Скиф, Геродот и лысые люди

                "За скифами живут лысые люди..."
                Геродот

Причерноморье, костерок в ночной тиши горит,
Сидит со скифом Геродот, поправив свой горит.
А тот поправил саадак и прядь густых волос,
И отвечает греку так на заданный вопрос:
- Скиф-пахарь ходит по земле, имеет дом и хлев,
Лошадку в стойле при узде, жену и юных дев.
Его постирано белье, и банька с паром есть.
И потому он, ё-моё, с бородкой ходит здесь,
С копной подвязанных волос, хорош в своей красе.
У нас с водой большой вопрос, в степной-то полосе.
Боец-кочевник рубежи от ворогов хранит,
Так заведутся и ужи в браде его ланит.
Да, и еще, подумай сам - коль посекут в бою,
Как рану я по волосам смогу зашить свою?

Мы бреем морду с головой, оставив только прядь,
И по причине бытовой нас лысыми - не звать!
Мы бриты? Да! Мы лысы? Нет! Запомни это, грек.
Да запиши же мой ответ, чудак ты человек!


Рецензии
Возвращаясь к теме:

Не понятно, как из солнечной Эллады
Разглядел побритых скифов Геродот.
Может статься, лживой байкой для бравады
Поделился с ним какой-то идиот.

Но на вазы золотые с медным сплавом
Лишь "лохматых" скиф-чеканщик наносил...
Не рисуйте оселедец Святославу;
Скиф-не скиф, но оселедца не носил!

Пересмотрела много изображений скифов в инете. В том числе, и на знаменитых золотых вазах. Хоть бы где-нибудь бритый встретился... Ни одного! :))) А вот картинки, где у турка-османа из-под челмы, за левым ухом, кончик оселедца высовывается, - есть.

Наталья Сколдина   15.02.2015 22:16     Заявить о нарушении
Так на вазах-то кто изображен? Оседлые скифы-пахари. Потому как у кочевников и ювелирки своей не было - мастерскую в кибитке не повезешь.

Репин В.   15.02.2015 22:42   Заявить о нарушении
Так те же "лохмачи-бородачи" и в боях дерутся, секирами машут. Взять хотя бы известный скифский гребень... :о)) И потом, что осёдлые не могли кочевников-воинов изображать? Нигде ведь бритых не видно!

К слову, Владимир, давно хочу у Вас, как у знатока оружия, спросить: как на Руси назывались лёгкие, круглые переносные щиты? Они были в обиходе где-то до 10-го века, в т. ч. и у варягов. Позже у русичей изменилась тактика боя, и щиты стали делать миндалевидной формы. Просветите, пожалуйста! :о)))

Наталья Сколдина   16.02.2015 00:39   Заявить о нарушении
Наталья,Вы же наверняка читали, что Реальный Илья Муромец из Киевских пещер был, по утверждению скульптора-реконструктора Никитина, обрит налысо. Допускаю, что оселедец он потерял в последнем бою (умер "старый донской казак" не от старости в монастыре, а от удара копьем в бок, кажется, и возможно, пострижен в монахи на смертном одре, как бывало в те времена). Его портрет скульптор снабдил окладистой бородой, чтобы не рушить образ, сложившийся в народе.
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/7/98/927/98927695_ilya__thumb2.jpg
По щитам - к сожалению, не в курсе.

Репин В.   16.02.2015 12:50   Заявить о нарушении
Ох, уж эти скульпторы-реконструкторы! Когда они лепят неандертальцев, -ещё куда ни шло... А как возьмутся за более современных персон, то выходит нечто ужасненькое!.. У того же Герасимова Ярослав Мудрый узкоглазенький получился, что расходится с летописным портретом.
У Никитина же слеплен Илья Чоботок. Был ли он также Ильёй Муромцем или жил позднее, не известно.
Меня в школьные годы всегда забавляло то, что "заутреню стоял во Муроме, а к обеденьке хотел поспеть он в стольный Киев-град..." Это ж с какой скоростью должен бежать Бурушка Косматенький? Позже читала, что первоначально Киев находился не на Днепре, а на Дунае, и богатырь Илья был именно в том "Киеве". Так это ж от Мурома, вообще,"дистанция огромного размера"!..
:о))))

Наталья Сколдина   16.02.2015 18:45   Заявить о нарушении
Наталья,
= всегда забавляло то, что "заутреню стоял во Муроме, а к обеденьке хотел поспеть он в стольный Киев-град..." Это ж с какой скоростью должен бежать Бурушка Косматенький? =
А вот я решил проверить, и вот что получилось: от Мурома Белгородского (там до сих пор на космоснимках стены и башни различимы, могу альбом скинуть - просто копать никто не хочет - "настоящие" историки знают, когда люди Алексея Михайловича выщли в Дикое поле, а что когда-то оно звалось Русским - так это же "сказки", а не летопись :о) до Черни-Гова (Черно-Быка), Кара-Кова, Харькова - где-то под 40 км, а подхарчившись в Старом Чернигове, прямо по гребню водораздела, по торному торговому тракту - еще 40 до Чу-Куявы, Чугуева, Киева на Дону. Вот потому он и донской казак. А 80 км в день от заутрени до обедни /по тем понятиям - до 8 вечера примерно/ двуконь (сменный в поводу), да в остановкой - как нефиг делать! Особенно на выносливом степном дончаке. А ударили степняки - и ушли киевляне с Дона за Днепр /и мощи Ильи на поругание не оставили/, на Десну и Оку, поставили новые Киев, Чернигов и Муром. А киевские "первосвятители" постарались забыть о том, что Донская Русь крестилась еще при готах - потому он и Илья, и дядя его - Самойло, а не Добрыня или Боброк.
Если мы посмотрим на карту, то даже поймем, откуда выезжал былинный Алеша Попович на перекресток: направо - на Муром, прямо - на Чернигов, налево - на Киев...
Это - на выезде из Салтова.

Репин В.   16.02.2015 21:02   Заявить о нарушении
Про Муром Белгородский не знала. Спасибо!
Но вот историки утверждают,что Черниговское княжество простиралось далеко на северо-восток, вплоть до Мурома Владимирского:
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/3a/Rus-1015-1113.png?uselang=ru
Кстати, знаменитое с. Карачарово сейчас южный район этого Мурома. Было ли что-либо похожее под Муромом Белгорородским? Может быть, тот самый круглый форт-пост? Просто в глаза бросается пустота между югом (Чернигов, Новгород-Северский,Курск) и северо-востоком (Ростов, Суздаль, Муром). Тут никакой дончак не проскачет! :))))

Наталья Сколдина   20.02.2015 22:38   Заявить о нарушении
http://www.proza.ru/2010/04/02/71 Наталья, посмотрите тут - в начале есть длинная цитата Виноградова.
И связь Харькова-Каракова-Чернигова с Муромом Белгородским гораздо вероятнее. Возможно, историки слышали звон, но вот ОТКУДА он?

Репин В.   20.02.2015 23:35   Заявить о нарушении
Да, многое встаёт на свои места.... И расстояния со скоростями становятся вполне реальными.
Но археологи, раскапывая эти городища, не находят почему-то славянских "следов". Лишь степняки-кочевники, вплоть до гуннов....
И ещё вопрос: почему эти крещёные славяне, под натиском степняков переселившиеся на Днепр и Десну, снова становятся язычниками?

Наталья Сколдина   21.02.2015 19:00   Заявить о нарушении
Наталья!Степняки-кочевники и белокаменные крепости сухой кладки? Да в самом Итиле бек и каган один кирпичный сарай делили, остальное - глинобит и юрты.
А стиль захоронений в ком же Салтове? Там разные есть, но именно РАЗНЫЕ, вплоть до этрусских заморочек: http://www.proza.ru/2012/09/30/57
А по поводу христиан - так ведь тяжело ставить церковь в языческой местности по Оке, Десне или Днепру, приютившей беженцев - не поймут. Верить могли, а вот епископа звать - вряд ли. Может быть, именно этот исход и приблизил приход христианства на Русь Днепровскую?
А по раскопкам - где они? Я писал историкам по Мурому.
"Это просто смешно. Учите матчасть: стрельцы пришли туда при Алексее Михайловиче, и там ничего не было, а мы не строили. Зачем мы будем там копать?"

Репин В.   21.02.2015 19:45   Заявить о нарушении
Но ведь они были е просто беженцами-переселенцами. Они были и основателями новых городов! Что ж, город поставили, а на храм в нём у кого-то разрешения спрашивать? У кого?.. Когда Андрей Первозванный от Синопа поднимался вверх по Днепру, на месте Киева были лишь пустынные холмы, которые он и благословил.
Не понятно ещё, как муромцы так оторвались от Харьковцев и Чу-Куян. Последние ушли с Донца недалеко и сели компактно на Днепре и Десне. А муромчан занесло аж на приток Оки, ближе к Суздалю. И главное, никаких промежуточных городов на их пути не было. Рязань, и та далековато и в стороне немного... На ковре-самолёте что ль летели?
С праздником Вас, Владимир, с Днём защитника Отечества!

Наталья Сколдина   23.02.2015 18:07   Заявить о нарушении
Спасибо, Наталья!
Ну, не так сложно представить Десну и Оку. Например, как две, возможно, разнесенные по времени волны эмиграции - по Сев. Донцу и по Волге с булгарами. Аланы вообще на Сев. Кавказ ушли.
С церквями сложнее, это верно. Но и Чу-Куява м.б. не сплошь христианской, да и позже "истинные" христиане могли просто вымарать из летописей упоминания, например, об арианстве нового Мурома или Чернигова - ведь именно из арианства вырос ислам.

Репин В.   23.02.2015 19:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.