, что по этим ступенькам восходил и будущий режиссёр с мировым именем – Андрей Тарковский... Вот и приветливые музейные работники, открывающие двери в «детский мир» великого Андрея…

 Тарковские – Мария Ивановна, Андрей и маленькая Марина жили здесь во время войны в эвакуации, в комнате, которая была предоставлена ещё в предвоенное время отчиму Марии Ивановны – врачу Николаю Матвеевичу Петрову, в коммунальном доме.

 Вот и небольшая комната – стол с белой ажурной скатертью, как мне сказали, - место рождения гения, книжный шкаф, старенький диван, детская кроватка, часы-ходики, большое зеркало…Трудно вообразить, но…именно здесь звенели детские голоса Андрея и Марины…

 Другая   комната – экспозиция «История семьи», где представлено генеалогическое древо Тарковских, старинные фотографии, письма и стихи Арсения Тарковского... Под стеклом рукописная автобиография Андрея Арсеньевича, датированная 1954 годом: «Я родился 4 апреля 1932 г. на Волге, в г. Юрьевце Ивановской области. Отец мой – Тарковский Арсений Александрович, поэт, переводчик, член союза советских писателей. Инвалид Отечественной войны, орденоносец…»… Это… мир Тарковских!..

 И почему-то я думаю о «Солярисе»… ощущение, что нахожусь вне времени…и тихонько прохожу в другой зал музея – «Мир художника»... Знакомые кадры из фильмов – «Иваново детство» -  проникновенные глаза Николая Бурляева, «Солярис» - Хари – несравненная Наталья Бондарчук, «Андрей Рублёв» - тёмные очертания монашеских облачений, и  актёр Анатолий Солоницын в роли великого  иконописца –  Андрея Рублёва…

 В  кинозале, кроме экспозиции фотографий  - кадров из фильмов выдающегося режиссёра, меня восхитил портрет Андрея Тарковского, созданный по проекту его сына – Андрея Андреевича, из тысячи кадров из кинофильмов мастера…

 Портрет, отражающий  мгновения полёта творческой ищущей натуры режиссёра… Андрей Тарковский, состоящий из «квантов» – своих  гениальных кадров, прорвавшихся сквозь оболочку непонимания и суетности бытия в Вечность!

 А милые сердцу бытовые моменты жизни семьи Тарковских – вот они – и трогательный сундучок его няни Аннушки, здесь  и её гардероб, и личное спальное место... И коммунальная кухня с полочками для незатейливой посуды – тарелок, кувшина, небольшого чугуночка... И, конечно, чистенькая выбеленная  печка с печурочками, у которой маленький Андрей в зимние вечера согревал свои озябшие руки…

 На прощанье…экскурсовод сказала, что, когда Андрею Тарковскому бывало грустно, он слушал музыку Баха, и в его воображении «проплывали»  очертания Юрьевца и Богоявленской церкви, стоящей «белым православным воином» на Симоновой горе…

 Выйдя из музея, я взглядом окинула Симонову гору, и  бегом направилась к храму Рождества Христова,  у входа  которого выстроился Крестный ход с Животворящим Крестом, иконами, хоругвями…

 Наконец, под звон колоколов с духовными песнопениями и молитвами я присоединяюсь к торжественному шествию по старинным улицам Юрьевца, по тем местам, где когда-то проповедовал «неистовый протопоп Аввакум», где совершал свой духовный подвиг блаженный Симон - чудотворец, где святой князь Георгий Всеволодович повелел заложить русскую крепость…

 Конечно, многое с тех времён переменилось – изменился ландшафт города, на месте Георгиевской горы, Кривоезерского монастыря – «тихой обители», Завражья – маленького живописного села, где родился Андрей Тарковский,  раскинулось Горьковское водохранилище…. Стёрлись очертания первозданного Юрьев – Повольского…

 Известно, что по этой причине съемки фильма «Белый, белый день» («Зеркало»), который изначально режиссёр Андрей Тарковский задумал снимать на своей родине, были перенесены в Подмосковье…

 Но… к счастью… на юрьевецкой земле сохранились – и  Георгиевская колокольня, и собор Входа Господня в Иерусалим, и церковь Рождества Христова, и центральная площадь, к которой мы идём общим потоком, прославляя Георгия Победоносца...  И чувствуется…человеческое единение, слияние душ в один духовный поток, вливающийся  живой квантовой волной во Вселенское Мироздание…

 И вот…Георгиевская площадь… и праздничная проповедь епископа…и капельки святой воды на одежде и лице... А от площади – подъём на Симонову гору, минуя Дом – музей Андрея Тарковского…

 Я поднимаюсь по крутому склону Симоновой горы к Богоявленской церкви, где внизу под спудом находятся мощи блаженного Симона, имевшего такой дар, который стяжала святая Мария Египетская - юрьевецкий святой «ступал по волнам, словно, по маленьким бугоркам»…

 В небольшой старинной церкви много темноликих старинных образов, а в углу – печь, выложенная белым кафелем, что создаёт особый уют православного храма. Вниз спускающаяся лестница привела меня к мощам блаженного - чудотворца Симона. Поклонившись святому праведнику, положив записочку с просьбой к блаженному, я поклонилась также и камню из гробницы святого преподобного Киприана Суздальского, а затем тихонечко по лесенке поднялась в храм…

 Окинув взглядом ещё раз Симонову гору, пошла к волжским берегам, откуда был виден символический крест на месте затопленного Кривоезерского монастыря, там рыбаки любят ловить рыбу... Возможно,  эта рыба – особая, благословлённая  святым Симоном (из  источников известно, что святой «перешёл Волгу, и, указывая  на высокий холм, предрёк: «На сём месте спустя сорок лет по моём отошествии ко Господу будет устроен монастырь, на спасение иноков»)…

 И  вот спустя несколько лет -  я недалеко от Парижа… Сент-Женевьев-де-Буа... Иду поклониться иноку в кинематографе – великому Андрею Арсеньевичу Тарковскому – «Человеку, который увидел Ангела»…
 
 Раскидистый клён живописно покрывает своими октябрьскими разноцветными листьями монумент работы скульптора Эрнста Неизвестного, я тихонько зажигаю свечу – в память Андрея Тарковского... А перед глазами всё та же Симонова гора, крутой подъём к Богоявленской церкви, мощи блаженного Симона, и крест-память на месте Кривоезерского монастыря...

 И трансцендентальное воплощение жизни мастера кинематографа в каменном изваянии талантливого скульптора – склон горы и лестница, словно «лествица Иакова», соединяющая земное и небесное, а в завершении композиции крест – покаяние и единение человека с Божественным Началом…

 И, словно,  эхо пронзают душу стихи Арсения Александровича Тарковского – отца Андрея –

 Я человек, я посредине мира,
 За мною мириады инфузорий,
 Передо мною мириады звезд.
 Я между ними лег во весь свой рост -
 Два берега связующее море,
 Два космоса соединивший мост.


 


Рецензии
Спасибо за произведение, Светлана. Много интересного узнаешь, поэтически написано.
Я думаю именно в местах, освященных великими подвижниками и рождаются гении т. К. Андрей Тарковский. Алла.

Алла Гиркая   09.04.2019 12:25     Заявить о нарушении
Спасибо, Алла!

Вы правы! С Юрьевцем связано и ещё одно имя - режиссёра-сказочника Александра Роу.

С уважением, Светлана

Трофимова Светлана   09.04.2019 12:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.