Исчезает деревня

Исчезает деревня. Жителей в ней с каждым годом всё меньше, а их возраст - всё старше. Пусто стало. Не слышно детей, беззаботно бегающих по деревенским улочкам. Не видно коров, медленно возвращающихся с пастбища домой. Цветочные луга зарастают чертополохом и бурьяном. Там, где раньше царила кипучая деятельность - запустение и какая-то пугающая тишина.

Расплодились лисы, и кур в деревне теперь можно пересчитать по пальцам. А уж водоплавающая птица - гуси или утки давно стали редкостью. Громко стучит дятел. Деревья состарились, и у него здесь работы много. Правда и молодая древесная поросль уже поднимает голову на заброшенных огородах.

А вот людям работу здесь найти тяжело. Есть, конечно, и объективные причины. Один механизатор на современном тракторе обрабатывает столько земли, сколько раньше вся деревня едва успевала. Крестьяне ведь так и селились, чтобы свой надел был поближе к дому. Не стало ферм, и рабочие руки не нужны. Есть ведь градообразующие предприятия, заводы или фабрики, от которых зависит занятость населения в городе. На селе масштаб не тот, но принцип одинаков. Закрылась ферма и жители стали безработными. Этот процесс, начавшись полвека назад, стёр с лица земли сотни мелких селений. Сейчас уже и закрывать нечего - ничего не осталось. Животноводство не приносит быстрой прибыли, пару лет нужно подождать, и поэтому никто не хочет вкладывать деньги. Разве что в крупные проекты.

Года три назад в деревню провели газ - но желающих подключить газ в своём доме не нашлось. Уличный газопровод - удовольствие не дешёвое, тем более когда дома стоят далеко друг от друга. У бывших колхозников пенсии не так уж и высоки, поэтому газовое отопление для многих - непомерная роскошь. Отремонтировали дорогу, положив новый асфальт. Хорошо всё это, только поздно. Лет на двадцать или тридцать пораньше нужно было. Тогда и молодежь была, глядишь - и не все бы уехали в поисках лучшей жизни. Сейчас то сюда никого не заманишь. Даже те, кто остался и то уезжают. И винить их не в чем - работы нет, школы закрываются, как им жить и детей растить.

Исчезает не просто деревня, исчезает неповторимый деревенский колорит. Он же в каждой деревне разный. К примеру, весной ребятишки всегда играли «в чижика», и даже в соседних сёлах правила отличались немного. Да вообще весь процесс игры был чуточку другим. Свадьбы игрались по-разному. Когда жених и невеста были из разных сёл, а это случалось сплошь и рядом, то свадебные обряды причудливо переплетались, и поэтому одна свадьба была не похожа на другую.

Вместе с людьми умирает оригинальный сельский говор. По тому, как человек говорит, как он проговаривает слова, сразу определяли, откуда он родом. Навсегда уйдут в прошлое деревенские легенды и предания. Они никогда не записывались, а рассказывать их станет просто некому.

Пройдет немного времени, десяток лет, другой - и совсем жителей не останется. На одну исчезнувшую деревню станет больше. Да разве она одна такая. Их - тысячи.

2012


Рецензии