О нищете русской философской мысли и рефлексии
Нателла Климанова Критика
К сожалению,в наши времена читателей с атавистическим комплексом мышления сейчас большинство.Такого читателя чрезвычайно трудно убедить в его низкопробном вкусе и в отсутствии понимания ценностей эстетики в поэзии.
Я вот думаю в последнее время: почему так?
И прихожу к выводу,как ни странно это может прозвучать, что слишком долго и неправильно массовый читатель воспитывался на одной лирике Пушкине.
Однобоко всё это шло долгие годы и десятилетия. Целый век. Повсеместно насаждаемая лирика Пушкина, в настоящий момент, на мой взгляд, стала барьером и плотиной, препятствием для выхода на новый уровень понимания новейшего направления в поэзии - Психоделики.
Ведь что такое лирика? По своей сути - это рефлексивная (термин ЧГ) поэтика.
Лирика - это эмоция, возникающая при переживании человеком какого-либо чувства. Рефлекс на какое-либо событие в жизни: грусть,горе, радость, нежность, печаль и т.д. "Я помню чудное мгновенье.." "Я вам пишу, чего же боле..", "Мороз и солнце, день чудесный.." и т.д.
Но ведь известно, что параллельно творчеству Пушкина шла и другая, философская поэтика Тютчева, о которой, в основном, молчали и не придавали значения.
Философская поэтика Тютчева оставалась долгие годы в тени Пушкина. Тютчева уважали, упоминали, но не исследовали, не сравнивали и не приводили в пример.
Так же известно, что Пушкин не особо приветствовал поэтику Тютчева и браковал его стихи.
Если говорить о влиянии идей того времени на творчество Тютчева и Пушкина, то на Пушкина большое влияние оказывала французская лёгкая, как бы сейчас сказали, гламурная поэзия и философия французского Просвещения и философия любви к живой природе, личностного становления и мистики английских поэтов Озёрной Школы.
В то же время на творчестве Тютчева играла большую роль немецкая философия: Гёте, Гейне, Шиллер, Шеллинг, Гегель, Фейербах, Шопенгауэр, Ницше и др.
Если, вспомнить имена философов в русской мысли, то окажется, что таких имён крайне мало. Герцен. Что мы знаем о Герцене и какие новые философские идеи он привнёс?
Кроме его известной поэтизированной работы " Что делать?", ничего на ум не приходит.
Или другое имя русского поэта, философа-идеалиста Влад.Соловьёва, который воспринял и продолжил философские идеи немецкой школы романтизма.
Мистическое мировоззрение и идеалистическое понимание мира Влад. Соловьёва сыграло большую роль для русских символистов.
Не стоит забывать, что революция 17 года в 20 веке круто оборвала и поставила крест на развитии русского символизма, который, на мой взгляд, так и не пережил своего настоящего взлёта и расцвета и получил скромное название "Серебрянного века русской поэзии".
Помимо того, революция 17 года круто оборвала развитие русской философской мысли.
Ну не считать же беспомощные трюки служителей советских идеологов соцреализма за продвижение философской мысли?
Таким образом, развитие философских идей Влад. Соловьёва было оборвано и не получило никакого продолжения. А следовательно,в настоящий момент нет никаких традиций в русской пост-идеалистической философии.
Можно ли считать критика Белинского за русского философа с передовыми идеями?
Если и были новые идеи у Белинского, то только на раннем этапе его творческой деятельности. Это идеи о воспитании у читателя умения созерцать. Но, к сожалению, Белинский полностью переключился на сатиру Гоголя и, таким образом, перешёл на философию критического реализма, который сыграл, на мой взгляд, в истории русской литературы, тупиковую роль и нанёс больше вреда для развития русской литературы, чем пользы.
Таким образом, получается, что русская философская мысль во все времена была маломощной и нищей и не шла ни в какое сравнение с мощным европейским направлением в философии.
Именно немецкая школа философии, которая получила название философии романтизма, заложила основы философии метафизики.
Так, например, немецкий философ Шопенгауэр считал, что предметом всякой философии может стать только "сущность мира",
"..не подчиняющаяся закону достаточного основания." Все события в мире являются для Шопенгауэра лишь «продолжением зоологии», лишь буквами, с помощью которых можно прочесть идею человека."
Философия метафизики сущности мира в творчестве Чёрного Георга в настоящий момент является одним из краеугольных камней, что позволяет считать философскую поэтику Чёрного Георга наследницей и продолжательницей традиций немецкой школы философии.
Можно сказать, что философские идеи в начале 21 века в творчестве Чёрного Георга подхватывают оброненную эстафетную палочку философских идей Влад. Соловьёва и мощно и поступательно развивают на практике в новейшем авангардном направлении Психоделики.
Помимо всего прочего, метафизика и идеализм философии Чёрного Георга тесно переплетена с философией Востока.
А это, в общем знаменателе, говорит о новом явлении Новой философии, которая впервые в истории мировой мысли объединяет философские идеи и Запада и Востока.
Тютчев жил в Германии и был близко знаком со многими немецкими философами, а потому, понятно,что именно немецкая философия романтизма отразилась на творчестве Тютчева.
Если рассмотреть известное стихотворение Тютчева "Есть в осени первоначальной", то сейчас, на современный взгляд, очевидно то, как различается рефлексивная поэтика Пушкина от философского созерцания мира у Тютчева.
Федор Тютчев
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь -
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...
В этом Тютчевском стихотворении мы видим многоплановую архитектонику (термин ЧГ).
Здесь не только рефлексия чувств восторга от дивной поры осени, но и философия пустоты пространства и тёплой красоты мира, которая льётся "чистой лазурью на землю."
Современная поэтика Чёрного Георга весьма и весьма творчество Тютчева и Чёрного Георга.
Великолепно использует Тютчев метафору для параллели и символичного отображения космической идеи пустоты пространства : /паутины тонкий волос/Блестит на праздной борозде./
Это есть у Тютчева символисткий приём плеоназма, где в стилистической фигуре текст насыщается повторами с особым невыразимым содержанием: ПУСТО всё - ПУСТЕЕТ воздух. Ассонансная аллитерация ещё более подчёркивает пустоту - Простор везде-Первых бурь;
Таким образом, в стихотворении Тютчева имеются двоякий план отображения сущности мира и космической идеи пустоты и простора пространства.
На внешнем плане - земная осень с лучезарными вечерами.
На глубинном, скрытом плане выявляется идея пустоты и простора пространства с " льющейся тёплой лазурью."
Как известно, именно символизм использует Идею-в-себе, при этом используя роскошные метафоры и другие символисткие приёмы.
У Тютчева, в рассматриваемом стихотворении, есть не только метафора, но и символисткие приёмы плеоназма и анаколуфа.
Таким образом, поэтику Тютчева можно отнести не только к романтизму. Русский романтизм завершился на философской поэтике Тютчева. Поэтику Тютчева можно отнести к предтече русского символизма, который не получил в те годы должного своего развития и был не понят современниками. А от символизма до Психоделики уже очень близко.
Таким образом, если проводить линию наследования Психоделикой традиций русской поэзии, то эта линия должна восходить от философской поэтики Тютчева, который продолжил в своём творчестве традиции Ломоносова,и, которая в своё время не получила должную оценку у современников и всегда была на аристократических задворках русской поэзии.
С приходом Психоделики Чёрного Георга, становится понятно, что рефлексивная поэтика Пушкина без должной на то оценки, становится, как бы, препятствием для понимания современниками сложной архитектоники и философии Психоделики. Пушкин, конечно же в этом не виноват, а виновата бедная критическая мысль, которая замерла на имени Белинского.
Для понимания сути новейшего направления Психоделики Чёрного Георга , - нужно подтянуть тылы с философской поэтикой Тютчева и навести мосты традиций.
P.S. для Георга.
На мой взгляд, наш давнишний спор о наличии в психоделике трансгрессии, как раз и привёл к твоим сомнениям о трансгрессивном типе психоделики, к которому относится это тип редкого стиха.
Мы уже вроде бы определились, что Психоделика, как большое направление в Новой поэзии делится на рукава видов и типов Психоделики: экспрессивная, медитативная, трансфиксивная, аутичная...
С рассмотрением стихотворения "Разжимая пальцы привязанностей" становится очевидно, что есть и существует трансгрессивный вид психоделики, как один из самых сложных видов новой поэзии.
Поскольку, ты уже не раз высказывал своё отрицателное отношение к термину "трансгрессия", то, я в своё время предлагала придуманный тобой термин "трансфиксия" сделать аналогом термина "трансгрссия".
Но этого не случилось.
Термин "Трансфиксии", по настоятельному примеру ЧГ стал обозначать тип НЕэкспрессивной Психоделики:
Экспрессивная психоделика - Трансфиксивная Психоделика.
Но этой замены проблема Трансгрессии в Психоделике не исчезла. И не надо прятать голову в песок.
трансгрессия так или иначе присутствует во многих типах Психоделики.
Но так же и присутствует в чистом виде в некоторых редких произведениях.
Поэтому, я уверена, что в Психоделике есть и уже существует особый вид и тип: Трансгрессивная Психоделика.
Пусть это будет, пока, условное название.
*На иллюстрации мозаика поэта-философа античных времён Вергилия.
Свидетельство о публикации №115020812398