30 января-память преподобного Антония Великого

        Жизнь прославленного подвижника, преподобного Антония Великого, подробно описана отцом Церкви святителем Афанасием Александрийским. Это творение святителя Афанасия считается одним из лучших его писаний, шедевром аскетической и житийной литературы. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что это житие нужно читать всем христианам. "Врач, которого Бог даровал Египту", - так сказал о святом Антонии его друг и биограф святой Афанасий Александрийский.

        Преподобный Антоний родился в Египте, в селении Кома, близ Фиваидской пустыни, в 251 году. Родителями его были благочестивые и богатые христиане знатного происхождения. Своего сына они воспитали так, чтобы он не знал никого другого, кроме них и своего дома. С детства он любил посещать церковные службы и слушал Священное Писание с таким глубоким вниманием, что запоминал слышанное на всю жизнь. С юности руководствовался он заповедями Господними. Придя в отроческий возраст, он не спешил приниматься за науки, но, оставаясь в своем доме, хранил чистоту сердца и стремился к преуспеянию в благочестии.
        Родители преподобного Антония умерли, когда ему было около 20 лет. Оставшись с малолетнею сестрою, он первоначально заботился о доме и о должном воспитании сестры. Часто, по своему обыкновению, посещая храм, он слышал из читаемых там божественных книг, как апостолы, оставив все, последовали за Спасителем, и как, по свидетельству книги Деяний Апостольских, многие из христиан продавали свое имущество и полагали цену проданного к ногам апостолов для раздачи нуждающимся (Деян.4:44). Антоний размышлял о том, как тверда была вера этих людей, и какая великая награда уготована им на небесах.
        С такими мыслями он приходит однажды в храм и здесь вдруг снова слышит слова Христа, сказанные к богатому юноше: "если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною" (Мф.19:21).
        Антоний принял это за напоминание свыше, - как бы Христос сказал эти слова лично ему самому, - и тотчас, по выходе из храма, продал свое имущество, а вырученные через продажу большие деньги роздал нищим, оставив лишь незначительную часть их для своей слабой и малолетней сестры. Он хотел посвятить себя Господу, но недоумевал, на кого он оставит сестру.
        Когда, вскоре после этого, он вновь пришел в храм и услышал слова Господа в Евангелии: "Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе: довольно для каждого дня своей заботы" (Мф.6:34), то тотчас же вышел вон и роздал нуждающимся и остальную часть имущества. Не желая более проживать в своем дому, он поручил сестру верным и известным ему девственницам-христианкам, чтобы она воспитывалась среди них примером их жизни, сам же начал вести суровую и строгую подвижническую жизнь.

        Удаление преподобного Антония от мира совершилось не вдруг, а постепенно. В то время в Египте было еще мало монастырей и пустынножительство было еще не распространено. Сначала он пребывал близ города у одного благочестивого старца, жившего уединенно и старался во всем подражать ему. 
        Чтение Священного Писания он выслушивал с таким глубоким вниманием, что не забывал из читаемого решительно ничего и, при строгом соблюдении всех заповедей Господних, память стала заменять ему сами священные книги. Трудами рук своих он зарабатывал на пропитание и на милостыню бедным.
        Посещал Антоний и других отшельников, живших в окрестностях города, и пользовался их советами: одному он старался подражать в воздержании, другому в бодрости, тому - в кротости, другому в неусыпности, иному - во внимательности к читаемому; у одного он учился подвигам поста, у другого дивился лежанью на голой земле, прославлял смирение одного, терпение другого. Приобретя общую всех их любовь и от всех получив для себя пользу, он возвращался к себе в келью и там, размышляя о всем виденном, старался усвоить и совместить в себе добродетели всех, направляя свои усилия к тому, чтобы ни в одной из упомянутых добродетелей не оказаться самым последним.
        Поступая так, он, хотя и начал всех превосходить славою, однако же, продолжал пользоваться общею любовью: соседи и иноки, которых он часто навещал, видя такую жизнь Антония, называли его боголюбивым и любили одни - как сына, другие - как брата.
        Затем он решается уйти дальше вглубь Фиваидской пустыни и поселяется в одной из отдаленных гробовых пещер. Один из его друзей иногда приносил ему пищу.
        Потом святой Антоний удаляется совсем из обитаемых мест, переходит реку Нил и поселяется в развалинах воинского укрепления в Писпире на берегу Нила.
        Здесь он пробыл около 20 лет. Он принес с собой хлеба на 6 месяцев, а после получал его от своих друзей только 2 раза в год через отверстие в кровле. Изредка он поддавался на просьбы лиц, приходивших видеть и слышать его. Но даже с приходящими к нему беседовал через узкое отверстие, проделанное в стене, чтобы ни чем не прерывать своих великих трудов и постничества. Его душа была в постоянном молитвенном общении с Богом, так как он знал из Писания, что молиться нужно непрестанно (1Фес.5:17).

        Он страдал от голода и жажды, от холода и зноя. Но самое страшное искушение пустынника, по слову самого Антония, — в сердце: это тоска по миру и волнение помыслов. Ко всему этому присоединились прельщения и ужасы от демонов.
        Враг рода человеческого смущал молодого подвижника помыслами, сомнениями в избранном пути, тоской по сестре. Он приводил ему на память мысль о проданном и розданном имуществе, о необеспеченности сестры, о суетной мирской славе, об удовольствии, какое можно получить от различной пищи и прочих прелестях мирской жизни. Этими и многими другими помыслами искуситель старался омрачить его ум и развратить сердце. Диаявол влагал ему нечистые помыслы, стремился привести его чувства в услаждение естественным раздражением и волнением похоти. Но преподобный Антоний хранил твердую веру и непрестанно творил молитву.
        Тогда диавол начал смущать его ночными страхами и привидениями, шумом, голосами и воплями среди ночи, днем же - и открытыми нападениями - однажды бесы так тяжко избили его, что люди сочли его умершим и стали готовить к погребению.
Он, то пытался устрашить преподобного под видом чудовищ или диких зверей, пытаясь принудить святого покинуть избранное им место, то лицемерно признавал себя побежденным, рассчитывая склонить святого к тщеславию и гордости.
        Диавол пытался склонить Антония к плотскому греху, принимая ночью образ прекрасной женщины, и всячески пытался возбудить в Антонии страсть, но тот погашал ее мыслью о геенском неугасающем огне и неумирающем черве.
        Антоний твердо противился диаволу. Иногда святой подвижник изнемогал, готов был впасть в уныние. Тогда или Сам Господь являлся, или посылал Ангела для его ободрения.
        По преданию, когда Антоний, уже не выдерживая духовных страданий, воззвал к Господу: "Где ты был, благий Иисусе? Почему вначале не пришел Ты прекратить мои страдания?" - явился Сам Иисус Христос и сообщил, что Он был рядом все время. После этого явления преподобный Антоний встал исцеленный от ран и готовый к новым подвигам. В это время ему было 35 лет.

        Однажды, среди ужасной борьбы с помыслами, Антоний воззвал: "Господи, я хочу спастись, а помыслы не дают мне". И ему было явлено видение: кто то похожий на него сидит и работает, потом встал и начал молиться, затем опять сел за работу - это был Ангел, которого Господь послал для вразумления Своего избранника. "Делай так и спасешься" — сказал ему Ангел Господень.
        Тогда преподобный усилил подвиги и установил строгий порядок своей жизни. Он принимал пищу один раз в сутки, а иногда один раз в два-три дня; все ночи проводил в молитве, предаваясь краткому сну лишь на третью или четвертую ночь после непрерывного бдения.
        В такой непрерывной борьбе с бесами и в таком уединении вдали от людей преподобный Антоний прожил целых 20 лет и обрел, наконец, спокойствие духа и мир в помыслах.
        Такой образ жизни сделал его известным и вокруг места его уединения возникли жилища подражающих ему людей. Некоторые из друзей его, узнав об его местопребывании, пришли, чтобы поселиться вокруг него. Собравшиеся к ограде преподобного люди разобрали заграждавшие вход камни, проникли к святому Антонию и просили взять их под свое руководство. Случилось это в 305 году.
        Вскоре гора, на которой подвизался святой Антоний, была окружена целым поясом монастырских обителей, и преподобный с любовью наставлял насельников, уча духовной жизни тех, кто пришел в пустыню спасаться. Он учил прежде всего постоянству в принятом на себя подвиге, неослабному стремлению угодить Господу, не страшиться бесовских нападений и прогонять врага силой Животворящего Креста Господня.

        В 311 году началось жестокое гонение на христиан, воздвигнутое императором Максимианом. Желая пострадать вместе со святыми мучениками, преподобный Антоний покинул пустыню и пришел в Александрию. Он открыто служил мученикам в их заточении, присутствовал на суде и допросах, но мучители к нему даже не прикоснулись! По окончании гонения преподобный вернулся в пустыню и продолжал подвиги.
        Но святой Антоний в самой пустыне тяготился многолюдством и искал нового уединения. Он удалился дальше во внутреннюю пустыню и поселился на вершине горы. Однако братия из пустынных монастырей разыскали преподобного и умолили его хоть изредка посещать их обители.
        За его подвиги Господь даровал святому Антонию дар чудотворений. Имея власть над нечистыми духами, преподобный исцелил много бесноватых, изгоняя из них бесов. Антоний исцелял своею молитвою и разные другие болезни, не лишен он был и пророческого дара, - прозревал будущее и находящееся вдали видел так, как бы оно было пред его глазами.
       
        Антоний уже около 70 лет жил в пустыне. Против воли, начал смущать его горделивый помысел, что здесь он старше всех. Но Господь открыл ему, что есть подвижник и старше его. Антоний отправился искать этого неизвестного миру подвижника. Путешествуя по необозримой пустыне он, наконец, пришел к пещере, где встретил убеленного сединами старца.
        Это был святой Павел Фивейский (память 28 января). Он уже около 90 лет жил в пустыне. Пока старцы беседовали спустился к ним ворон и положил хлеб. "Щедр и милостив Господь," - воскликнул Павел - "Вот сколько лет каждый день я получаю от Него полхлеба, а ныне ради твоего пришествия послал Он целый хлеб." Павел открыл о себе Антонию, что скоро отойдет из мира и попросил Антония принести к нему мантию епископа Афанасия, чтобы прикрыть ею его останки.
        Возвратясь в свою пустыню в сильном волнении и на вопросы братьев-монахов мог сказать только: “Грешный, я считал себя еще монахом! Я видел Илию, я видел Иоанна, я видел Павла в раю”. На обратном пути к святому Павлу он видел его возносящего на небо среди сонма ангелов, пророков и апостолов.
        «Зачем, Павел, не дождался ты меня? — воскликнул Антоний. — Так поздно я узнал тебя и так рано ты уходишь!» Однако, когда вошел в пещеру Павла, он нашел его безмолвно и недвижимо стоящим на коленях. Антоний также встал на колени и начал молиться. Уже после нескольких часов молитвы убедился он, что Павел потому не движется, что мертв. Он благоговейно омыл его тело и завернул в мантию святителя Афанасия. Вдруг явились два льва и своими когтями вырыли довольно глубокую могилу, где Антоний и похоронил святого подвижника.
       
        К середине IV века преподобный Антоний становится лидером всех египетских отшельников. Но несмотря на стремление к одинокой молитве, по настойчивому приглашению Афанасия Великого, преподобному Антонию ещё раз пришлось покинуть пустыню и прийти к христианам в Александрию, чтобы защитить православную веру от ересей манихеев и ариан.
        Последователи арианства, стремясь склонить на свою сторону сомневающихся, ложно утверждали, что и преподобный Антоний находится в их рядах. Это послужило поводом к тому, что он лично выступил на собрании, опровергнул не только наветы на себя, но и осудил арианское учение. Появление знаменитого подвижника оказывало могучее воздействие на толпы людей. Массы народа тянулись к нему и ждали от него вразумления и чудес. Во время своего недолгого пребывания в Александрии он обратил ко Христу великое множество язычников.
        85 лет своей жизни провел преподобный Антоний в пустынном уединении. Незадолго до своей смерти преподобный поведал братии, что вскоре он будет взят от них.
        Преподобный Антоний мирно скончался в 356 году, в возрасте 106 лет, и погребен своими учениками в прославленной им пустыне в сокровенном месте и за свои подвиги заслужил наименование Великого.

        Монастырь преподобного Антония Великого находится в египетской пустыне, среди гор Красного моря, в нескольких десятках километров от морского берега. Монастырь был основан в IV веке на месте, где преподобный прожил последние 44 года своей жизни. В настоящее время монастырь святого Антония Великого принадлежит коптской церкви. Это самая древняя в мире христианская обитель.
        Сегодня здесь трудятся 40 монахов и 25 послушников. В монастыре 7 церквей. Только одна из них, церковь Святого Антония, старинная, построена на месте часовни, которую построил  ещё в IV веке сам преподобный. Прах его покоится справа от алтаря.
        Алтарь тройной. Средняя его часть посвящена святому Антонию, левая - св. Марку, а правая - святителю Афанасию, 20 патриарху Александрийскому, сподвижнику и биографу Антония. Храм строго аскетичен, здесь нет ничего лишнего. Алтарь от центральной части храма отделяется простой перегородкой с Царскими вратами. Справа от алтаря, в центральной части храма, имеется глубокая ниша, где под спудом покоятся мощи святого Антония, здесь он был погребен своими учениками.
        Преподобный Антоний жил в пещере, за пределами монастыря, на горе Аль-Кользом, с 312 г. до своей кончины в 356 г. Пещера Антония превращена в часовню. Ныне это объект паломничества.
        К пещере ведет крутая лестница в 1150 ступенек. Один раз в год, в день памяти святого Антония Великого, 30 января, в пещере бывает Богослужение. В остальное время, кто-то из монашествующих приходит для особых молитв на несколько часов.

        На Востоке Антония почитают как отшельника и отца монахов, на Западе, напротив — как чудесного целителя, которому приписывается способность лечить.
        Антоний Великий не первым удалился в пустыню и не в этом смысле он является отцом монашества. И до него уже во II веке были люди, которые селились на более и менее продолжительное время в уединённых местах для аскетических целей, иногда по внешним побуждениям, например, из-за гонений на христиан, но часто исключительно для подвигов воздержания.
        Но преподобный Антоний был первым ярким и принципиально новым представителем пустынного жительства: «он освятил монашескую отшельническую жизнь». Антоний не основывал монастырей и не мечтал о роли духовного наставника — аввы. Люди сами начали приходить к этому человеку, ушедшему жить в пустыню, чтобы проводить аскетическую и духовно-созерцательную жизнь. Видя его духовную мудрость, вокруг него собралось много учеников-пустынников и последователей.
        Об авве Антонии говорили, что он был прозорливец, но избегая молвы людской, не хотел разглашать о сем; ему открываемы были и настоящие и будущие события мира.
        Один старец просил у Бога, чтобы ему увидеть отцов (в славе), и увидел он их всех, кроме аввы Антония. Он спросил того, кто показывал ему: где же авва Антоний? Тот отвечал: Антоний там, где Бог!
        Популярность Антония достигла апогея в Средние века в западной церкви. Около 1070 года был основан орден святого Антония. Это учреждение стало центром по лечению больных «антониевым огнем» (предполагают, что это гангрена, или болезнь, вызываемая тяжёлым отравлением спорыньей).
      
        Хотя преподобный Антоний Великий и не получил образования, но для него училищем были Священное Писание и природа, а учителем благодать Христова, более и более озарявшая его по мере самоумерщвления его подвигами. Из творений преподобного Антония до нас дошли:
        1) 20 его речей, трактующих о христианских добродетелях, особенно монашеских, о вере во Христа, о простоте и невинности, смирении, чистоте, терпении, благочестии, девстве и проч. (все речи кратки, но полны божественного учения);
        2) Семь посланий к монастырям - о стремлении к нравственному совершенству и духовной борьбе (написаны уже в очень преклонном возрасте преподобного и дышат апостольской назидательностью);
        3) Правила жизни и увещания к монахам.

                СЛОВО ПРЕПОДОБНОГО АНТОНИЯ ВЕЛИКОГО 
                О СУЕТЕ МИРА И ВОСКРЕСЕНИИ МЕРТВЫХ

        Настоящая жизнь, возлюбленные, дана нам для того, чтобы мы приуготовлялись к жизни вечной, к славе неизменяемой. Настоящая жизнь оканчивается смертию, и мирская слава непостоянна и преходит. Ибо многие из сильных земли неожиданно сведены во ад; многие судии земные преданы суду тех, которых прежде сами судили; богатые обнищали; почитавшиеся мудрыми признаны за глупых; крепкие ослабели; здоровые впали в болезнь; имевшие власть лишились оной.
        В мире нет ничего твердаго и постояннаго, потому что нет ничего доброго. Дети презирают и оскорбляют родителей своих; родители боятся детей своих. Жены оставляют мужей своих; мужья не сохраняют супружеской верности к женам своим. Юноши вместе с стариками теряют разсудок; старики вместе с юношами предаются порочным забавам.
        Между друзьями нет верности, и между братьями – любви. Люди в разговорах показывают друг к другу любовь; но в сердце питают друг к другу ненависть. Везде видно коварство и злоба, везде господствует обман. Никто не думает о Боге, никто не представляет себе, что по смерти должен отдать Богу отчет в своей жизни.

        От забвения Бога умножается между нами зло.
        Бог дал нам разум, чтобы мы, узнавши волю Его, делали добро, но мы знаем волю Его и делаем зло.
        Бог повелел нам быть добродетельными, чтобы мы исполняли то, что праведно и что благоугодно Ему, но мы любим нечестие.
        Дал нам богатство, чтобы мы оказывали вспоможение бедным, но мы, имея богатство, угнетаем бедных.
        Дал нам власть и силу, чтобы мы защищали гонимых невинно, но мы не защищаем, а сами более гоним их.
        Никто не ходит путем заповедей Божиих. Изсякла любовь и ненависть умножила плод свой.
        Искренность почитается за ничто, и везде видно притворство.
        Смирение сделалось постыднымь, гордость – почтенною.
        Истина изгнана, и ложь царствует на земле.
       
        О глубина богатства, благости и долготерпения Божия! Бог долго терпит наши беззакония и не мстит нам. Он умеряет гнев свой не потому, чтобы не мог тотчас наказать нас, но потому что, как милосердый Отец, ожидает нашего покаяния и обращения к Его милосердию. Ибо не смерти, но раскаяния грешника хочет Бог. И велика ли наша сила, что мы противимся силе Божией? Подул на нас ветр, и мы посохли: поднялась буря, и разсеяла нас, как мелкия прутья. Чем может гордиться земля и пепел?
        He будем думать, что по смерти обратимся в ничто, и что после земной жизни не будет никакого суда. Нет, по смерти будет воскресение мертвых, и мы будем судимы Богом, Который воздаст каждому по делам его.
        Итак не будем обманывать самих себя, не будем жить на подобие безсловесных животных. Если нет воскресения, нет и смерти. Если же будет воскресение, будет и суд. Ибо кто определил человеку смерть, тот обещал сделать и суд. Если Бог справедлив в первом случае: то не может обмануть и в последнем.
        Что для человека удобнее сделать? Старый ли дом разрушить и из вещества его вновь построить тот же дом, или приготовить новое вещество и построить новый дом?
       
        Итак, если Бог произвел из ничего землю, из которой создан человек, то не с большею ли удобностию может возсоздать в первый образ того же человека, умершаго и обратившагося в землю? Бог в делах своих не чувствует никаких затруднений. Его дело есть Его слово; слово же Его есть мысль Его. <...>Как сила и могущество Божие непостижимы, так и дела Его. И как премудрость Его неизмерима, так и «пути Его неизследовани» (Рим.11:33).
        И так оставим неверие. Будем опасаться, чтобы не подвергнуться осуждению более за неверие, нежели за худые дела. Худые дела проистекают иногда от нашей слабости: напротив источник неверия всегда есть безразсудность и дерзость. Но безразсудный и дерзкий едва ли способен к какому нибудь доброму делу.
        И так, пока имеем время, позаботимся о себе самих, и постараемся умилостивить Бога о грехах наших, чтобы Он не повелел связать нам руки и ноги и ввергнуть во тьму кромешнюю, где «плачь и скрежет зубов» (Мф.13:42). Плачь что иное означает, если не жестокость страшных мучений? Скрежет зубов что иное показывает, если не позднее раскаяние о соделанных грехах? Ибо тогда только мы начнем негодовать на самих себя и с скрежетом зубов укорять себя, когда уже не будет времени для раскаяния, и надежды на освобождение.
        Итак, если мы в краткое время сей жизни можем служить Богу и предохранить себя от геенны и вечных мучений, то для чего нерадим и презираем заповеди Божии, для чего следуем злым своим похотям, и делаемся достойными вечнаго наказания?
        Бог наш великий, человеколюбивый, «богатый в милости» (Еф.2:4), и сильный в делах Своих, Сам укрепит нашу слабость, Сам «сокрушит сатану под ноги наша вскоре» (Рим.16:20), и даст нам силу и духовный разум, чтобы мы в остающееся для нас время служили Ему истинно и верно, и обрели милость Его в страшный день суда Его. Аминь.

                ИЗРЕЧЕНИЯ СВЯТОГО АНТОНИЯ ВЕЛИКОГО

        - Не попадёт в рай тот, кого не искушали. Отними искушение — и никто не обретёт спасения.
        - Не будь жаден и падок на пищу, чтоб не возобновились в тебе прежние грехи твои.
        - Спи мало и в меру, и Ангелы посетят тебя.
        - Не считай себя мудрым: иначе гордостию вознесется душа твоя, и ты впадешь в руки врагов твоих.
        - Гордость и высокоумие низвергли диавола с неба в преисподнюю, — смирение и кротость возносят человека с земли на небо.
        - Ежедневно умирай, чтоб жить вечно, потому что боящийся Бога жив будет во веки.
        - Если увидишь, что брат впал в грех, то не соблазнись на него, не презирай и не осуждай его; иначе впадешь в руки врагов твоих.
        - Люби смирение; оно покроет все грехи твои.
        - Молитва, совершаемая с небрежением и леностию — празднословие.
        - Непрестанно бодрствуй над собою, чтобы не быть обольщенным и сведенным в заблуждение, чтоб тебе не впасть в леность и нерадение, чтоб не быть отверженным в будущем веке. Горе ленивым! приблизился конец их и некому помочь им, нет им надежды спасения.
 
        "Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче".

        В день памяти преподобного Антония Великого протоиерей Андрей Ткачев в своем слове сказал:
        «Приобретение правильных мыслей сопровождается низвержением с постаментов мыслей ложных. Подобное низвержение равноценно сокрушению идолов.
        Нося в себе ложную мысль, некую ложную жизненную установку, человек рискует прожить всю жизнь идолопоклонником. Или, по крайней мере, не достичь того, на что потенциально способен.
        Вот Антоний, этот житель пустыни, к которому, в ответ на его просьбу, даже являлся Моисей, чтобы объяснить темные места в Писании; этот человек, «объятый Богом и посвященный в тайны», слышит голос. И голос говорит ему, что он, Антоний, не вошел еще в меру некоего сапожника, живущего в Александрии. Антоний покидает пустыню и, водимый Богом, приходит в подлинный муравейник к одному из муравьев, имеющему в сердце правильные мысли.
        Александрия – одно из детищ Александра Македонского, этого первого подлинного глобалиста, мечтавшего о всемирной империи. В Александрийский порт приходят сотни кораблей. Сюда приплывают и по суше приезжают люди, чтобы купить и продать товары. Сюда приходят, чтобы послушать известных проповедников или философов. Здесь можно найти во множестве тех, кто прожигает жизнь в удовольствиях и тратит то, что получил в наследство или заработал. Здесь иностранцы прячутся от наказания за преступления, совершенные на родине. Здесь можно встретить все, увидеть все и узнать все. Монаху сюда приходить не стоит, разве что в каком-то особом случае.
       
         И вот Антоний стучится в дверь, к которой привел его Бог. Стучится и слышит позволение войти.
        Старец просит хозяина открыть секрет: «Чем ты угождаешь Богу? В чем твое делание, то есть тот тайный сердечный труд, который никому, кроме Бога, не виден?»
        Сапожник в страхе и недоумении. У него нет подвига. Монах его с кем-то перепутал. Он просто работает. Садится у окна, временами смотрит на улицу и работает. Вот и все.
        Я ничего не перепутал, – говорит Антоний, – молю тебя, открой мне твое делание.
        Тогда сапожник в простоте сердца рассказывает о том, что наполняет его душу.
        Работая, он смотрит то и дело на улицу, по которой проходят толпы самых разных людей. Это люди обоих полов и всех возрастов, одетые роскошно и едва прикрытые лохмотьями, местные и приезжие, праздно гуляющие и спешащие по делам. Их очень много, и все они кажутся сапожнику хорошими. Сапожник видит их лучшими, чем он сам. Их, думает он, любит Господь. Склоняясь к работе, он то и дело говорит себе, что все эти люди спасутся, ибо они хороши и любит их Бог. «Видно, я один погибну за грехи мои», – думает он и, творя молитву, продолжает трудиться.
        После этих слов Антоний в землю кланяется хозяину и идет обратно. Он услышал то, ради чего приходил. Воистину не зря он приходил. Уходят из Александрийской гавани корабли, груженные разнообразным товаром. Уходит из города и монах, уносящий в сердце подлинное сокровище – мысль, рожденную от Духа Святого, мысль, ведущую к спасению. «Все лучше меня. Все спасутся, один я достоин гибели за грехи мои».
        «Все погибнут. Я спасусь», – говорит гордая ложь.
        «Все спасутся. Я погибну», – говорит совесть, просвещенная Духом.
         Таков урок истории, и если рассказывать истории, то лишь ради смысла, из них извлекаемого.
         
        Но у меня есть вопрос. Или два вопроса. Или сто вопросов.
         В любом случае, это очень непонятное учение, хотя душа моя чувствует, что она прикоснулась к правде. Прикоснулась к парадоксальной правде Божией и тут же отпрянула, испугавшись прикосновения.
        Во-первых, как это «я погибну»? Пусть «спасутся все», я согласен. Но я? Почему погибну? И как не отчаяться при этом?
        И потом, разве не выбирают себе люди религию по признаку истинности? Разве не гордятся люди своим выбором и не доказывают всем и постоянно свою религиозную правоту? «Я прав, а вы заблуждаетесь», – вот первый ход той шахматной партии, которая зовется религиозным спором.
        И ищем мы религию, ищем мучительно, и выбираем, именно чтобы спастись, а не погибнуть. Так что же это такое, я вас спрашиваю? Можно ли стоять в истине и быть готовым умереть за нее, считая при этом всех людей чуть ли не ангелами, а себя одного на целом свете достойным погибели?
        Оказывается, что только так и можно стоять в истине. Может быть, компьютерный мозг этого и не поймет, но человеческая душа обязана постигать подобные благодатные парадоксы.
        Я не знаю других душ, знаю только, что они таинственны и бездонны. И еще знаю, что любит их Господь.
        Из всех душ в мире я знаю только свою одну, и то – отчасти. Но и того, что я знаю о себе, мне достаточно, чтобы сказать: «Я – дитя погибели».
        Как раб, выставленный на продажу и купленный новым хозяином, я принадлежу катастрофе грехопадения. Никакие мои усилия не дают мне свободы. Пробовал я уже не раз. Вывод жуток: я клеймен и закован.
        Христос пришел выкупить меня. Он велел расклепать мои кандалы, а в уплату позволил пробить гвоздями Свои раскинутые по краям Креста руки.

        Разве я способен рассуждать о чужих грехах и думать о том, кто кого грешнее, если следы, натертые кандалами, все еще на моих руках, а Сам Господь предначертан пред глазами, как бы у нас распятый (Гал.3:1)?
        Это и есть признак принадлежности к истине – нежелание думать о чужих грехах, отказ от того, чтобы взвешивать, сравнивать и оценивать чужие грехи. Я погибаю – меня исцеляет Бог; я попал в рабство – за меня заплачен выкуп.
        Вера – это погружение в свою боль и оплакивание себя, как мертвеца. И если прольются об этом мертвеце слезы, то очищенные слезой глаза способны видеть мир по сказанному: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит.1:15).
        И не осуждать может душа только тогда, когда носит пред собою свою собственную немощь и видит ежеминутно, что хвалиться ей нечем.
        А раз не судит душа других, то сама судима не будет. Вот что значит: на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь (Ин.5:24).
        Только как не отчаяться при таком образе мыслей? Как не ослабеть, и не тосковать, и не убивать себя печалью?
        Что ж, скажем и об этом.
        Это гордость наша пищит, и скулит, и изворачивается, и умирать не хочет. Это она рождает тоску убийственную и печаль беспросветную.

        Но Тот же Дух, Который открывает нам внутреннюю нашу порчу, Тот же, говорю, Дух шепчет и утешение, ибо Он – Утешитель.
        Тем избранным сосудам, которые способны вместить Его слово, Дух говорит краткие слова и дает большую силу. Так Силуан Афонский посреди великой борьбы, страданий и испытаний услышал: «Держи ум свой во аде и не отчаивайся». Слова эти и сила, им сопутствующая, нужны всем, кто ощущает себя погружающимся по временам в ад отчаяния и безнадежности.
        Так опыт подвижников и пустынников оказывается востребован и полезен; да что «полезен» – спасителен для многих живущих в миру.
        Сам опыт этот пустынники способны получать от мирян, как Антоний – от сапожника, потому что не на лица зрит Бог, а на сердце. И там, в сердце, в страшной его глубине, которую хочет наполнить Собою Дух, блекнет все, что составляет отличия людей в земной жизни.
       
        Причастный Богу человек не гордится ничем.
        Причастный Богу человек никого не хочет осуждать, чтобы не похищать власть у Единого.
        Этот человек смиренно молится и благодарно помнит о Христовых страстях и Воскресении.
        «В вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе» (Фил.2:5), – говорит Писание.
        А что чувствовал Иисус, идя на искупительную смерть? Можем ли мы приблизиться к образу Его мыслей?
        Оказывается, можем и должны.
        Эти слова означают, что мы должны однажды дорасти до желания распяться за ближнего, лишь бы он был спасен! И только это есть подлинная святость и последование стопам Иисусовым. Если же нет этого и не предвидится, то чем гордиться? Нечем, но ведь гордимся, и еще как!

        Не значит ли это также, что мы должны дорасти и до молитвы Моисея, просившего однажды изгладить его из Книги жизни, только бы Бог не погубил народ?
        В любом случае, слова, процитированные выше, ведут нас в сторону жертвы. Не той, что требуют себе и ради себя, а той, что приносят за других. И один из отцов пустыни сказал, имея Дух Христов, что с радостью, если бы мог, поменялся бы кожей с любым прокаженным.
        Так вот оно – Православие, на тех запредельных высотах, на которых дышать тяжело!
        Нести крест и не ждать похвалы; терпеть и жалеть других, не ожидая к себе снисхождения. Разве не так поступал Начальник веры – Христос?
        Нужно, по крайней мере, знать об этих сияющих высотах подвига, чтобы не осуждать никого и собой не гордиться. Ведь особенно в напоминании о необходимости смирения нуждаются те, кто отсек (вроде бы) от себя грубые страсти и начал молиться регулярно и стал что-то святое узнавать и (вроде бы) понимать. Такие люди особенно способны (по причине любования собою) превратить христианство в чудовищную пародию, в насмешку над святостью и в издевательство над ближним.
        Именно таким людям свойственно думать, что все погибнут, а они – спасутся.
        Тогда как в действительности все может совершиться с точностью до наоборот».

        Тропарь, Глас 4:
        Ревнителя Илию нравы подражая, Крестителю правыми стезями последуя, отче Антоние, пустыни был еси житель, и вселенную утвердил еси молитвами твоими. Темже моли Христа Бога, спастися душам нашим.

        Кондак, Глас 2:
        Житейския молвы отринув, безмолвно житие скончал еси, Крестителя подражаяй всяким образом преподобнейший, с ним убо тя почитаем, отцев начальниче Антоние.

        Величание
        Ублажаем тя, преподобне отче Антоние, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

                Молитва преподобному Антонию Великому

        О преподобне и богоносне отче наш Антоние! Веруем, яко ты, предстоя престолу Пресвятыя Троицы, велие имаши дерзновение в молитвах ко Всемилостивому Господу Богу, Иже всегда послушает тебе, вернаго раба и угодника Своего.
        Сего ради со умилением смиренно припадаем к тебе, святче Божий: не премолчи о нас молитися ко Господу Богу, в Троице покланяемому и славимому, да, милостивно призрев на ны, не попустит нам погибнути во гресех наших, но да возставит падших, да подаст исправление злому и окаянному нашему житию, от грядущих грехопадений восхищая, и да простит нам вся, елика согрешихом мыслию, словом и делом, от рождения до сего часа.
        Ты, подвижниче добродетели, веси немощь и скорбь времен настоящих, моли убо выну Христа Бога, да николиже нас оставляет Его неизреченное милосердие, но да хранит нас от мирских искушений, от диавольских сетей и от плотских похотей, да приимем от Него тобою и вся потребная к жизни временней, освобождение от бед и напастей, и неослабное терпение до конца.
        Испроси нам в мире и покаянии скончати живот наш и невозбранно прейти от земли на небо, мытарств же, и бесов воздушных, и вечныя муки избавитися, и сподобитися Царства Небеснаго с тобою и со всеми святыми, угодившими Господу Богу и Спасителю нашему Иисусу Христу,
        муже подобает всякая слава, честь поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

                ПРЕПОДОБНЕ ОТЧЕ АНТОНИЕ, МОЛИ БОГА О НАС.




Источник:
http://hram-troicy.prihod.ru/zhitie_
svjatykh_razdel/view/id/31651
http://www.pravoslavie.ru/put/49872.htm
http://www.hram-feodosy.kiev.ua/icons_antony_v_m.htm


Рецензии
Галочка...Просто до слёз. Одно только и надо знать нам и помнить ежесекундно: «Все лучше меня. Все спасутся, один я достоин гибели за грехи мои».
Спаси Господи!

Нина Богданова   28.01.2021 18:38     Заявить о нарушении
Храни тебя Господь, Ниночка, и твоих близких молитвами преподобного Антония. Великого.

Галина Николаевна Николаева   02.02.2021 19:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.