Пятисложник

Иногда мне надоедает писать стихи,
В сердце пасмурно, и подкатывает усталость.
Я не слышу дыханья вечностей и стихий,
И мне кажется, ничего во мне не осталось.

А за окнами расплывающийся февраль
Тихо плачет, как неизбывное повторенье
Всех оттенков давно увядшего серебра
В снежной серости, расфасованной по катренам.

Он поёт мне об одеяле и тишине.
Тело ищет простого отдыха и покоя.
Разбудите меня, как только растает снег,
Отступающий вслед за холодом и тоскою.

Разбудите же, разбудите меня весной
С первой зеленью прорастающей. Чтобы воздух
Был прозрачным и опьяняющим, как вино,
Отражающее колышущиеся звёзды.

Чтобы вспомнилось и о крыльях, и о земле.
Чтобы сумерки разливались над головою,
Проступающие в пространстве, как в хрустале,
Безмятежностью необъятной и голубою.
03.02.15

Ударные слоги -- каждый пятый, начиная с третьего в строке, т.е. 3-й, 8-й и 13-й. Экзотический размер, изобилующий сверхсхемными ударениями просто потому, что среднее число слогов в слове, типичное для русского языка, находится между двумя и тремя (с учётом предлогов, самостоятельного ударения часто не имеющих, без них -- ещё меньше). В истории русского стихосложения он использовался редко, вспоминаются прежде всего два автора, между которыми -- целое столетие и масса несходств в художественной манере. Первый -- Кольцов, второй -- Даниил Андреев. У Кольцова пятисложники звучат очень "народно", у Даниила Андреева -- очень жёстко, он, по моде тех времён, почти не затушёвывает сверхсхемные ударения. Здесь же попытка сделать пятисложник мягким.

Но вообще размер трудный. Парой часов позже заметил, что один сбой ритма всё же пропустил, пришлось править. Неестественный размер, ухо плохо держит его.


Рецензии
Здравствуйте, Илья!

Тоже люблю экспериментировать и стараюсь, чтобы стихи при этом не смотрелись мертво. Вам это удается всегда на все 100, настолько, что в процессе чтения
я подумала: "о, легко, и я так смогу!" - и удивилась Вашему комментарию, что это сложная форма. Все-таки, может, попробую... У меня к Вам просьба:
не могли бы вы дать наводку на показательные стихотворения, написанные в таком размере, Кольцова и Д. Андреева, если можете еще, то тоже буду признательна. Хотелось бы изучить вопрос на примерах, мне так проще:).

Спасибо. Стараюсь учиться у Вас хотя бы четкости формы, т.к. образность и стиль свои каждому автору ближе, даже если и хотелось бы их как-то корректировать.

Ночной Копенгаген   21.02.2019 14:36     Заявить о нарушении
Спасибо!

Сейчас найдём. У Даниила Андреева так и называется, «Гипер-пэон»: http://libverse.ru/andreyev/giper-peon.html

У Кольцова: http://a-pesni.org/popular20/ahtystep.htm

В целом е это сложный размер не потому, что так трудно смочь, а по двум другим причинам. Во-первых, сложно написать именно пятисложник на слух — наше ухо всё время начинает воспринимать текст с такими длинными междуиктовыми интервалами как акцентный, и там плюс-минус слог не кажется ему сбоем (вступление к «Железной мистерии» Даниила Андреева так и написано - сначала вроде бы пятисложник, потом начинаются колебания). Во-вторых, поскольку ударений на в русском языке в естественной речи гораздо больше, чем одно на пять слогов, всё время вылезают ударения сверх схемы. И тут надо постоянно на слух принимать решение, что приемлемо, а что нет. Зачастую это довольно сложно.

Илья Рейм   21.02.2019 15:28   Заявить о нарушении
Спасибо, не скажу, что все поняла,
но, может быть, когда теория наложится на практику (примеры) прояснится...

Ночной Копенгаген   22.02.2019 09:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.