Мысли о художественном исполнении стихов

1. В обыденной жизни большинство людей говорит выразительно. И этому имеются простое объяснение. В жизни мы говорим, практически не выбирая, не подыскивая слова. Слова приходят нам на ум сами, вызываемые из глубин нашей памяти импульсами нашей души, нашей воли, в зависимости от ситуации и необходимости что-то сказать. Слова в этих случаях — плод нашего спонтанного душевного импульса или нашей реакции на окружающее.

2. Так происходит потому, что, как сказано в Библии, «от избытка сердца говорят уста». Мы не можем ничего сказать, кроме того, что знаем, что хорошо закреплено в нашей памяти, что освоено нашей душой в тесной связи с самой жизнью, с обстоятельствами и событиями. Чем наше сердце заполнено до упора.

3. Чужой текст, который мы решили произнести (прочесть) — не наш. Он чужой для нас. И если нам нужно его произнести, то мы должны его присвоить, пропустить через своё сознание, своё сердце. Сделать своим и произнести его так, чтобы воздействие на слушателей было максимальным. Чужой текст должен звучать, как от нас самих, как наш собственный.

4. Для осуществления задачи художественного чтения (произнесения) стихов (как, собственно, и прозы) необходимо глубоко понять некоторые принципы и закономерности речи, осознать и освоить технологию процесса «присвоения» текста извне, как чужого, так и сочинённого нами самими.

5. Тот факт, что людей, по настоящему выразительно и высокохудожественно читающих стихи сравнительно немного, говорит о том, что дело это не такое простое. А так же о том, что сравнительно немногие люди этим всерьёз занимаются и осваивают это искусство.

6. Даже среди профессиональных артистов далеко не всем удаётся интересно, ярко, глубоко и оригинально прочесть стихотворение.

7. Внешне, на выходе, всё многообразие интонаций речи составляется из трёх компонент – временной (темп и ритм), динамической (громкость звуков) и тембровой (окраска) голоса.

8. Однако следует понимать, что освоение художественного чтения заключается не в непосредственном управлении этими составляющими, а в осознании смысла и эмоционального наполнения стихотворной речи, в ярком внутреннем представлении образов и поисках адекватного интонационного выражения этих представлений. То есть – идти изнутри  наружу. От смысла – к внешнему выражению. От содержания – к форме.

Тонкое должно управлять грубым, дух – материей.

Если грубым управляет только разум, то это грубое управляет грубым.

Если грубое будет управлять грубым, то в слушателе не произойдёт трансформации грубого в тонкое, не произойдёт проникновения слов и смыслов в его душу, в его сердце.

9. Художественное чтение не так опасно для души, как театральная игра, где нужно перевоплощаться в другого человека. При художественном чтении мы остаёмся самими собой. Мы только увеличиваем выразительность нашей речи при чтении чужих текстов. Это и есть «искусство» – разновидность игры, моделирование искусственных ситуаций, создающих лишь подобие настоящей жизни.
Практическое значение искусства заключается в том, чтобы человек мог упражняться в познавании жизни во всех её проявлениях.

10. Временн;я компонента – темп и ритм – определяются содержанием самого текста, который рождает соответствующие образы и рисует той или иной жизненной или воображаемой ситуации.

11. Смену темпа и ритма следует подчинять как общей структуре стиха, так и структуре и содержанию каждого отдельного фрагмента.

12. Тембровая компонента также должна определяться самим смыслом текста. Звук голоса может быть тихим и громким, мягким и жёстким, тёмным и светлым, нежным и грубым. Всё определяется художественной задачей в тот или иной момент.

13. Динамическая компонента тесно связана с самой структурой речи, с чередованием ударных и безударных слогов, смысловой кульминацией строки, фразы, строфы, интонационной высотой и громкостью звука голоса.

14. Тщательной проработке и осмыслению следует подвергать каждую структурную единицу речи – предложение. Хотя в стихах особое значение обретает также и стихотворная строка. Первым делом нужно определить интонационно-смысловые опорные слоги строки, которых в строке может быть одна или две. Реже – три.

Если опорных точек две или три, следует определить их иерархию, так как всегда одна из них будет главной, остальные будут иметь подчинённое значение. Опорные точки (слоги) мыслятся и ощущаются, как кратковременные цели, вершины, кульминации, после которых непременно следуют спады.

15. Все  слоги, предшествующие опорному слогу, следует произносить с той или иной интенсивностью нарастания звучания и энергетики. А слоги, последующие за опорным слогом – со спадом интенсивности, следя и в том и другом случае за тем, чтобы ни один слог не «выстреливал», не выделялся, не выпадал из ряда слогов.

16. Облегчает понимание структуры и энергетики стиха рисование интонационных схем, на которых показаны линии движения речи со всеми изменениями высоты интонации, громкости, длительности слогов и пауз. Составив такую схему, следует неуклонно добиваться её голосовой реализации.

17. Не следует считать, что существует только один самый лучший вариант идеального исполнения стиха. Их может быть несколько, в зависимости от исполнительского замысла. Но, выбрав тот, который кажется убедительным и интересным в данный момент, следует придерживаться только его.

18. Интонирование стиха во многом близко к пению мелодии. Сюда следует отнести соблюдение ритма и темпа, агогику (гибкое изменение темпа), соблюдение пауз, высоту интонации голоса, громкость звука, изменения тембра, использование динамических и ритмических акцентов, контрастное сопоставление динамики, манеру артикуляции и т.д. и т.п. В то же время, не следует далеко отходить правил и обычаев устной речи.

Читать стихи строго следуя заданному размером ритму можно, но лучше от этого уходить. Подчинение чтения размеру стиха лишает возможности смыслового выделения многих важных слов. Гораздо интереснее звучит стихотворение в ритмической аранжировке, когда длительности ударных слогов варьируются и определяются смыслом слова и фразы.

19. Прочесть стихотворение с листа, но максимально интересно и выразительно – невозможно, каким бы гениальным не был исполнитель. Каждое произведение требует тщательной работы. Но глубокое овладение методикой и технологией работы над произведением постепенно помогает добиваться результата за всё более короткое время.

20. Наше тело – единый организм, единая система. И каждый орган связан со всеми остальными. Поэтому вполне разумно, оправдано и целесообразно использовать и при работе над произведением, и во время исполнения жестикуляцию руками, движения корпуса и мимику лица. Все эти средства, наряду с звучанием голоса должны быть подчинены достижению максимальной выразительности и раскрытия смысла и эмоционального строя произведения. Более того, голос не будет правильно звучать, если мимика лица, манера артикуляции и жесты не будут соответствовать желаемой цели.

21. Чем богаче жизненный опыт, опыт наблюдений, размышлений о жизни, тем интересней и глубже может быть постижение смысла произведения и интересней результат.

22. Особое внимание – юмору. Ирония и сарказм часто можно найти или использовать даже там, где это не столь очевидно. Даже в очень серьёзных произведениях.


Рецензии