Какой самолёт выбрал Сталин
Чтобы их как-то успокоить, пообещал прилететь в начале мая и отметить с ними День Победы.
Директор совхоза дал мне десять дней отпуска и попросил привезти ему пару бутылок армянского коньяка – разумеется, как и отпуск, тоже за мой счёт.
С большими приключениями добрался сначала до Атбасара – райцентра, находившегося в ста пятидесяти километрах от совхоза, а затем и до Целинограда - ещё пятьсот с лишним километров, поскольку именно там был ближайший аэропорт.
В Целинограде билетов на рейсы до Москвы не было. Кассир посоветовала подождать "разбронирования" перед самым вылетом.
Действительно, нашёлся один билет, но не на ИЛ – 18, который долетал до Москвы часов за пять, а на небольшой старый Ли–2. Кассир сказала, что часов через двенадцать буду на месте.
Правда, не сказала, на каком месте именно. Но я решил – в Москве.
Тогда никого не досматривали, и в назначенное время поднялся в самолёт со своей двустволкой в чехле – оставить оружие в совхозной общаге не решился.
В самолёте сразу бросилось в глаза, что он какой-то странный, "не советский", одним словом. Даже на кронштейнах кресел были штампованные английские буквы.
Самолёт оказался почтово-пассажирским, кроме меня было ещё три пассажира. Лететь пришлось больше суток из-за метеоусловий, поэтому было время и поводы познакомиться с экипажем.
При первой возможности спросил у командира, почему на советском самолёте Ли-2 везде заводские английские надписи. И получил совершенно неожиданный ответ, что это вообще не Ли-2, а настоящий американский "Дуглас". А, главное, он сказал, что на этом самолёте на тегеранскую конференцию летал Сталин.
Естественно, проверить это тогда я никак не мог, да и занимали меня совершенно другие мысли …
Только недавно случайно попались мне материалы об истории Ли-2.
Похоже, командир самолёта, на котором летел в далёком 1964 году, говорил правду!
Ли-2, действительно, "перепечатка" американского самолёта Дуглас DC-3. Лицензия на его производство была закуплена советскими представителями в 1936 году. Тогда же через подставные фирмы СССР закупил около 20 этих машин. С огромными трудностями в подмосковных Химках на авиазаводе № 84 им. Чкалова освоили производство самолёта, получившего название ПС-84. Чего стоил только перевод лицензионной документации с американской – дюймовой на принятую в СССР метрическую! Да и освоение совершенно новых технологий...
С сентября 1942 года эти самолёты, доработанные в военно-транспортные и даже в бомбардировщики, стали именоваться Ли-2 в соответствии с установленной в ВВС СССР системой кодирования. О буквах "Ли" до сих пор спорят, это первые буквы фамилии главного инженера завода Лисунова, или просто сокращение от "лицензионный".
А вот и о предпочтениях Сталина, который за всю жизнь летал только в Тегеран.
Как сообщают различные источники, в том числе, на сайте
http://www.airpages.ru/ru/li2.shtml :
"Пассажирские ПС-84 в войну больше не строились. Единственным исключением можно считать пять самолетов с салонами довоенного образца, специально изготовленных в Ташкенте в июне 1943 г. для полета советской делегации в Тегеран. Они были собраны с особой тщательностью и принимались специальной комиссией. Еще один (по другим данным — три) самолет переделали в пассажирский мастерские 1-го авиаполка НКВД в подмосковном поселке Быково. У него количество мест было меньше, чем у стандартного, в салоне было просторней, и отделка отличалась даже роскошью. Но Сталин ни на одной из этих машин не полетел, предпочтя всем им американский С-47 — без особого комфорта, но более быстроходный и надежный."
Так что вождь хорошо понимал преимущества империалистического производства!
Следует отметить, что ни один другой самолёт этого типа не сыграл столь важной роли в воздушном флоте СССР, и гражданском, и военном.
В частности, уже в послевоенное время эти самолёты спасли целое поколение молодых военных лётчиков от потери квалификации - им после окончания лётных училищ летать было не на чём из-за отставания производства Ту-4. Молодых лейтенантов временно направили в ГВФ именно на эти машины. За время работы там они налетали в несколько раз больше часов, чем успели их сверстники в военной авиации, поэтому именно они составили потом костяк корпуса пилотов и командиров новых боевых машин.
А возвращаясь опять к тому давнему полёту из Казахстана в Москву хочу добавить, что над Уралом мы попали тогда в мощнейший грозовой фронт, самолёт бросало, как щепку, молнии, казалось, били прямо в машину, пассажиры и стюардессы впали в полную панику...
Но один из пилотов вышел и, еле удерживаясь за спинки кресел, прокричал нам:
-Не дрейфь! Сталин на нём до Тегерана добрался, а в Москву мы на нём уж точно прорвёмся!
Свидетельство о публикации №115020712607
И про самолет тоже. Надо же...
Может кто-то и скажет, ну и что. А я люблю эти ощущения прикосновений к истории. Были в музее на Поклонной, я все никак не могла оторваться от стола с Потсдамской конференции. Представляла, как Сталин сидел за ним. И все-таки улучила момент и дотронулась рукой :))
Блантер Татьяна 09.02.2015 07:29 Заявить о нарушении
Борис Готман 09.02.2015 09:56 Заявить о нарушении
Блантер Татьяна 09.02.2015 11:11 Заявить о нарушении
Борис Готман 09.02.2015 11:21 Заявить о нарушении