Временем в упор душа пробита

Временем в упор душа пробита
И строка сочится на строку,
Но страна, что сдвинулась с орбиты,
Не дала бальзама старику!

В новый век закручена планета,
Прежний затевается виток,
Но судьба доверчивого деда
Не влилась в бушующий поток!

Только б за бортом не оказаться,
Под волной нахлынувших идей!..
Строки из души иной сочатся
С верою доверчивых людей!


2015г


Рецензии
Но страна, что сдвинулась с орбиты,
Не дала бальзама батраку!

А ты читал, в каком контексте новый гений планетарного масштаба интересуется у заключённых с рабским ихним сознанием "Ну что, рывок что ли не в масть?" Надо же думать мозгами, когда делаешь революцию, чтобы хуже чем есть не сделать. А если нет, лучше так просто по пьяни стёкла бить и покрышки жечь, оно, видишь, и свободнее тебя делает по внутреннему твоему ощущению, и комплексно говоря вреда от этого меньше вообще. В первую очередь, гораздо меньше вреда свободе каждого человека.

*
Ну батрак и батрак. Едет автостопом, у хозяев работы просит, чтобы пожрать, работает, хозяева платят; ну и что? Свободный человек всегда у всех обязательно грабить должен? Даже вот если не получается, то хоть в том он свободен, что грабёж всегда и везде - его общая теоретическая установка. \

*
Я вот уже описывала, с другой стороны просмотреть, что проповедь Апостола Павла призывает, для начала, работать на Бога на тех же условиях, на которых раньше работали на любую другую власть - а потом, вроде, постепенно по мере взаимного общения только в своём кругу всё лучше внутреннее состояние будет становиться. А вот чтобы никому не быть свободными, а всем стать рабами и так будет нравственнее, то это если где-то и сказано в Писании, то я пропустила и не обратила внимания. А когда говорят помимо Писания, потом уже развивают мысль богословы, как это Писанию можно предъявлять? Вот щас я назовусь хоть этой самой марксистской, и выведу из каких-нибудь писаний того Маркса, или из этого "кодекса нравственности коммуниста" или как его там, что полагается ежедневно съедать по три человека, и только тогда ты этот то ли марксист, то ли коммунист.

*
И судьба, доверчивая, где-то
Обрела бушующий поток!

Воодушевляющая информация; но после этого необходимо возникает бешеный интерес, где же именно.

Прошел январь за окнами тюрьмы,
и я услышал пенье заключенных,
звучащее в кирпичном сонме камер:
"Один из наших братьев на свободе".

Еще ты слышишь пенье заключенных
и топот надзирателей безгласных,
еще ты сам поешь, поешь безмолвно:
"Прощай, январь".
Лицом поворотясь к окну,
еще ты пьешь глотками теплый воздух,
а я опять задумчиво бреду
с допроса на допрос по коридору
в ту дальнюю страну, где больше нет
ни января, ни февраля, ни марта.

И.Бродский

Вот вам не нравится Писание, да и кому оно может нравиться с рабами этими, какими-то огненными гееннами, и вообще, что ни страница, то чудеса; на своём личном опыте могу сказать, что нравиться может не то, что написано, а то, что энергия какая-то тёплая жизнеутверждающая идёт от текста - а почему вдруг она идёт от этого именно текста, загадка необъяснимая. /Вот, поэтому, долго, десятилетиями мучавшись таким несоответствием, наконец начинают с крайним старанием и приложением сил искать какие-то не сразу идущие в голову толкования проклятого текста, и как выйдут на финишную прямую и всю свою жизнь подчинят этому поиску, то уже "никто не сможет меня остановить"/.

Так вот вам не нравится Писание, а вы нормальные люди, сразу прямо говорите и так же действуете; вы всё, связанное с Писанием, тут бескомпромиссно в помойку отправляете.

А между тем в этих религиозных текстах изложены практики, каким образом сохранять в себе тот нравственный уровень, который один только вас и побудил, исходно, выкинуть в помойку Писание: и желание и способность драться и бороться в эту исходную нравстывенность восставших необходимо должно включаться; и должна быть определённая мера положительного отношения к миру, раз они грозятся всё подряд защитить от подлой религии и внешних в свой социум вмешательств, и плюются в проклятую нелюдскую пропаганду, что мол любить следует одного этого какого-то Бога. Так вот вы все эти проклятые практики, от которых отвратно несёт религией, в помойку выкидываете, а новых своих светских практик не рассчитываете. И вот, можно теперь видеть, во что в итоге превратилась вся страна, и тоже духовный мир каждого из нас этих восставших. В такое превратилось, что выходит потом Кураев и говорит справедливо. Говорит, продолжающие восставать и не принимать религию указывают на жестокость и бесчеловечность Ветхого Завета. А вот если б они сравнили нравственный уровень Ветхого Завета и средний нравственный уровень светского человека, то получили бы, что до нравственности Ветхого Завета нам вообще как до луны. Я тут не собираюсь спорить, важнее ли сила Духа и боеспособность, или важнее умение прощать, уступать друг другу и как-то так жить нормально по-человечески. Я тут скажу без всяких сравнений, что чего лучше, что в этой второй стороне нравственности, в которой уступать и прощать, в Ветхом Завете сказано "Око за око, зуб за зуб". Заметь себе: за одно око - только одно око; за один зуб - только один зуб. А не так, что мне в трамвае на ногу наступили, так я планету ядерным взрывом уничтожила. Это ещё если читать отдельно от текста только 9 Заповедей, как обыкновенно и делают; а в общем контексте там так ещё выходит, что Ветхий Завет не вменяет в нравственную обязанность, если тебе выбили зуб, тоже зуб выбить. Если у тебя нет к тому внутренней необходимости, или если ты не опасаешься, что твоё непротивление взбесит противника ещё больше, ты можешь обратно зуба не выбивать. А заповедь не о том, чтобы обязательно зуб выбить, а о том, что выбить ответно зуб - это крайность, за которую переступать нельзя, и выбить в ответ два зуба - уже против закона и преступление.

*
Мне, может, плохую службу тут сослужило то, что я росла в семье, которая, как могла, никакого к религии отношения не имела. Я, может, чего-то страшного и тревожного по своим масштабам религиозного вот этого никогда не видела, потому вы теперь беситесь против не знаю чего, а я не вполне поддерживаю. В основном я слушала свою маму, которая полгода моих ВУЗовских, если я что-нибудь говорила, или молчала, или сидела, или ходила, или всё равно чем занималась, говорила мне тут, что самое-то главное в храм не ходить никогда. И деда я своего слушала, что проклятые попы всех хватают и тащат в церковь; и слушала и слушала, день, месяц, год, несколько лет, и сколько продолжалось течение времени, никакой проклятый поп не нарисовался, деда не схватил, в церковь не потащил.

*
А вот, например, моему художественному руководителю надо было стоять в воображаемом варианте за спиною пишущего вроде советской цензуры, и кого угодно исключать с последнего курса без Диплома, предварительно все нервы ему вымотав и весь талант уничтожил. И вот те, к кому этот урод не благоволил, должны были ломаться как личность; все же те, к кому он благоволил, должны были спиться постепенно и вместо чтоб чё писать, подковёрными интригами там заниматься в богеме, как и он занимается. А ему Бог в этом мешал. Потому что всё описанное возможно, только если художественный руководитель этот занимает всё твоё сознание; а тут, видишь, твоё внимание не на нём сконцентрировано, а на Боге. Вот этим Бог и мешал; а если б мог предположить этот урод, что Бог - реальная сила, и мод модно быть эмиссарами Бога - захватчиками, так он бы первый туда пошёл бы.

*

Агата Кристи Ак   28.01.2015 22:42     Заявить о нарушении
И вот, как я была на первом курсе, популярна была у моих сверстников общая новая эмоциональная и мировоззренческая установка:

А голова чтобы думать, ноги чтобы ходить.

Потому что жили, в этом имеющем преемственность поколений и совершенно даже и без внешних уже нападений самом по себе загибающемся восстании, и был весь этот интрьер и все эти сложные рассуждения, которые не то что у булгаковского Шарикова, а нереальное количество текста прочитано о том и этом, и философского, и художественного, и ещё естественные науки у нас на какой высоте пополам с балетом, и всё это напоминало жизнь, во-первых, загробную; а во-вторых, у Льюиса такое притчевое соображение, что попадают посмертно в рай, и потом идут туда в рай всё дальше, и становится, прежде всего духовное состояние, всё замечательнее; и с адом то же только под обратным знаком; и вот, наша загробная жизнь была не самой той первой местностью ада, в которую посмертно попадают, а мы уже мощно ушли куда-то впеерёд и вглубь.

Агата Кристи Ак   28.01.2015 22:56   Заявить о нарушении
Фильм был. Поместье несколько веков исторической преемственности насчитывает, и там, если я не путаю ничего, хозяин этого поместья женился на леди какой-то родовитой. А эта леди через какое-то время погибла при загадочных обстоятельствах в грозовую ночь: в штормящем море, под высокой скалой, утонула. А у этой леди была горничная, тоже с поколениями исторической преемственности, для которой хозяйка смыслом жизни была. И всё казалось горничной, что вдовец мало внимания уделяет посмертной памяти леди. А этот молодой человек потом ещё и второй раз женился. Жена некоторое время жила в поместье, а потом уехала, для неё последней каплей было меняющееся лицо молодого человека при упоминаниях о первой жене, и до нервных заболеваний практически доходило. А потом снова, в грозовую штормящую ночь, на той самой скале, снова почему-то молодожёны оказались вместе; и тут открылось, что эта первая жена пила горькую, имела в округе всё что двигалось и ненавидела собственного мужа крайним накалом ненависти, пока тем наконец не кончилось, что муж её утопил. А тут выясняющие отношения молодожёны оборачиваются за спину, а там поместье горит. Это горничная поместье подожгла, потому что изменивший памяти хозяйки молодой человек в поместье жить недостоин. Так вот эта горничная поместье это сожгла и себя в поместье.

Агата Кристи Ак   28.01.2015 23:06   Заявить о нарушении
Спорить не готов... Одно - батраку хочется не только пожрать, отогреться,
но, чтоб уважали его труд, руки, талант... Быть человеком в человеческом
обществе!

Геннадий Караваев   28.01.2015 23:38   Заявить о нарушении
Батрак путешествует автостопом и не может быть человеком в оседлом человеческом обществе.

Агата Кристи Ак   29.01.2015 00:56   Заявить о нарушении
И батрак не знает, как, не в идеальной ситуации с чистого листа, а на местности со всеми её проблемами должно быть устроено нормальное человеческое общество, и каков теперь должен быть нормальный человек. Нормального человека, по всей вероятности, не может быть принципиально, потому что, так или по-другому рисуешь себе нормального человека, а с жизнью в нашем обществе он всё равно стопроцентно несовместим. Пришлось бы пожертвовать до физического уничтожения либо обществом, либо человеком. Притом не могут согласиться, может ли согласиться этот нормальный человек на то, чтобы ради него оказалось уничтожено общество.

Агата Кристи Ак   29.01.2015 00:59   Заявить о нарушении
И не только между собой не могут в этом согласиться, а каждый сам внутри себя, в какой бы то ни было нравственной системе он там находится, а не может твёрдо уяснить себе, как он по этому поводу думает. Так что внутренние диалоги, когда десять мнений спорят в человеке, есть, а результата от них в ноль нет никакого, не было и не будет.

Агата Кристи Ак   29.01.2015 01:01   Заявить о нарушении
И вот, например, реальная - положим, 50-процентная - опасность того, что ты начнёшь делиться своими сомнениями и соображениями с собеседником, а собеседник обратно не так же с тобой будет делиться сомнениями, а уводить беседу в беспредметное, бессмысленное, полоумное, чтобы любую возможность противостояния из тебя вымотать.

А вот процент возможности, а диалоге, прийти к разумному какому-нибудь мнению - нулевой.

Агата Кристи Ак   29.01.2015 01:04   Заявить о нарушении
И ГДЕ ЗДЕСЬ, среди всего этого, ситуация из "трудно быть богом" братьев Стругацких, когда Румата кузнецу говорит, ты один как перст, да вас таких перстов тысячи, - вот и думай об этом.

Вот, например, на митингах, приводят свою группу поддержки. Группа распределяется среди слушающих и начинает, там и здесь, орать в поддержку своей партии, и всех слушающих с собой увлекает.

Вот, например, чёрт его знает как этого надо добиться, на моей последней памяти, как я уезжала из Москвы, люди своего ничего не говорили, и других не слушали и не слышали. Люди думали н7е своими словами, а параграфами из прочитанных текстов. Когда они слышали другого говорящего, их мозг обрабатывал информацию, к какой из десяти идеологий на местности оратор должен принадлежать; после того, как бывало решено, к какой идеологии принадлежит оратор, оратора и совсем больше не слушали, уже и так зная, что он говорил, говорит, впредь скажет, и про себя подумает. Личным мнением ни один человек ни с одним другим человеком не мог обменяться: ни у одного из собеседников личного мнения не было. Таких страдальцев, по одной только Москве, были тысячи; ну и о чём вот надо было бы думать на этот счёт?

В каждой идеологии есть много недобросовестных людей, которые, м.б. от себя лично, поворачивают идеологию к своей выгоде. Люди, не способные критически анализировать ничего вообще и свою идеологию в частности, не могут противостоять этим недобросовестным людям. Они не могут им противостоять, если их одинаково одеть и раздать им одинаковую символику; они не могут им противостоять, если над ними окажется - предположим такой вариант, а не другой - если над ними окажется исходно мощный, замечательный, ради этих людей и страны живущий вождь, которому вождю, раз от него одного всё зависит, быстро залезут в сознание и сделают его марионеткой. Они ещё менее могут вот этому противостоять, если совсем откажутся от всех мешающих результативности дела нравственных категорий, чем в том случае, если бы нравственных категорий они придерживались. Именно в расчёте на людей с нулевой-вообще нравственностью рассчитываются ситуации и психологические ловушки - очевидно, те, кто рассчитывает эту новую психологию, судят всех по себе, и другого ничего представить себе не могут.

Так вот и думай обо всём этом, пока в психбольнице не окажешься.

Агата Кристи Ак   29.01.2015 01:16   Заявить о нарушении
И НЕТ сейчас НИКАКОЙ гарантии различать, хочет ли человек обществу, людям, отдельным каким-нибудь людям, самому себе, хоть кому-нибудь свободы, соотносительно с тем признаком, произносит человек слово Бог или нет, или произносит ли он слово Дьявол, или Сатана, или бесы, или черти. Нет преимущественной гарантии, что это свобода, если произносят Сатана, и нет преимущественной гарантии, что это свобода, если произносят Бог.

Пожалуй, есть вот эта разница в каждой непосредственной боевой схватке. Прётся по местности этот Бог /как организация/ со своими заветами, люди бюьют его чем попало, часть этой битвы, с обеих сторон, отправляется на кладбище; другая часть - в психбольницу; третья грустно и потеряно задумывается, что ж это было. Ситуация оказывается исчерпана. В следующий раз является другая ситуация, и уже Сатана идёт по местности тем же образом; и с тем же итоговым результатом.

Установиться, не в рамках одной этой битвы очередной, а вообще в жизни на твёрдой позиции, с Богом ты или с Сатаной, значит обмануть себя заманчивой ясностью, существующей исключительно в твоём воображении.

Агата Кристи Ак   29.01.2015 01:28   Заявить о нарушении
Подсаживается к тебе собеседник в кафе, контактный, вроде даже какая-то иллюзия что он точно намерен тебя выслушать. Хорошо вы обмениваетесь с ним жизнеутверждающими соображениями о погоде, а потом он у тебя ясно, контактно, располагающе к философскому диспуту, интересуется, а какие, ты полагаешь, сейчас горизонты на мировой политической арене? Карта у него в кухне географическая висит в пол-стены, вот он указывает на эту карту тебе, а какие, опять спрашивает, в мире горизонты? Может каким государствам начать между собою воевать?

Агата Кристи Ак   29.01.2015 01:31   Заявить о нарушении
Книги он на развале по 20 рублей штука покупает. Там в тех книгах описано, какая организация теневая всю власть, и прежде всего СМИ, в стране держит, и кто так же, в тени оставаясь, держит мир. Мало что он книги такие интересные на развалах достаёт. Достав, он ещё их читает; а прочитав их, он знает, какая теневая организация держит страну вообще и Москву конкретно. И живёт он себе спокойно с этим знанием, как жил раньше; и никто ему ни жить не мешает, ни тебя в кафе просвещать на этот счёт.

Агата Кристи Ак   29.01.2015 01:34   Заявить о нарушении
И вот, одно дело, что конечно Румата положительный персонаж у Стругацких и замечательный. И надо драться, и драться с оружием в руках, и, в общем, всё, что написано в художественном произведении, правильно. А другое дело, кто подсядет к тебе с беседой на назревшую какую-нибудь политическую тему, то начинает постепенно складываться, на личном твоём опыте, точка зрения, что заниматься и интересоваться политикой для рассудка вредно вообще.

Агата Кристи Ак   29.01.2015 01:36   Заявить о нарушении
Ты начинаешь в приватных беседах предполагать, что этот твой собеседник однажды тебя зарежет. А что, нелогичное предположение? Не только то, что вдруг он увидит на тебе, в качестве опознавательного знака, такой же треугольник, как какой он тебе только что указал в аптечной вывеске, и что это они вот везде вот так исподволь проникают. Но это всё-таки мотив, ну насч1ёт треугольника, который ты можешь предположить; а по всему видно, что тут предполагать тебе незачем, потому что его умственная деятельность шагнула далеко за границы самого смелого твоего воображения.

- А это он, конечно, двусмысленно тебе указал на аптеку. Он не то имел в виду, что на аптеке враги треугольник нарисовали. Он тебя просто на разговор вызывал.
-А притом всё-таки, вдруг вот и не двусмысленно, и это точно у него на аптеке вражеский знак? Этого нельзя знать твёрдо о собеседнике.

И даже может быть и то, что это точно враги распространяют какую-то свою символику и какие-то посылы подсознанию населения в интерьере города. Но особенно если так, то уж никак нельзя на аптеку указывать и на треугольник. Нужно молчать гробовым молчанием и ни одного междометия не произносить до тех пор, пока у тебя не будет ну хоть какого-нибудь связного, не с первого взгляда сразу видно что безумногог, текста.

Агата Кристи Ак   29.01.2015 01:45   Заявить о нарушении
-А ты сразу всего этого, что я сейчас написала, не можешь сказать собеседнику. Ты в процессе находишься. Ты в старших классах думала либо наизусть страницами из Достоевского и других великих классиков, либо в общем каком-то их... эхмоционально-стилистическом направлении; этот стиль и эти эмоции заменяли тебе смысловой текст размышлений. Тебя выматывали в этих беспредметных, волю отнимающих диалогах, ты замолчала. Ты копила в себе духовную Силу, ты вытрясала из мозгов чужие цитаты: фразы, абзацы, страницы; ты не интересовалась политикой, совершенно согласившись с Набоковым, что политики говорят не о реальных странах, а о чём-то абстрактном несуществующем; и уже страшно, когда сидит интересующийся и излагает, как Англия что-то з а м ы ш л я е т, а Германия этого н е д о п у с т и т;

но главный-то ужас начинается, когда двое таких интересующихся сходятся, и уже не воображаемая Англия конфликтует с воображаемой Германией, а две разных воображаемых Англии конфликтуют между собой.

ты когда-то переживала, вообще, и за Царскую Россию, и за Советский Союз, и за демократию, и за инициативных, деятельных, лучших людей, способных поменять ход истории. но потом ты отказалась всем этим интересоваться, и вступила в веру, которая сам по себе хороший этот политический, общественный интерес к гражданским темам плохим качеством человека не объявляет. Но твоя вера все эти категории, понятия, положения, все перепутанные софизмом, все служащие чьим-то низменным целям, объявила захваченной врагом территорией, и отказалась отбивать эту территорию у врага, указав, что нет для этого сил, средств, людей, понимания, что вообще происходит. Ты подумала и пришла к выводу, что, чем больше усилий ты в этих политических рассуждениях и действиях приложишь - тем больше усилий ты приложишь на пользу людям, которые делают политику способом ихних частных и в прямой вред стране, каждому человеку, всему западному миру идущих целей. Ты не желаешь работать на этих людей, и политикой не интересуешься в ноль и ни с какой стороны; а тут сидит против тебя несчастный гражданин не существующей более страны, и его нельзя отговаривать интересоваться политикой. Потому что этот интерес политический является центром его духовной и мыслительной жизни, а если он бросит политику, смысла жить и драться за себя у него больше уже не останется.

А что до христианства, то, когда одна из твоих основных духовных практик заключается в отказе переливать из пустого в порожнее и, раз говорить только по делу, то значит в основном вообще молчать, то ты ему не можешь проповедовать христианских каких-нибудь теорий.

А ты ещё и находишься не в положении свободной проповеди, а в положении перекрёстного допроса; и раз за разом у тебя спрашивают, в общем, примерно о том, что есть некая организация, положим церковная, берущая в мире власть, и как ты ей служишь и как ты с ней соотносишься. И всякий раз по твоим ответам выходит, что ты никак с ней не соотносишься и соотноситься не собираешься; ну а тогда следует, что ты с ней соотносишься в глубокой тайне, а весь допрос перекрёстный просчитываешь. И это не ты над собеседником издеваешься, когда сразу при встрече у него спрашиваешь, как там в мире вообще и кого опять к кому подослали масоны. А ты выслушала у него массу сюжетов с подлым участием в них масонов, ну и интересуешься теперь продолжением сериала, что ж в этом подлого и где же здесь издевательство? А ты понимаешь, что эъто воспринимается как изденвательство, но он тебя достал, полгода продолжалось общение, или год, или полтора, достал он тебя наконец до печёнок, и ты заткнуться уже не можешь.

Агата Кристи Ак   29.01.2015 02:12   Заявить о нарушении
С удовольствием выслушал, спасибо, друг!.. Вопросов нет!
Приоткрылся глаз... Действительно... как я-то этого не замечал?!
А. ведь, всё просто!!! СПАСИБО!!!!!

Геннадий Караваев   29.01.2015 16:32   Заявить о нарушении
А знаешь, - мне жить захотелось!
После выстрела в упор!!!

Геннадий Караваев   29.01.2015 16:51   Заявить о нарушении
Ну, одно то, что ты сам счёты с жизнью сводишь, это никого не касается. А когда тебя извне уничтожить пытаются, надо сначала этому внешнему башку оторвать и к заднице приставить, а уже потом продолжить расстраиваться.

Агата Кристи Ак   31.01.2015 00:38   Заявить о нарушении
Только жалеть меня не надо... и кому-то голову отрывать из-за меня незачем!
Что стоит жизнь моя?.. Побоев, да упрёков...

Геннадий Караваев   31.01.2015 00:50   Заявить о нарушении