Небольшое размышление о толерантности фрагмент

…разница между звериным и человеческим «я» заключается в том, что для зверя признать чужое «я» это значит признать своё поражение, как результат слабости своего тела и значит ничтожества, - для человека же признать чужое «я» это значит праздновать победу, как следствие силы своего духа и значит величия.
Марк Агеев «Роман с кокаином».

Приведённый эпиграф кажется настолько точным и ёмким, что выражает суть представлений о толерантности без лишней витиеватости и многослойности мысли, без нагромождения терминов и определений. И можно было бы обойтись без дальнейшего разбора темы, если бы всё в мире не было относительно. Увы, жизнь не даёт простых и однозначных ответов на сложные вопросы, и нет истин, которые могли бы считаться абсолютными, применимо к любым ситуациям и любым группам людей. Так истина, рядящая толерантность в воздушные одежды «всеобщей добродетели», тоже не является абсолютной, и даже напротив в процессе своего глубокого укоренения в сознании людей, может иметь весьма опасные и даже, как ни странно, разрушительные последствия. Любая крайность опасна. Вера в абсолютную справедливость какой-либо истины становится верой фанатика. Ф. Ницше в работе «Воля к власти» пишет: «Кто расстаётся с Богом, тот тем крепче держится за веру в мораль». Человек без всякой веры дезориентирован по жизни. В той же работе Ницше отмечает: «Антиномия вот в чём: поскольку мы верим в мораль, мы осуждаем бытие». Вера в абсолютную добродетель толерантности неизбежно приводит к искусственному насаждению этой веры тем «другим», «отсталым», которые придерживаются иных взглядов.
Не затрагивая частных вопросов (таких сегодня актуальных, как например, столкновение «радикальной толерантности» с радикальным исламизмом, или доведения до абсурда борьбы с гомофобией в Европе), укажу лишь две общие опасности, которые несёт фанатичная толерантность.
Во-первых, тотальная терпимость, а именно это качество подразумевает толерантность (от лат. tolerantia – терпение, терпеливость), ведёт к тому, что индивидуум усердно подавляя все негативные проявления, запирает внутри себя такое количество безвыходной злобы и обиды, с которым просто не в силах самостоятельно разобраться. Это неизбежно приводит к возникновению многочисленных внутренних конфликтов и неврозов. Обоснование этой мысли мы находим у Эриха Фромма в его фундаментальном труде «Бегство от свободы»:
«<…>разрушительные импульсы – это, как правило, проявления внутренней страсти, которая всегда находит себе какой-нибудь объект. Если по каким-либо объективным или субъективным причинам этим объектом не может стать другой человек, то разрушительные силы индивидуума легко могут быть направлены на него самого. На определённом этапе их развития это может привести к серьёзным физическим недугам или же, в худшем случае, толкнуть индивидуума на самоубийство».
Во-вторых, соревнуясь в проявлении толерантности, адепты этой новоиспечённой религии (а не добродетели) доводят общество до такой степени вседозволенности, когда здравый смысл начинает лениво подрёмывать, и сон разума рождает монстров. Эти монстры – нечистоплотные стяжатели дешёвой популярности – под шумок воцарившейся вседозволенности реализуют своё священное право на самовыражение в неприемлемых формах, или же, в столь же неприемлемых формах высмеивают кого-либо. Нередко это вызывает осуждение «недостаточно толерантной» части общества. А может вылиться и в серьёзный конфликт, как это произошло в печально известном случае с публикацией карикатур на пророка Мухаммеда… Впрочем, я обещал не распыляться по частным вопросам, и не стану развивать данную тему.
Подытожу свои суждения, попутно заметив по законам толерантности, что своё мнение я отнюдь не пытаюсь выставить единственно верным. Это скорее призыв к размышлению, приглашение к диалогу, потому как самой главной добродетелью, на мой взгляд, является отнюдь не возможность людей «терпеть» друг друга, а способность друг друга слышать и договариваться. Толерантность же не должна быть догмой, её нельзя насаждать: просто немыслимо насаждать терпимость, относясь с нетерпимостью к людям, не принимающим безоглядно ваших устремлений. Необходимо воспитывать людей, учить новому мышлению с постоянной оглядкой на лучезарную добродетель толерантности, но так, чтобы не засматриваться на неё слишком, опасаясь быть её ослеплённым.


Рецензии
Увы, многое из того, что Вы написали, пройдено на собственной шкуре. Чрезмерная толерантность оборачивается аутоагрессией. А нетерпимость - удел сильных или утешение слабых, сбившихся в стаю. Где он - верный баланс между первым и вторым- каждый решает сам.

Оксана Осипова 2   04.02.2015 12:54     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.