Ян Купецкий и Петр l

                Данные эти ещё никому не известны.
    
   . . .Въ 1711 г. царь ПетрЪ Великiй во время своего лечениiя вЪ Карсбад; увид;лЪ портрет кисти Купецкаго и приказалЪ тотчасЪ же пригласить художника кЪ себ;.
   Купецкий сначала стал отнекиваться - работы у него, будто бы, много, - но существовала другая причина, более основательная: он дико боялся царя. Тогда Петр обратился к императору, но Купецкого трудно было избавить от страха перед русским царем, про которого идут слухи, "что он варвар". В конце концов, напуганный художник всетаки соглашается ехать,  получает шестимесячный отпуск от двора и письмо, в котором, чтобы ободрить, именуют его "Cabinet Mahler des Kaysers", и является к царскому двору в Карлсбаде.  Здесь ему сообщают, "с каким нетерпением ожидает его царь Петръ", и предупреждают, "что он не должен бояться, если у монарха во время позирования будет известным образом искажаться лицо, что всякого, который не знает его, страшно пугает". ( подобный "лицевой тик" был у Пушкина во время дуэли с Дантесом. Из - за этого произошла трагедия! )  Но скоро Купецкий убеждается, делая портрет с царя, "что русские - люди, у которых есть душа". "Говорили они по чешски" пишет Fuessli ( т.е. царь Петръ говорил по русски, а Купецкий отвечал по чешски ), "и страх Купецкого превратился в восторг ". . .
{ Pelzl в "Abbildungen bohmischen und mohrischer Gelehrten und Kunstler",  том lll,  Прага, 1777, пишет: "Этот монарх необыкновенно полюбил нашего Купецкого именно потому, что мог говорить с ним по славянски "}.
   Так как заказанной царем работы было слишком много,  Купецкий взял сотрудником живописца Давида Хойера из Лейпцига, который помогал ему в писании одежды. Осыпанный оказанными ему милостями и подарками, Купецкий отправился в Лейпциг для окончательного выполнения заказанных Петром картин. . .
 
   продолжение следует

    На картине Купецкий: Семья художника. 1718 г.
 


Рецензии