Какой самолёт выбрал Сталин

  В 1964 году я работал в отдалённом целинном совхозе мастером. Строительный техникум я окончил в восемнадцать лет, и, естественно,  оставшиеся в Киеве родители очень переживали, как мне живётся  одному за  тысячи километров от родного дома.

  Чтобы их как-то успокоить, пообещал прилететь в начале мая и отметить с ними День Победы.

  Директор совхоза дал мне десять дней отпуска и попросил привезти ему пару бутылок армянского коньяка – разумеется, как и отпуск, тоже за мой счёт.

  С большими приключениями добрался сначала до Атбасара – райцентра, находившегося в ста пятидесяти километрах от совхоза, а затем и  до Целинограда - ещё пятьсот с лишним километров, поскольку именно там был ближайший аэропорт.

  В Целинограде билетов на рейсы до Москвы не было. Кассир посоветовала подождать "разбронирования" перед самым вылетом.

  Действительно, нашёлся один билет, но не на ИЛ – 18, который долетал до Москвы часов за пять, а на небольшой старый Ли–2. Кассир сказала, что часов через двенадцать буду на месте.

  Правда, не сказала, на  каком месте  именно. Но я решил – в Москве.

  Тогда никого не досматривали, и в назначенное время поднялся в самолёт со своей двустволкой в чехле – оставить оружие в совхозной  общаге не решился.

  В самолёте сразу бросилось в глаза, что он какой-то странный, "не советский", одним словом. Даже на кронштейнах кресел были штампованные английские буквы.

  Самолёт оказался почтово-пассажирским, кроме меня было ещё три пассажира. Лететь пришлось больше суток из-за метеоусловий, поэтому было время и поводы познакомиться с экипажем.

  При первой возможности спросил у командира, почему на советском самолёте Ли-2 везде заводские английские надписи. И получил совершенно неожиданный ответ, что это вообще не Ли-2, а настоящий  американский  "Дуглас".  А, главное, он сказал, что на этом самолёте на тегеранскую конференцию  летал Сталин.

  Естественно, проверить это тогда я никак не мог, да и занимали меня совершенно другие мысли …

  Только недавно случайно попались мне материалы об истории Ли-2.

  Похоже, командир самолёта, на котором летел в далёком 1964 году, говорил правду!

  Ли-2, действительно, "перепечатка" американского самолёта Дуглас DC-3. Лицензия на его производство была закуплена советскими представителями в 1936 году. Тогда же через подставные фирмы СССР закупил около 20 этих машин. С огромными трудностями в подмосковных Химках на авиазаводе № 84 им. Чкалова освоили производство самолёта, получившего название ПС-84. Чего стоил только перевод лицензионной документации с американской – дюймовой на принятую в СССР метрическую! Да и освоение совершенно новых технологий...

  С сентября 1942 года эти самолёты, доработанные в военно-транспортные и даже в бомбардировщики,  стали именоваться Ли-2 в соответствии с установленной  в  ВВС СССР системой кодирования. О буквах "Ли" до сих пор спорят, это первые буквы фамилии главного инженера завода Лисунова, или просто сокращение от "лицензионный".

  А вот и о предпочтениях Сталина, который за всю жизнь летал только в Тегеран.

  Как сообщают различные источники, в том числе, на сайте
 http://www.airpages.ru/ru/li2.shtml :
 
  "Пассажирские ПС-84 в войну больше не строились. Единственным исключением можно считать пять самолетов с салонами довоенного образца, специально изготовленных в Ташкенте в июне 1943 г. для полета советской делегации в Тегеран. Они были собраны с особой тщательностью и принимались специальной комиссией. Еще один (по другим данным — три) самолет переделали в пассажирский мастерские 1-го авиаполка НКВД в подмосковном поселке Быково. У него количество мест было меньше, чем у стандартного, в салоне было просторней, и отделка отличалась даже роскошью. Но Сталин ни на одной из этих машин не полетел, предпочтя всем им американский С-47 — без особого комфорта, но более быстроходный и надежный."

  Так что вождь хорошо понимал преимущества империалистического производства!

  Следует отметить, что ни один другой самолёт этого типа не сыграл столь важной роли в воздушном флоте СССР, и гражданском, и военном.

  В частности, уже в послевоенное время эти самолёты спасли целое поколение молодых военных лётчиков от потери квалификации - им после окончания лётных училищ летать было не на чём из-за отставания производства Ту-4. Молодых лейтенантов временно направили в ГВФ именно на эти машины. За время работы там они налетали в несколько раз больше часов, чем успели их сверстники в военной авиации, поэтому именно они составили потом костяк корпуса пилотов и командиров новых боевых машин.

  А возвращаясь опять к тому давнему полёту из Казахстана в Москву хочу добавить, что над Уралом мы попали тогда в мощнейший грозовой фронт, самолёт бросало, как щепку, молнии, казалось, били прямо в машину, пассажиры и стюардессы впали в полную панику...

  Но один из пилотов вышел и, еле удерживаясь за спинки кресел, прокричал нам:

 -Не дрейфь! Сталин на нём до Тегерана добрался, а в Москву мы на нём уж точно прорвёмся!


Рецензии
А я в 64м гостила с родителями у тетушки в тех же краях. И где-там были Вы...интересно.
И про самолет тоже. Надо же...
Может кто-то и скажет, ну и что. А я люблю эти ощущения прикосновений к истории. Были в музее на Поклонной, я все никак не могла оторваться от стола с Потсдамской конференции. Представляла, как Сталин сидел за ним. И все-таки улучила момент и дотронулась рукой :))

Блантер Татьяна   09.02.2015 07:29     Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна! Ваша тётя жила в Атбасаре? Или в более благоустроенном месте?

Борис Готман   09.02.2015 09:56   Заявить о нарушении
Нет.В совхозе Двуреченский. А брат в Есиле.

Блантер Татьяна   09.02.2015 10:52   Заявить о нарушении
Как же их занесло в этот ужас?

Борис Готман   09.02.2015 10:58   Заявить о нарушении
Совершенно добровольно. И закончился этот энтузиазм весьма трагично.Я как-то Вам рассказывала. Брат двоюродный Эдик умер от поднятия чего тяжелого и его не довезли до больницы. Второй брат был секретарем горкома комсомола, потом партии в Есиле. Пристрастился к спиртному и погиб.А муж сестры был директором совхоза, получил два инфаркта и третий не перенес. После этого тетушка перебралась в Гатчину.

Блантер Татьяна   09.02.2015 11:11   Заявить о нарушении
Да, про Вашего брата помню... Выжить нормальным честным людям в тех условиях было невозможно...

Борис Готман   09.02.2015 11:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.