Бабий Яр, семьдесят лет спустя

27 января 1945 года был освобожден Освенцим. В этот день отмечается Международный день памяти жертв Холокоста. И этим "криком" я буду напоминать миру о Бабьем Яре.

Некого прощать
Я — каждый здесь расстрелянный старик.
Я — каждый здесь расстрелянный ребенок.
                Е. Евтушенко

Забыть – намного проще, чем признать,
А отрицать – подлей, чем извиниться…
Но помнит дочь, как говорила мать:
«Ведуть до яру всiх жідів, дивіться».

Хранит земля седую память лет,
Их семьдесят прошло с годины страшной,
«Над Бабьим Яром памятников нет» –
Писал поэт об этом дне вчерашнем.

Издохли полицаи-палачи
Без слова покаянья, без огласки.
Их правнуки футбольные мячи
Гурьбой гоняют по могиле братской.

Не их вина в том, ЧТО произошло,
Не учат в школах нынче состраданью,
Им невдомёк: запамятовать зло –
Потворствовать повторному закланью.

Завис вопрос, безжалостный, как смерть,
Над выродками в званье человека:
Удастся ли из памяти стереть
Им боль и быль о преступленьи века?

Бессрочна вырождения печать,
И я кричу в их погреба забвенья
Проклятье тем, кто не хотел признать,
И тем, кто не вымаливал прощенья!

P.S.
Я получил много откликов на это стихотворение, среди которых случались и осуждающие. Под влиянием некоторых из них, которые посчитал справедливыми, я переработал начальную версию стихотворения. Привожу его здесь, убрав с учётом критики некоторую двойственность прочтения. «Обратная связь», особенно необходимая в стихах «гневных», позволила мне провести более строгую идентификацию «действующих лиц».
Ряд комментариев после проделанной мною работы пришлось удалить, поскольку в новом варианте стихотворения отсутствуют те моменты, которые «спровоцировали» критику и ответы на неё. Имеются, однако, мысли, которые хочется изложить в прозе, ибо, действительно, тема Холокоста продолжает оставаться актуальной, острой, в особенности с учётом угрозы мусульманского экстремизма всему цивилизованному миру.
 
Итак: На месте зверского истребления десятков тысяч людей, там, где  должен находится Мемориал погибшим, разбит парк отдыха, на котором мальчишки (правнуки) гоняют футбол (или пьяницы распивают спиртное)… И суть не в том, сколько физических «метров» отделяет место «фиесты» от места массовых расстрелов, а в том, что внуки и правнуки убийц даже не знают об этом, им никто не объяснил, насколько кощунственно звучат возгласы победы при забитом мяче.
Они также не ведают, что даже страны, воевавшие на стороне Германии, пытались (и довольно успешно) сохранить своё еврейское население. Такого поголовного его истребления не допустил никто! Сами немцы не смогли бы справиться с «задачей» подобного масштаба без активного участия местных изуверов.
Поражает сам факт жалких, но весьма успешных по результатам, попыток замалчивания и нежелания признать, осудить (немцам хватило мужества), принести соболезнования и извинения за происшедшее. Разве последующие поколения не должны были быть воспитаны на недопустимости повторения подобного? Как упадок района города начинается с одного разбитого окна, так марши новых подонков начинаются с игры в футбол на месте преступления.
 
На площади Тяньаньмэнь в Пекине в 1989 году в результате действий военных были убиты и ранены от 1000 до 3000 гражданских лиц, однако экскурсантам (я сам лично это слышал) до сегодняшнего дня нагло лгут, что никто не пострадал. Идеологи стран, участвовавших в истреблении невинных людей, определили целью стереть из памяти людской происшедшее злодеяние. Этого невозможно скрыть совсем, и тогда они пытаются разыграть «карту времени», что пора, мол, забыть… Пора забыть? Забыть без признания и раскаянья?  Но это же подло! Именно такая политика может привести к повторению… Не потому ли по улицам украинских городов свободно маршируют неофашисты? Не потому ли повсеместно появляются свастика и объявления в формате: «Всем евреям города Киева…»?

В Киеве 13 марта 1961 года произошла «Куренёвская трагедия — техногенная катастрофа, когда сточные воды из-за работ по замыву Бабьего Яра, прорвав дамбу, затопили район Куренёвку и привели к многочисленным жертвам». Ровно через двадцать лет!.. Случайность? Да, бедствуют люди! Никто не хочет задуматься, почему?  Мы говорим о карме. А ведь карма, в первую очередь, это вселенский причинно-следственный закон, осуществляющий реализацию последствий действий человека, делающий его ответственным за свою судьбу. Только «выродки» (иначе не назовёшь) могли принять решение вместо Мемориала погибшим создать свалку строительных отходов в Бабьем Яру. Не получилось – разбили парк…
Я проклинаю тех, кто своим упорным нежеланием признать и покаяться, обрекает  грядущие поколения страны платить «кармическую цену». Были и такие, кто жертвовали своей жизнью ради спасения мирного населения, но «праведник Лот» не в состоянии уберечь Содом…

Да, поэтам приходится в этом мире писать «кармически неправильные» стихи". К величайшему сожалению! Даже «оторвали мишке лапу» – «кармически неправильно», так что уж там…
«Бабий Яр» Евтушенко прозвучал, как выстрел (нет, как взрыв!) – я это помню.
И закончить свой ответ приходится опять-таки высказыванием ненависти. Опасно это, и я, как человек, интересующийся эзотерикой достаточно серьёзно, это понимаю, но если этого не скажет поэт, то кто скажет?

Отрицание
Зло надо ненавидеть

Забавы ради обладатель «Цейса» фиксирует на плёнку происходящее… Кадры кинохроники шестьдесят лет спустя: человеческие призраки, обтянутые пергаментной кожей, своим неисчислимым количеством вызывают рвотный рефлекс у людей со среднестатистической психикой. Бульдозеры зла сгребают обломки тел, транспортируя их к промозглым рвам последнего приюта. Груды одежды, обувь различных размеров, волосы без их владельцев… Часы, кольца и прочее «золотишко» утилизированы ранее.
В зале раздаётся мерзкий смешок, исходящий из гнилого рта, даже не пытающегося скрыть нелепость и непростительность своей вероломной интервенции в Человеческую Трагедию, в жуть момента.
Язык соседа белеет от гнева. Слишком велика дистанция между точками зрения, чтобы вступать в полемику. Какой смысл приводить аргументы, которые априори не будут даже выслушаны, тем более – приняты.
Можно только взорвать мерзавца! Или… взорвать себя вместе с ним!

Пульсирует височная артерия,
Выстукивая азбуку раздумий,
Как будто бьёт шальная артиллерия
По нервам оголённого безумия.

Завшивевшей, одежда арестантов
Срывалась вместе с истощённой кожей,
Когда сквозь мясорубку лёгких танков
Пропущены,
                белели в мёртвом поле,
На лица и останки непохожи,
Сугробы человеческого горя.
………………………………….
Где тысячи могил, забытых миром ?
Злодейства факт неоспорим и вечен,
Но нет имён ни жертв, ни конвоиров, – 
Увы, как быстро время совесть лечит !

Евгений Г. (США)
Dear Tolya, thank you for sharing this poem with us. I have known you as a talented poet, but not to this extent. This poem will be among the best poetry ever written about Babyi Yar. Congratulations! Yours, Eugene.

Александр П. (Москва):
Какое сильное стихотворение! Спасибо за него.
Покажу его при случае Элине Быстрицкой. Если ей понравится, она захочет его прочесть со сцены.

Изабелла
Анатолий, невероятно пронзительное стихотворение. Думаю, что понять, вернее проникнуться его смыслом и болью может только Человек, а не его подобие, в какие бы одежды оно не рядилось, пока ему нужен Ваш фамильный красивый комод. С огромным уважением и теплом, Изабелла.
Израиль, Хайфа.

Нафтали
Анатолий, браво! Ты точно знаешь: когда нужны скрипки, а когда — барабаны. Ты настоящий боец, разложил по полочкам: ху из ху. А Изабелла — круто подвела черту. Прошу, не забывай, что ты теперь — Добрый Сказочник:-). Улыбайтесь, господа, улыбайтесь. Улыбка помогла нам выжить и объединиться, а выяснение отношений — привело к рассеянию… Мудрости нам всем в непростые времена. Улыбаемся…
С уважением,
Анатолий Лернер, Израиль.

Анатолий Берлин
Спасибо! Конечно, мы должны улыбаться, но зло останется злом, пока мы его терпим. Трансформироваться не каждому человеку дано, и, к сожалению, в споре не так часто рождается Истина и нередко рождаются враги, но если нам удаётся силой Слова изменить к лучшему хотя бы одного человека, ради этого стоит «городить огород».

Юрий Е. (Россия, Санкт-Петербург)
…чужого горя не бывает!
«Бабий Яр» Евтушенко в ту пору прозвучал, как выстрел (нет, как взрыв!) – я это помню».
…Честь и хвала Евтушенко за его по тем временам мужественный акт, да и сейчас заслуживающий глубокой непреходящей благодарности (при всем моем неоднозначном к нему отношении).
О стилистике поэтических строк твоего стихотворения пусть говорят специалисты, но его пафос, да я подчеркиваю, ПАФОС, адекватен этой трагедии, уместен и оправдан. По-моему, большинство отзывов говорит именно об этом. Спасибо.

Аркадий Гурович (США, Лос-Анджелес)
В полемиках такого рода давно не участвую. Возможно, виной всему раннее усвоение французской мудрости «Понять, чтобы простить».
Понимаю гнев одних и психическую болезнь (безразличие, ненависть, чувство неполноценности) других, знаю, что ничего не изменю в соотношении сил. А ходить на невидимые баррикады… Вот когда позовут «К оружию, граждане!», знаю к кому примкнуть.

Александр П. (Украина)
По поводу Бабьего Яра.
Моя личная версия заключается в том, что УКРАИНСКОЕ СОВЕТСКОЕ руководство всеми силами пыталось в буквальном смысле похоронить любые упоминания о Бабьем Яре. А поскольку во главе страны стоял Хрущёв, то и самый высокий уровень тоже был задействован, если не заинтересован.
Смысл — в том, что «исполнителями» и даже организаторами в этом преступлении были украинцы. Более того, практически ВСЯ Украина, за исключением восточных областей и Крыма служила либо в полиции, либо в карательных отрядах, либо просто на службе у немцев. По зову души, так сказать.
И именно этот факт тщательно замалчивался тогда и тщательно замалчивается сейчас.
Украина считалась «столпом» империи, поэтому показывать, что это нация предателей было НЕЛЬЗЯ.
Читайте «Кто убил идиш?»:http://h.ua/story/317995/
И комментарии читайте…

Анатолий Берлин
Спасибо за ЧЕСТНОСТЬ и МУЖЕСТВО!
С наилучшими пожеланиями.

Александр П. (Украина)
Если бы всё всплыло в Нюрнберге, то ещё неизвестно, как бы Сталин отвертелся от Холокоста.
Наверняка бы потребовали судить добрых 2/3 населения Украины за преступления перед человечеством. Я думаю, государство Израиль — это извинения Сталина перед евреями за Холокост на Украине. Только поэтому эта тема не всплывает.

Анатолий Берлин
Сталину, этому бандиту и людоеду, был в ту пору нужен Израиль. Ему ровным счётом было наплевать на вину перед евреями, да он и не чувствовал никакой вины: Уничтожить Михоэлса после того, что он сделал для страны, готовить тотальную высылку (читай: уничтожение) всего еврейского населения… Об этом тоже говорят «вчетвертьшёпота».

Александр П. (Украина)
Вина немцев в том, что они объявили, что «цивилизационные нормы» не действуют на Восточных территориях. А всё остальное — в том числе и сам Холокост и стирание воспоминаний о нём — сами, сами…

Анатолий Берлин
Кто-то однажды сказал, что самое лучшее, что сделало КГБ, так это уничтожило секретные документы, иначе раскрылось бы, что самые близкие друг другу люди писали взаимные доносы (история с комодом бледнеет)… Если бы всё это раскрылось, «мы бы перестали существовать как нация».

Александр П. (Украина)
…оно (стихотворение) поднимает проблему, под которой СТОЛЬКО всего, что неизвестно, что лучше было — писать его или не писать.

Анатолий Берлин
Я своё время ушёл от любых дрязг. Вот написал стихо… кому не нравится, пусть напишет своё. Единственно, почему я в этом случае ввязался в дискуссию (пока она носит цивилизованный характер), так это уважение к мнению людей (пока они заслуживают этого уважения) А нет — я прекращаю спор.

Илья Славицкий (США, Даллас)
Здравствуйте, Анатолий!
Спасибо, что прислали мне эту ссылку. Я прочёл все отклики. Собственно, ничего нового в них я не узнал. Да, я понимаю Ваши мотивы, и то, почему многие горячо их разделяют. Также, как и резоны оппонентов.
Вы, как мне кажется, старше меня на полпоколения, и тут где-то рядом проходит грань непосредственной вовлеченности и взгляда со стороны, в исторической перспективе. Да, я ещё помню рассказы деда о войне. Мои отец и мать (слава Б-гу) еще здравствуют и они тоже свидетели. Но для моего сына, и, тем более внучки это уже — История. И снова — слава Б-гу. Думаю, то же происходит и с аудиторией этого и подобных стихов и прочих работ на подобную тему.
Мне кажется, время «прямого» пафоса на тему событий тех лет уходит, уже возможно ушло. Время осмысления и раздумий на тему человеческой природы и природы Добра и Зла не уйдёт никогда.
Сегодня История даёт, к сожалению столько возможностей возопить и воззвать к отмщению… Бабий Яр, Катынь, Соловки, Герника, Хиросима… Знаю, Вы найдете, можете найти много резонов, почему Бабий Яр в этом ряду — особенный. Знаю, что по многим причинам эти резоны будут и мне близки…
Надеюсь, что моим ответом я не обидел Вас и не оскорбил Ваших чувств. Собственно, в моём предыдущем экспромте всё было уже сказано. Стихи — ёмкая вещь. 
С теплом и неизменным уважением,
Илья Славицкий

Анатолий Берлин
Spasibo, Oldboy! Всё правильно. Я и не собирался устраивать дискуссию по этому поводу, да уж коли так получилось, хотелось бы закончить по возможности на миролюбивой ноте. Не уверен, что эта взрывоопасная тема себя когда-нибудь исчерпает. Много у Истории накопилось обид…
Я вдруг понял: со многими участниками этой полемики мы – люди разных поколений. Их тогда ещё и на свете не было, т.е. для них ТА война — лишь История (почти, как Троянская) и не может она ТАК задеть!
Только что мы с женой вернулись с благотворительного концерта. Собирались пожертвования в пользу солдат Армии Израиля. Не буду останавливаться на том факте, что тема Холокоста ещё нередко присутствует в нашей жизни, поскольку мало кому из нас посчастливилось не потерять в этом аду своих близких.
Среди присутствующих было много знакомых и друзей. Двое из них – братья Келман, с которыми мы дружим уже более 30 лет. Я никогда не слышал от них историю, которую  после прочтения «Некого прощать» они рассказали.
Их дед имел четырнадцать детей. Жили они в одном из городков Черниговской области. Большая работящая семья, в которой более десяти лет жила домработница. Естественно, она была практически членом семьи и, как таковая, всегда, включая субботние трапезы, сидела за одним столом со всеми. Началась война, и она привела в дом немцев. Когда муж одной из дочерей, который к тому времени уже был на фронте, смог вернуться в родной город, он узнал, что все члены его семьи, оказавшиеся на оккупированной территории, погибли. Соседи рассказали ему, кто выдал немцам его родных, и он, не поверив, пришёл к ней с расспросами. Она молила о прощении, и на вопрос «ПОЧЕМУ?» ответила, что ей очень хотелось заполучить красивый фамильный комод, который с тех пор так и стоял у неё в комнате…
И подобных историй множество (у каждого знакомого она своя), только иногда в ней комод заменяет рояль… Вот и ещё один звонок: Толя, у моего папы вся семья осталась в Бабьем Яру. У нас в родне все уродились голубоглазыми блондинами с курносыми носами. Кто выдал? Соседи!
И последнее, что может открыть глаза на изуверскую сущность происшедшего и недопустимость его повторения:
Фильм: Николай Засеев-Руденко «Бабий Яр» с Элиной Быстрицкой (Россия, 2002)
Фильм: «В темноте», воссоздающий реальный эпизод из жизни оккупированного немцами Львова (Польша, 2012 г.
Читать в


ТУФЕЛЬКИ. Документальный фильм
С непременным почтением и светлыми пожеланиями,
Анатолий

РОМАН (Израиль)
ТОЛЯ, СТИХОТВОРЕНИЕ ОТМЕННОЕ И ВСЁ ПРАВИЛЬНО, МОЁ ПЛЕЧО РЯДОМ!
СКОЛЬКО БЫ НЕ ПРОШЛО ЛЕТ, ФАШИЗМ ЕСТЬ ФАШИЗМ, И УБИЙСТВО МИЛЛИОНОВ ВЗРОСЛЫХ ЕВРЕЕВ И БОЛЕЕ МИЛЛИОНА ДЕТЕЙ НИКОГДА И НИКЕМ НЕ БУДЕТ ЗАБЫТО, ДАЖЕ ТЕМИ, КТО СЕЙЧАС ПИШЕТ…
«Издохнуть — это всё таки к животному а не к человеку.»
У тебя правильно! Это не люди, да и животных оскорблять нельзя — ЭТО ВЫРОДКИ! И они именно СДОХЛИ!
И пусть все помнят, как написано в одном из твоих стихотворений: «ПОСЛЕДНИМИ УЙДУТ ЕВРЕИ И СВЕТ ПОГАСЯТ ЗА СОБОЙ»!
УДАЧИ!

Анатолий Берлин
«Издохли»… Да уж точно не «безвременно ушедшие»! Я никогда не употребил бы этого словца по отношению к своим домашним животным, но по отношению к мерзавцам, отлавливавшим женщин, стариков и детей и отдававшим их на растерзание расстрельным командам из таких же бывших «добрых» соседей, подобная «политкорректность» неуместна.
Проклятье в адрес тех, кто совершил подобное (и должен был вымаливать прощенье) и даже тех, кто не хочет признать вины первых и, без сомнения, при аналогичных же обстоятельствах сделал бы сегодня то же самое, остаётся в силе.
Спасибо за неравнодушие, за честно высказанное мнение, за боль, которая проступает сквозь слова.

Анатолий Берлин
«Монумент в память о шести миллионах наших братьев и сестер – жертв нацизма, воздвигнутый в городе Майами, расположенном на берегу Атлантического океана, в американском штате Флорида. Монументу отведено одно из самых красивейших мест в городе – Меридиан авеню, и он является едва ли не главной архитектурной достопримечательностью города. В отдалении от жилых районов, на краю пальмовой рощи, прямо из земли вытягивается гигантская, обращенная к людям 14-метрова бронзовая рука. На внутренней стороне предплечья – идентификационный номер узника гитлеровского концлагеря. Это – рука человека, который погребен заживо, но пытается из-под земли выбраться, и его ладонь протянута к тому, кто может ему помочь. А по руке карабкаются вверх, помогая друг другу, подсаживая стариков и детей, еще почти сто других погребенных узников. Их фигуры – в человеческий рост. Их лица полны скорби, их обнаженные беззащитные тела взывают о милосердии и спасении.
…И есть почти в каждом американском городе большие или маленькие памятники жертвам Холокоста. Чтобы все американцы знали, что было такое событие на другом берегу Атлантики и не забывали о нем. И делали выводы в своей жизни.
И все это в стране, не потерявшей в Холокосте НИ ОДНОГО
Аль Странс (Израиль)
Я всегда считал, что Поэт может быть только молодым! Что высокая Поэзия — удел юности мятежной! Что усеребренные сединой Маэстро подмешивают в своей поэзии технику и опыт, компенсируя этим отсутствие спонтанного возгорания юной души! И что, наконец, Муза посещает чаще юного собрата! Однако, я, кажется, заблуждался! В стихотворении Тони Берлина «Бабий Яр» тонко сливаются пылкость юности и мудрость Мастера! …мне трудно было читать вслух супруге… из-за судорог в горле. Хочу избежать лишних слов. Это всё. С глубочайшей благодарностью
Аль Странс.

Хоровский Павел (США)
Спасибо Вам за то, что Вы талантливо поднимаете тему покаяния, исторической памяти и ответственности – это больные вопросы для постсоветского человека. Действительно, без покаяния нормальной жизни не будет. Можно по разному это объяснять – кармой или тем, что кровь вопиет от земли к Богу, но факт остаётся фактом – нераскаянность в страшных злодеяниях ведёт к вырождению и упадку.
Покаяние для бывших граждан СССР осложняется ещё и тем, что нельзя найти один народ, который должен каяться перед остальными – русские, евреи, украинцы и грузины были и среди жертв, и среди палачей, а масштаб жертв был сравним с нацистской Германией.
Что удивляться, что нынешние украинские дети играют у Бабьего Яра? Советские люди без различия на национальности гуляли в скверах, разбитых на месте бывших кладбищ и снесённых храмов – они также себя ведут и после распада СССР.
Наверно проще тем, кто уезжает – они встраиваются в иную идентичность, и могут думать, что советская история уже к ним не относится. М.б. так оно и есть, но тем труднее оставшимся воспринять идеи покаяния. Послушаешь с каждой стороны: русские – «советская власть была антирусской», украинцы – «нас завоевали, устроили Голодомор», а евреи – «мы при любой власти больше всех страдали». Все правы…

Ольга
Добрый День. Даже не предполагала, что мое письмо позволит мне погрузиться Сердцем и Душой в столь интересную полемику воспоминаний и Человеческих размышлений.
Поклон Вам низкий за Вашу боль, и за Ваш талант, способный передать другим Людям
эту включенность в цепь этих трагических событий.

Анатолий Берлин
Антисемитизм?! Чувство обычной, присущей множеству человеческих особей, зависти зачем-то заложено Богом в человеческую сущность и живёт в нём. Так и антисемитизм: заложен и живёт... Удобно и эффективно помогает народам объединяться и решать свои проблемы без того, чтобы признать свою несостоятельность: экономическую, социальную, морально-этическую, не подозревая о том, что конечным продуктом антисемитизма явится их же (народов) собственная аннигиляция.
Огромное спасибо вам всем, друзья, за слова поддержки… Всем, кто уже разместил свои отзывы и тем, кто ещё это сделает….

P.P.S.
Прошёл год... Перечитывая полные боли комментарии, я решил "подбросить хворосту" в неугасающий костёр людского негодования. Антисемитизм продолжает поднимать свои огненные головы - значит, кому-то это нужно!! Зомбированная левыми СМИ и профессурой молодёжь, взявшая курс на ложные ориентиры, утверждает, например, что Ислам не является воинственной доктриной, а представляет собой мирную религию. Даже то, что происходит сегодня в Европе, не может убедить их в обратном. Цена подобной слепоты может оказаться очень высокой. С превеликой скорбью мне приходится напоминать о прошлом.

Последняя ночь
по мотивам одноимённого рассказа Семёна Винокура

Дымятся трубы лагеря смертей.   
В Варшавском гетто вечный липкий мрак.
Родителей испепеляет страх
За близнецов-мальчишек – за детей.
 
Их утром ждёт великий истопник – 
Так им уборщик мусора сказал,
Ещё сказал, что младшего из них
Он вывезет в телеге на вокзал.

Проходит ночь, умолкли голоса,
Стучит висок,  сознанья рвётся нить… 
А стрелки движутся, осталось два часа   
Чтоб сделать выбор – кто же должен жить?!..
 
Рассвет забрезжил, поседела мать,
А на кону и боль, и смерть, и жизнь!!
Меж мальчиками связь не разорвать – 
Какую пуповину перегрызть? 
 
Один сыночек – добр, красив, умён,
Другой талантлив – свет её надежд… 
А сердце рвётся из своих одежд: 
Пусть будет жить Арон… нет, пусть Семён…

Обнявшись, спят в неведенье святом…
Чуть слышно, чтоб детей не напугать,
Склонившись за пригнувшимся столом,
В отчаянье отцу шепнула мать:

Мы бросим жребий – Яхве* пусть решит…
Я не смогу… Напишем имена…
Бумажку ту, что ближе к ней лежит,
Дрожащею рукой берёт она.
 
Разламывался мозг от двух имён…
Детей не разлучать?! Но что потом?
А папа говорит охрипшим ртом:
Тут, кажется, написано Семён.

Боясь вознёй Арона разбудить,
Одели мальчика, сомненья одолев,
И замерли, смешав смятенье, гнев,
Набравшись сил всё это пережить.
 
Пробило пять, условный час настал,
Поляк-уборщик стукнул тихо в дверь,
- Быстрее, szybko! – глухо проворчал, 
Испуганный, как в сеть попавший зверь.

Происходящего Семён не понимал,
А мать схватила сына за чулок…
Отец её со стоном оторвал:
Живи, мой мальчик! Помни нас, сынок!

Оцепенение подкралось, словно тать,
Арон проснётся – что сказать ему?
А что, несчастный, можешь ты сказать?
Скажи всю правду сыну своему.

Сидели долго, за руки держась,
Отец глядел тревожно на жену…
Вдруг приоткрылась двери тёмной пасть,
И криком разорвало тишину:
Я, мама, жить без Ари не смогу!..

* Яхве – имя Бога (евр.)

«Циклон Б»
Всем погибшим и не рождённым детям посвящаю

Где мы, мама? Страшно… Где мы, мама?
Холодно. Какой холодный дом…
Сильно пахнет газом. Где мы, мама?..
Почему все голые кругом?

Где моя любимая пижама?
Почему стреляют и кричат?
И собаки злые. Слышишь, мама,
Я хочу домой, в свой детский сад!
 
Стало тесно. Мало места, мама.
Ты спроси, быть может, есть окно.
Закрывают двери. Душно, мама!
Мама, я боюсь, когда темно…

Ма!..


Рецензии