Серебряный бубенчик

...В тот день на городской площади провожали Масленицу. Егор собирался на праздник. Его родители уже оделись и подгоняли мальчика.
— Егор, чего ты копошишься? Давай живее.
Мальчик вышел в прихожую, но, будто что-то вспомнив, вновь поспешил в комнату:
— Идите. Не ждите меня, — крикнул на ходу.
РОдители ушли. Егор же вернулся, чтобы взять на праздник музыкальный инструмент. Вот только какой? У него имелись ложки, бубен и баян.
«Может ложки прихватить?»
Он взял и ловко отстучал по ладошке.
«Нет, для Масленицы надо что-то другое... Может,
баян?»
Егор посмотрел на инструмент, но тут же передумал:
«Не пойдёт. С баяном нужно на сцене выступать». «Бубен. Точно! Он звонкий и на блин похожий, что для Масленицы как раз кстати», — наконец решил мальчик,
быстро оделся и поспешил на площадь.
Праздничное веселье было в разгаре.
«Попробую и я народ порадовать», — и Егор заиграл на бубне.
«Бум-ц, бум-ц, тра-та-та», — выговаривали звонко бубенцовые уста. Он играл, пел частушки и приплясывал в такт. Вокруг собрались люди:
— Вот это парень — настоящий артист!
— Сейчас мы под его бубен мигом согреемся и повеселимся от души!
Егор раз за разом встряхивал бубен, ударяя в него кулачком. Он так увлёкся своей игрой, что начал бить всё сильнее. Вдруг от одного удара от бубна отвалился бубенчик и покатился к ледяной дорожке, которая спускалась по склону. С неё время от времени съезжали дети. Розовощёкая девочка Анфиса тоже решила скатиться с горы. Она села на ледянку, оттолкнулась и задела ногой металлический шарик — он помчался с горы вместе с девочкой. Скатившись, Анфиса подняла бубенчик:
— Какой красивый! — воскликнула и положила находку в рукавичку.
Накатавшись, девочка решила погулять по площади. Заслышав приближающуюся тройку лошадей, побежала навстречу, махая рукой. Весёлый парень-возница крикнул:
— Тпру!
Лошади остановились.
— Садись, прокачу с ветерком, — сказал он.
Анфиса села в сани, и тройка помчалась. Довольная девочка улыбалась, щурилась от ветра и бренчала бубенчиком в рукавичке.
...Приближался вечер, праздник подходил к завершению. К центру площади везли соломенное чучело — образ зимы, которому предстояло сгореть. Народ направился туда. Вскоре чучело вспыхнуло со всех сторон, и люди стали кричать заклички*:
— Прочь лети, седая вьюга — ты нам больше не подруга!
— Весна, проснись, всем улыбнись!
— А ты, зима, уйди сама!
— Эй, солнца луч, свети светло и с каждым днём дарит тепло!
— Мы на зиму не глядим, мы блины весь день едим!
Анфиса наблюдала издалека. Егор же подошёл близко и, прижав бубен к груди, пристально смотрел на яркое пламя. Чучело сгорело быстро. Ветер подхватил лёгкий пепел и развеял вокруг. От этого снег стал дымчатым, серым, будто весна, которую зазывали, тут же прикоснулась своим невидимым крылом к белым сугробам, и они изменили цвет. Постепенно все стали расходиться. Егор покинул площадь. Он шёл неторопливой походкой и был доволен, что повеселил народ и сам хорошо провёл время. Анфиса тоже спешила домой.
— Понравился праздник? — спросила мама, помогая вошедшей девочке раздеться.
— Да! Я там бубенчик нашла.
— Что за бубенчик? Покажи.
Анфиса вынула шарик: — Вот.
— Ух, ты! Мне кажется, я знаю, чей он, — воскликнула мама, — я видела мальчика, который на бубне играл.
— Когда он заметит, что потерял важную деталь, наверное, расстроится, — подал голос папа, встречая Анфису.
Девочка молча смотрела на родителей.
— Да и бубенчик будет скучать без бубна — ведь это его дом, — рассуждала мама, вешая пальто.
— Возможно, без бубна вообще звенеть перестанет, — добавил отец.
— Он хорошо звенит! — возразила Анфиса и побренчала, — Слышите? Это мой бубенчик, раз я его нашла.
Родители слушали перезвоны без восторга. Тогда Анфиса быстро прошла в свою комнату и положила находку под подушку.
...Тем временем Егор пришёл домой. Он, снимая в прихожей валенки, бубнил весенние заклички. Раздевшись, прошёл в себе комнату и стал выкрикивать их, ударяя в бубен:
— Весна, проснись, всем улыбнись! А ты, зима, уйди сама!
Но что такое? Его инструмент как-то не так звучал.
«Замёрз, наверное», — подумал Егор и тут увидел, что на бубне не хватает одного бубенчика.
— Неужели потерял?! — воскликнул мальчик.
Он помчался в прихожую в надежде найти пропажу. Искал везде: на полу, под обувной полкой, но бубенчика нигде не было. Тогда Егор стал торопливо одеваться. Из кухни выглянула мама.
— Ты куда собираешься?
— Пойду бубенчик искать, — заикаясь, ответил Егор.
— Какой бубенчик?
— От моего бубна. Я, наверное, слишком сильно ударял в него, вот он и отвалился...и потерялся.
— Может, завтра поищешь? Темно уже ...
— Нет, сейчас пойду, вдруг ночью снег начнётся.
— Тогда вместе пойдем, — услышал голос отца, — на площади фонари ярко горят, может и найдём пропажу.
Они отправились на площадь.
После праздника там повсюду валялись конфетти, кусочки фольги. Поблёскивая под светом фонарей, они сбивали с толку Егора. Увидев издалека блестящую бумажку, он бежал, думая, что это бубенчик. Всякий раз мальчик огорчался. Они довольно долго искали, замерзли и отец сказал:
— Уж всю площадь обошли, нет его нигде.
Егор молча согласился, и они вернулись домой.
Мальчик был расстроен:
— Прости меня, — трогая бубен, говорил он, — это я виноват, прости...
Слёзы подступили к горлу, Егор закрыл лицо руками и расплакался.
... Анфиса готовилась ко сну. Она расстелила постель и легла. Нащупав под подушкой бубенчик, достала и стала рассматривать.
— Ты похож на серебряный колокольчик. Буду называть тебя серебряным бубенчиком, — решила, поворачивая шарик из стороны в сторону. После вернула под подушку и уснула. Проснувшись утром, она достала бубенчик и побренчала. Собравшись в школу, хотела взять с собой серебряный шарик, но... передумала.
   Так случилось, что Егор и Анфиса учились в одной школе, но не знали друг друга, так как девочка была младше и училась на два класса ниже. Поэтому, входя в школу и столкнувшись в дверях, ребята не посмотрели друг на друга. Впрочем Егор и на знакомых не смотрел — у него было плохое настроение.
— Ты чего такой? — спросил одноклассник Стёпка.
— Бубенчик потерял вчера на празднике, после искал вместе с папой, но не нашёл, теперь бубен не так звучит и бубенчик жалко, вдруг его кто-нибудь растоптал, — выпалил на одном дыхании Егор.
— Да ты что! Он же не стеклянный, а металлический — такой не растопчешь. Его, наверное, кто-нибудь... нашёл, — сказал Степан и предложил, — давай объявление напишем.
Идея Егору понравилась. На большой перемене ребята написали объявление и повесили на входную школьную дверь. «Потерялся бубенчик от бубна! Просим вернуть ученику 3 “А” класса Смирнову Егору».
У Анфисы было три урока. Выходя из школы, она придержала входную дверь, и тут её взгляд остановился на объявлении.
«Потерялся бубенчик от бубна! Очень просим вернуть за вознаграждение ученику 3 “А” класса Смирнову Егору». От прочитанного у девочки загорелись румянцем щеки. Она прочитала ещё раз и медленно пошла. Разные мысли проносились в голове:
«Неужели про мой бубенчик написали? Нет, скорее всего, про какой-то другой». Анфиса ни за что не хотела расставаться с находкой и гнала прочь тревожные мысли. Оказавшись дома, первым делом достала шарик и побренчала. Он тихонько отозвался. Девочка покачала сильнее. Бубенчик звенел тихо и жалобно. Тогда она стала трясти изо всех сил, но он перестал звучать... Анфиса заплакала. В комнату вошла мама, и дочка, подняв глаза, полные слёз, прошептала:
— Он больше не звенит.
Мама прижала к себе дочку и стала утешать:
— Не плачь. Бубенчик цел и это главное. Вот бы найти мальчика, который вчера на бубне играл...
— Мне кажется, он в нашей школе учится, в 3 «А» классе, — тихо сказала Анфиса.
— Точно, — подтвердила мама, — тот мальчик был примерно такого возраста. Теперь всё хорошо будет, раз ты знаешь, кому нужно вернуть бубенчик.
Девочка вытерла слёзы:
— Пойдем со мной, — попросила она, — это у нас было три урока, а у третьеклассников ещё идут занятия.
Они пошли в школу, нашли Егора и отдали ему бубенчик. Мальчик очень обрадовался. Он прижал к груди крошечный серебряный шарик, затем положил в карман, но тут же вынул, чтобы показать подошедшему другу:
— Стёпка, смотри, бубенчик нашёлся! Благодаря объявлению. Спасибо тебе. И вам большое спасибо, — говорил Анфисе и её маме.
Как ни странно, вернув бубенчик, девочка не грустила, наоборот, ей было приятно, что всё случилось именно так. Когда вышли из школы, мама похвалила её за хороший поступок и предложила зайти в музыкальный магазин. Вскоре Анфиса любовалась народными инструментами. Дудочки, ложки, бубны, домры, балалайки лежали на полочках и красиво поблёскивали.
— Выбирай, — сказала мама.
Анфиса недолго думая, выбрала бубен, ложки и пузатенькую домру.
— Все покупаем? — уточнила мама.
— Я бы все хотела.
— Хорошо, — согласилась мама, — на бубне и ложках легко научиться играть, а вот на домре...
Но не успела она договорить, как дочка перебила:
— Мамочка, я давно мечтаю поступить в музыкальную школу, поэтому покупай.

Анфиса была в восторге от новых инструментов. Дома её радость разделил папа. Оказывается, он в молодости ходил в ансамбль ложкарей и потому ловко продемонстрировал свои умения на новеньких ложках. Мама с Анфисой улыбались и под перестуки хлопали в ладоши.
И на соседней улице был счастливый человек — Егор. Они со Стёпой примчались из школы, и Егорка сразу взял бубен.
— Сейчас на место подцеплю, — говорил, держа одной рукой инструмент, другой цепляя бубенчик.
После поднял бубен и легонько стукнул кулачком — тот мелодично отозвался. Тогда мальчик принялся ловко встряхивать и ударять то ладошкой, то кулачком. От этого звуки превращались в волшебные перезвоны. Его умелое обращение с бубном раззадорило Степана.
— Вот бы мне так!
Егор протянул инструмент:
— Держи.
Теперь после школы Степан часто заходил к другу, чтобы поиграть на звонком инструменте, а ещё послушать, как Егор играет на баяне. Он по-хорошему завидовал ему и тоже мечтал научиться играть на народном инструменте. Потому поступил в музыкальную школу.
— Думаете, кого однажды там встретили мальчики?
— Да — вы угадали. Они встретили Анфису, которая тоже поступила в школу, чтобы учиться играть на домре. Ребята подружились. Вскоре у них сложился музыкальный коллектив — трио, в котором Егор играл на баяне, Анфиса — на домре, Степан — на бубне. Вместе они исполняли народные мелодии и принимали участие в концертах. Свой ансамбль дети назвали «Серебряный бубенчик», ведь именно он сыграл важную роль в судьбе каждого из них. Как-то, после репетиции ребята вышли на улицу. Был довольно морозный, зимний день, но солнце светило ярко. Степан сощурил глаза и сказал:
— Какое солнце яркое — глаза слепит.
— А я такое солнышко люблю, — улыбнулась Анфиса, — угадайте почему?
Егор, не задумываясь, ответил:
— Потому что скоро Масленица и весна.
- Точно, - подтвердил Степан, - я тоже люблю солнышко, которое на весну намекает, - и перестал щуриться.

 

* обращения к явлениям природы, стихиям с приветствиями и призывами, имеющими заклинательно-магический смысл.
 










 


Рецензии