Штабс-капитан Нестеров Часть I
Повис пугающим углом…
Ища отцветшими глазами
Опоры в небе голубом…»
А. Блок
Петр Николаевич Нестеров-
Родоначальник высшего пилотажа,
Ведущего свое начало от «мертвой петли»,
Носящей ныне его имя,
Вошедшее в мир авиации
У самого начала ее пути.
П.Н. Нестеров раздвинул рамки полетов
За пределы аэродромов,
В «нелетную погоду»- летал,
Изменял стреловидность крыла в полете
И об установке вооружения на самолетах- мечтал.
Таран Нестерова- наиболее решительная форма
Воздушного боя
И он верность авиации России доказал,
Ценой самолета, своей жизни…
Поступить иначе и не предполагал.
Петр Николаевич Нестеров
Родился в ночь на 15 февраля 1887 года,
В семье русского офицера
Николая Федоровича и Маргариты Викторовны,
В расположении Нижегородского имени Аракчеева
Кадетского корпуса.
Отец был офицером-воспитателем,
В 27 лет- неожиданно скончался
И мать одна воспитывала четырех сыновей,
На пенсию мужа в 50 рублей.
Маргарита Викторовна прекрасно играла на рояле,
Чудесная библиотека была,
У Петра великолепные
Вокальные способности обнаружились,
Что даже композитор А.К. Глазунов,
Присутствующий на выступлении юнкера Нестерова,
Рекомендовал в Консерваторию поступать.
Но Петра пути по стопам отца
И старшего брата повели…
Брат, в дальнейшем, стал
Генералом Советской армии,
А для него, потерявшего отца- офицера,
Обучение в военном училище
Бесплатным было
И в Михайловское артиллерийское училище- привели.
Три года в училище проучился,
С отличием из училища выходил
И в 9-ю Восточно-Сибирскую
Стрелковую артиллерийскую бригаду,
По его личной просьбе, направлен был.
На выбор Дальнего Востока-
Любовь повлияла:
Он с детства мещанку
Надежду Рафаиловну Галуцкую любил,
Но согласно Устава Российской Империи,
Если офицер женится
До достижения 28 лет,
То «реверс», в размере 5 тысяч рублей,
В государственную казну вносил…
Служба в отдаленных местностях
Российской Империи,
В частности на Дальнем Востоке,
Давала ряд льгот:
Офицер от «реверса» освобождался
И право жениться только на дворянке
И ради любви, Петр,
Во Владивостоке служить решил.
Долгое утомительное путешествие
В отдельном купе I-го класса
Неутомительным показалось им:
Петр был готов ехать
Хоть на край света,
Со своей возлюбленной,
В прекрасном двухместном купе…
Проехали Кунгур, Курган, Новосибирск,
В Хабаровске поезд долго простоял…
И вот, через две недели-
Долгожданный Владивосток:
Океанская, Вторая речка, Первая речка,
И перед ними- океан лежал.
Первым делом, конечно, повенчались,
Законный брак по всем правилам
Оформлен был.
Квартиру крохотную сняли,
Панино на прокат взяли,
Надежда играла, а Петр пел.
Несколько дней, предоставленных начальством,
Быстро пролетели…
Под свое командование- батарею получил,
К солдатам относился вежливо,
Объяснял основы баллистики,
Все непонятное- разъяснял
И в офицерском собрании
С вокальными номерами – выступал.
Музыкальные вечера на квартире проводил,
На охоту часто хаживал,
А фазанов, было великое множество
И часто нагруженным домой приходил.
Влюбился в Русский остров,
Покрытый дремучими лесами
И выходные с Надеждой
На нем проводил:
Под громадными деревьями- привал устраивали,
Вечером во Владивосток возвращались
И было слышно как в парке
Духовой оркестр мелодию выводил.
Много читал, особенно о воздухоплавании,
Крупную модель аэроплана соорудил
И после нескольких неудачных попыток,
Аэроплан, в воздухе- поплыл!
Подал рапорт о переводе в авиационную школу,
И к Владивостокскому воздухоплавательному парку-
Прикреплен был.
Испытал чувство полета
На привязном аэростате
И небо навсегда полюбил!
Разработал несколько способов
Корректировки огня с воздуха
И одобрение у начальства получил.
Шел 1910 год,
Газеты писали об успехах
Первых русских летчиков:
Попова, Мицевича, Васильева
И Петр свой самолет
Разработать решил.
Проект самолета в Петербург отправил,
Но он забракован был.
Ответ не обескуражил Нестерова
И за книги по авиации
Основательно засел.
Первые случаи отрывов от земли
Летательных аппаратов
Были зафиксированы в 1894 и 1897 году.
В 1911 году получил полугодовалый отпуск,
За три года службы.
Заехали в Нижний, оставили дочку
И месяц на Кавказе провели.
Вернувшись с юга,
Познакомился с Петром Соколовым,
Студентом ИТУ,
(Императорского технического училища,
Сейчас Университет им. Э. Баумана),
Который лекции по аэродинамике и
Самолетостроению ему предложил.
Вместе в Нижегородское общество
Воздухоплавания вступили
И к постройке планера приступили они.
Дни и ночи над планером «колдовали»
И, наконец, день испытания- наступил!
Наняли телегу и в сопровождении мальчишек
Разобранный планер за город повезли.
Собрали планер, Петр продел руки
Между жёрдочками, побежал…
Пролетев метра 3-4, планер приземлился,
А Пётр, едва на ногах устоял.
К заднику телеги,
Привязали длинную веревку
Погнали лошадь, но ветер слабый был…
Дождались подходящего ветра
И против ветра-лошадь погнали,
Петр подпрыгнул и … полетел!
2-го августа 1911 года,
Нижегородская газета писала:
«…Планер из легкого материала сделан
И весит один пуд.
Аппарат приводится в движение
При помощи лошади,
Которая тащит его за длинную веревку,
Аппарат поднимается на 2-3 метра,
Затем веревку отпускают
И аппарат плавно на землю летит…»
Петр создал проект нового самолета
И в Петербург отослал.
На самолете предполагалось установить
50-ти сильный мотор, фирмы «Гном»,
Впереди мотор, за ним бак с бензином,
Бак с касторкой и далее два сидения
Пилота и пассажира…
И этот проект был отклонен.
Петр поехал в столицу
И о переводе в офицерскую воздухоплавательную школу
Рапорт написал.
Время шло, отпуск заканчивался,
А на его рапорт,
Никто и внимания не обращал…
Тогда он прямо на квартиру
Заместителя военного министра явился,
Беседа затянулась на 1,5 часа,
Генерал Поливанов благосклонно
К нему отнесся
И Распоряжение «О зачислении в воздухоплавательную школу»- отдал.
Чиновники, которым Нестеров
Надоел со своим рапортом,
Не разобравшись с терминологией,
Вместо авиационного отдела
В воздухоплавательную школу определили его,
Без упоминания об авиационном отделе,
Но и это было большим успехом:
Из воздухоплавательного отдела, в авиационный,
Можно было перейти.
18 августа 1912 года,
Нестеров, на аэростате,
Из Петербурга в Архангельск полетел,
Пролетел 800 верст
И в 160 верстах от Архангельска-сел.
За отличное выполнение задания,
В Гатчинский авиаотряд переведен был,
Но там снова неудача:
Не прошел медицинскую комиссию,
Подкараулил Председателя комиссии
И мольбами его уговорил.
12 сентября 1912 года,
Самостоятельный полет с инструктором совершил,
И на развороте, над аэродромом,
Не «блинчиком», а креном повернул,
При посадке- отключил двигатель
И.. плавно сел.
Инструктор понял, что ученик сделал то,
Что никто еще не совершал.
Приказал Нестерову повторить полет,
А сам- с земли наблюдал.
С этого дня,
Петр летал без инструктора
И мечтал уже в вертикальной плоскости
Круг совершить,
С летчиками советовался,
На собраниях стал об этом говорить…
29.09.1912 года, сдал экзамены
На звание «пилота- авиатора»,
Переучился на более сложный самолет,
Чтобы высшее звание,
«Военного летчика»- получить.
05.10.1912 года, сдал «на отлично» экзамены
И звание «Военного летчика»- получил.
Вышел Указ «О передачи заведования авиацией
Из Военно-инженерного Управления,
Во вновь сформированный авиационный отдел
При Главном Управлении Генерального Штаба.
Таким образом, авиация России
Становилась самостоятельной
И в отдельный род войск авиатор входил.
За 1912 год, в российских авиашколах,
Прошли обучение 64 пилота,
А всего военными летчиками
Было 126 человек…
Отечественные авиаконструкторы за этот год
Создали 28 типов новых самолетов:
Авиация шла «на взлёт»!
Нестеров направление в Киев
В 11-ый корпусный авиаотряд получил,
В Варшаве- на «Ньюпор- IV» переучился
И в Киеве, в должности Начальника Авиаотряда,
Службу свою проходил.
Древний Киев полюбился Нестерову,
Было много общего
С Нижним Новгородом родным:
И Днепр величавый, как Волга,
И стариной почти равнялся с ним.
Климат благодатный,
Обилие зелени восхищало глаза
И Надежда Рафаиловна радовалась:
Условия для детей- прекрасные,
Девочке- 6 лет, мальчику- 3 годика
И счастливая жизнь ждала…
По-своему служебному положению,
Нестеров подчинялся командиру
Авиационной роты,
Который воздухоплавателем был,
Но он полностью власть над авиаотрядом,
Передал Нестерову
И ни в чем не претил.
Его представили Авиационному отряду,
На вечер- полеты поручил,
Увидел офицеров в воздухе
И кто на что способен-
Сразу определил.
Киев- был одним из крупнейших
Авиационных центров России:
В Воздухоплавательное общество вступил,
В Русском техническом обществе состоялся
И в Киевский Политехнический институт
Со своими докладами- приходил.
Свел до минимума строевые занятия
Специальные занятия с механиками проводил,
Привлек старшекурсников университета,
Для обучения офицеров,
И научную мысль- в отряд вводил.
Авиационные отряды в то время
При воздухоплавательных ротах состояли
И офицеры-пилоты максимум
Штабс- капитанами стать могли,
А воздухоплаватели могли расти до генералов
И только после переименования рот
Из воздухоплавательных в авиационные,
Летчики до генералов могли расти.
Благо было в том,
Что воздухоплаватели не вмешивались
В работу Авиационных отрядов,
А авиация в пеленках была
И это позволило Нестерову вводить новшества,
К Руководству обращаясь:
Развороты делались с креном, а не «блинчиком»,
Дал теорию «перекрещивания рулей»
При кренах свыше 45 градусов
И ряд аварий сумел предотвратить.
В 1913 года, в России,
Была введена единая методика
Обучения летчиков,
А до этого, каждый инструктор,
Мог по-своему курсантов учить.
Испытал: шесть способов целеуказаний,
Четыре способа корректировки артиллерийского огня,
Два способа наводки орудий
По летящим самолетам
И понятным на земле сигналам,
С воздуха- обучал.
Раздвигал горизонты применения самолетов
И призывал на дальние расстояния летать,
Причем не в одиночку: парами, группами…
Совершил полет по кругу:
Киев- Остер-Нежин-Киев
И ни одной минуты в полете- не потерял…
Через несколько дней- повторил полет,
Но уже в группе их 3-х самолетов.
Это был первый в Мире групповой полет!
В двух самолетах
Пассажирами летели механики,
А у него кинооператор был.
Четкость снимков
Показала большую пользу,
При проведении воздушной разведки,
И очень пригодилась в войну.
По вечерам, с Надеждой в театр ходили,
По воскресениям- загородные экскурсии, музей.
Два раза в неделю,
На квартире гости собирались:
Летчики, артисты, художники-
Так жить было веселей.
Широкое развитие авиации
Сопровождалось массовым числом
Аварий и катастроф:
Отказывали моторы,
Летчики совершали ошибки,
И в воздухе и при посадках…
Методика обучения пилотирования
Совершенствовалась медленно,
Идеалом становился самолет,
Который не терял бы управления,
Хороший или плохой летчик
В кабине сидел…
Нестеров довел крен до 85 градусов
И «мертвую петлю»- совершить решил.
Предварительные расчеты показали,
Что радиус поворота не должен
Превышать 23 метра
И «мертвая петля»- впереди ждала…
А в это время, во Франции,
Летчик-испытатель Адольф Пегу,
Парашют системы Бонне испытал:
Выключил мотор, вылез из самолета,
Парашют раскрылся и он
За падением самолет наблюдал.
Самолет, с выключенным двигателем,
Спокойно полет продолжал,
Несколько раз перевернулся в воздухе
И… благополучно посадку сам совершал!?
Получается, что можно летать и вверх колёсами,
Пегу об этом конструктору Луи Блерио рассказал:
« Да Вы, что с ума сошли!»-
Воскликнул Блерио.
Но Пегу ранее был отличным кавалеристом,
Выделывал на коне чудеса эквилибристики
И…Л. Блерио сдался.
2-го сентября 1913 года,
Пегу, на перевёрнутом самолете,
Свой полет совершал.
9 сентября 1913 года,
В 18 часов 10 минут,
Нестеров, набрал высоту около 1000 метров,
Выключил мотор,
Перевел самолет в отвесное пикирование,
А затем снова мотор включил.
Взмыл вертикальной дугой,
Самолет вертикальное положение принял
И вверх колесами стал.
Перейдя в пике, мотор выключил,
Красиво «мертвую петлю» завершил
И спиральным спуском,
С выключенным мотором- спланировал
И благополучно самолет посадил.
Так впервые была выполнена
«Мертвая петля» именуемая сейчас
«Петлей Нестерова».
В истории завоевания воздуха
Авиатор новый путь открывал,
Началась эра высшего пилотажа
И русский летчик ее начинал…
Полет Нестерова
Был официально запротоколирован
В 3-ей авиационной роте
И в Петербург донесение штаб послал.
Петербуржский корреспондент
Парижской газеты «Matin»
Телеграфировал во Францию
О выполнении в России «мертвой петли».
12 сентября 1913 года,
Адольф Пегу заметку прочитал
И 21 сентября 1913 года, во Франции,
«Мертвую петлю»- исполнял.
П.Н. Нестеров от своего Руководства,
За «мертвую петлю»,
Нагоняй получил..,
Но все же здравый смысл
В России- возобладал:
От Киевского общества воздухоплавания
Золотую медаль вручили
И штабс- капитаном стал…
В мае 1914 года, в Москву,
Адольф Пегу приехал:
Он гастрольную поездку по России совершал.
14 мая 1914 года, в Политехническом музее
Проходило его чествование,
Нестеров на нем присутствовал,
А. Пегу, узнав об этом,
Вызвал Нестерова на сцену
И автором «Мертвой петли» - назвал.
Выступление А. Пегу,
Заставило прекратить иностранную прессу
Оспаривать русский приоритет
В авторстве «мертвой петли».
Публичное признание А. Пегу,
О первенстве П.Н. Нестерова,
В совершении «Мертвой петли»,
Сослужило Петру Николаевичу хорошую службу,
Его положение стало исключительным,
Открылись широкие перспективы,
О которых он ранее и не мечтал.
Свидетельство о публикации №115021003596