Filarmonica -квартет. Дворжак

АНТОНИН  ДВОРЖАК
СТРУННЫЙ КВАРТЕТ  №12  «АМЕРИКАНСКИЙ»

                «Красота — абсолютна.
                Человеческая жизнь, вся жизнь покоряется красоте.
                Красота уже существовала во Вселенной до человека.
                Красота останется во Вселенной,
                когда человек погибнет, но не наоборот...»
                Джек Лондон


Лауреат Всесоюзного конкурса «FILARMONICA» – КВАРТЕТ
художественный руководитель –
Народный артист России Валерий Карчагин – скрипка
Заслуженная артистка России Оксана Анисимова – скрипка
Илья Тарасенко – альт
Станислав Овчинников – виолончель


    29 января 2015 г. в Камерном зале филармонии звучал мною обожаемый двенадцатый струнный квартет Антонина Дворжака.
    Звучал он поистине пылко и эмоционально, необычайно легко и свободно, с концертным блеском и с захватывающей виртуозностью. В исполнении «Filarmonica»-квартета творение чешского романтика превратилось в искрящийся и переливающийся бриллиант с фантазийной огранкой, светящийся изнутри лучезарной радостью.
    Великое достижение, когда четверо талантливых, абсолютно разных ярких индивидуальностей, непохожих друг на друга мастеров соединяются в единое целое, подчиняясь общей идее и исполнительской сверхзадаче. Только в единстве этого артистического порыва и настоящей драматургии рождается Квартет как уникальное явление мировой музыкальной культуры. А способность получать удовольствие от музыки исполняемой множество раз, но каждый из них по-новому, проникновенно и удивительно выразительно – черта настоящих профессионалов. Этот многолетний творческий тандем – один из лучших, образец струнного квартета. Что может быть прекраснее, когда артисты, заряжающие публику своей любовью и необыкновенной энергетикой, волшебным образом увлекают за собой в мир музыки сотни людей?
    Филигранное звучание с точной импульсной артикуляцией, исполнительская интерпретация образного мира, созданного композитором и множество индивидуальных исполнительских приемов рождают свою особенную фактуру с разнообразием красок и оттенков.
    Задача слушателей же – лишь с благодарностью внимать исполнителям, погружаясь в глубокий и чарующий, эфемерный мир музыки.

    Струнный квартет Антонина Дворжака (№ 12, Фа мажор, «Американский», соч. 96, B. 179) написан в июне 1893 года (черновик за три дня, с 8-го по 10-е, окончен набело уже 23-го), во время пребывания композитора в местечке Спилвилл (штат Айова) в гостях у семьи скрипача Йозефа Коваржика. В Америку (там он жил в течение трех лет (1892-1895)) Дворжак был приглашен, чтобы возглавить Нью-Йоркскую консерваторию. Эти годы стали плодотворнейшим периодом в жизни композитора. В это время он создает такие выдающиеся произведения, как Девятая симфония ми минор, соч. 95 («Из Нового Света»), Виолончельный концерт, «Библейские песни», камерно-инструментальные ансамбли (кроме вдохновенного струнного квартета еще и квинтет ми-бемоль мажор). В Спилвилле Дворжак несколько раз сыграл квартет, взяв себе партию первой скрипки и распределив остальные партии между членами семьи Коваржиков.
    Вероятно, он глубоко проникся красотой американского фольклора. Безусловной отсылкой к американскому звучанию в квартете являются резкие реплики первой скрипки в третьей части, воспроизводящие пение американской птички пиранги: нотация ее пения есть в рабочем блокноте Дворжака. (3)

    «Самые впечатляющие из американских песен – "мелодии плантаций" и песни рабов, – заметил он в одном из интервью. – Не имеет большого значения, откуда будут черпать вдохновение творцы будущих американских песен – из негритянских или креольских, из напевов краснокожих, или из жалобных песен тоскующих по родине немца или норвежца. Ростки самой лучшей музыки скрыты у всех племен, смешанных в этой большой стране…»

    Но конкретные американские качества так называемого «Американского» квартета сложно идентифицировать. В названии квартета отразились впечатления композитора о путешествии по Америке, именно в этом ракурсе и стоит рассматривать произведение Дворжака. (4)

    Первое публичное исполнение «Американского» квартета состоялось 12 января 1894 г. в Бостоне в рамках программы, целиком составленной из произведений Дворжака и включавшей также квинтет и секстет, играл Квартет Кнайзеля (1885—1917). Стоит также отметить, что именно этот коллектив первым в США исполнил квартеты Антона Брукнера и Эрнеста Шоссона, квинтета Габриэля Форе, октета Джордже Энеску и «Просветленной ночи» Арнольда Шенберга. (2)

    Дворжак, как и его соотечественник Сметана, конечно же, синтезировал в своем творчестве общеевропейские и специфически национальные элементы. Однако, если идеалом Сметаны было искусство Листа, то Дворжак, представитель более молодого поколения, основывался на достижениях Бетховена, Шуберта.
    Стиль композитора отличается богатством мелодизма, оригинальностью ритмики и красочным оркестровым письмом. (1)

    Среди великих композиторов XIX века только Брамс так же последовательно работал в области камерного ансамбля, как Дворжак, но никто из европейских композиторов его времени не отводил такого значительного места квартету.
    Камерная музыка, в особенности квартетная, была популярна, и наследие чешских композиторов XVIII – начала XIX века (Ян Кршиштел Ваньгал, Вацлав Пихль, Антонин Стамиц, Антонин Рейха и другие) в этой области весьма обширно. Однако их произведения, созданные в этом жанре, постигло забвение, и сейчас они не пользуются популярностью. Быть может, это объясняется отсутствием самобытности или яркой индивидуальности их авторов. Формирование национальной классики происходило постепенно: по мере ослабления общеевропейских влияний все более проявлялись характерные национальные черты. Дворжак использует характерные для американского фольклора лады — так называемый «блюзовый» лад, пентатонику, гексатонику, эолийский лад, претворяет в своей музыке ритмические и интонационные особенности негритянского спиричуэла, острые синкопированные ритмы и плагальные гармонические обороты.
    Струнный квартет F-dur op. 96 и струнный квинтет Es-dur op. 97 близки между собой — в них нет драматизма, это скорее «картины настроения». Но имеются и отличия. В Квинтете возрастает степень полифоничности, связанная с большей насыщенностью фактуры. Квартет же отличает особая прозрачность музыкальной ткани, ясность и лаконизм формы. Различна и структура циклов: в квартете медленная часть на втором месте, в квинтете – на третьем. (5)

    Вслед за Дворжаком к жанру струнного квартета обратился ряд американских композиторов, включая Джона Ноулза Пейна, Горацио Паркера, Джорджа Уайтфилда Чедвика и Артура Фита.
 



М. Мендель. Январь, 2015г.



На фото:
Последний лист черновой рукописи. Внизу приписка Дворжака:
«Zapla; pan B;h. Dokon;eno 10. 6. 1893. Spillville. Jsem spokojen. ;lo to rychle»
(Слава Богу. Окончено 10.6.1893. Спилвилл. Я доволен. Шло быстро)



Источники:

(1) Егорова В.Н. А.Дворжак. М., 1997
(2) Twenty-five Years of Chamber Music // The New York Times, 13 марта 1910
(3) Струнный квартет № 12 (Дворжак), материал свободной энциклопедии
(4) Dvo;;k. String Quartet No.12.  Harmonic analysis.
(5) Сударева М. Дворжак в Америке: Струнный квартет ор. 96 // Наука о музыке. Слово молодых ученых. Вып. 3. Казань, 2009.


Рецензии