Рамзи Нугманов. Предисловие в чтении аль-Корана

      ЭГУУЗУ БИЛЛЭЭХИ МИНЭШ-ШЭЙТААНИР -
РАЖИИМ*   
   
          Примечание: 1. В аль-Кор`ане , в 98 аяте  (16) Суры  “Пчёлы”,  рекомендуется  (перед каждым всуплением к чтению  коранических текстов)  прочитать  про себя  именно это обращение  к Аллаху.

          2.  Оно  переводится  на русский язык следующим образом: 

К  ТЕБЕ ОБРАЩАЮСЬ Я, О АЛЛАХ НЕСРАВНЕННЫЙ, ОСВОБОЖДАЯСЬ  ОТ  ИЗГНАННОГО  И  ПОБИВАЕМОГО КАМНЯМИ ШАЙТАНА - ИСКУСИТЕЛЯ ДУШИ  МОЕЙ.

         3. Научно-философский  комментарий этого обращения:

          В современной  отечественной культурологии,  под термином “шайтан”,  следует  понимать  разгул  эгоистических  (или дьяволических)  страстей человека.  В  культурологической  основе  ислама  лежит  “Идея добродетельности”.  Эта идея характерна для народов Востока,   начиная  с  древнейших  времен.  Так,  уже 2,5  тысяч лет назад,  например,  наши тюркские предки  пользовались  призывом: “Делай  людям  добро!”.   Отсюда  несложно  прийти  к  выводу,  что  дьяволическая  (или  шайтанинская)  страсть  – это  весьма  серьезная греховная  ситуация  в  исламском  мировоззрении  и этике. 
           С другой стороны,  в этой ситуации, мы встречаемся с воплощением в жизни одного из фундаментальных законов бытия –  Закона Добра и Зла. Причем, “Добро”  это – позитивное,  “Зло” – негативное   явления человеческого бытия.  К примеру,  наши древние тюркские предки  ещё в эпоху  тенгрианства считали,  что  “каждый человек –это  лишь  один  из  многих  тысяч  людей  и  он  не  должен предаваться гордыне”.    И,   на  основании  этого  требования  древние люди побеждали такое общественно опасные явления, как честолюбие и “культ личности”. Причем и эту неприятность они умели воспринимать диалектически и  мастерски компенсировали  её,  совершая добродеяния. Так они добивались  "золотой середины", или гармонии в Законе о Добре и Зле. Говоря конкретнее, здесь под "гармонией" следует понимать с одной стороны подавление честолюбивых устремлений человека, с другой - сохранение творчески-созидательных его возможностей.  А это, в свою очередь, обеспечивало поступательно- историческое развитие каждого человека и общества в целом.
         Исходя  из  сказанного,   приступая  к  чтению  Кор`анических сакральных текстов,  лучше  всего  начинать дело со слов  “Эгуузу  биллээхи  минэш-шэйтаанир – ражиим”, что поднимает человека с уровня бытового примитивизма.
     (Комментарии основаны на представлениях доктора культурологии, профессора Р.Г.Нугманова)
   


Рецензии