Арий из справочников

Из викепедии:   Arius.png
Арий (греч.256—336, Константинополь) — один из ранних ересиархов, основоположник арианства.

Родом из Ливии. Этническое происхождение — бербер.
Воспитание получил под руководством Лукиана Антиохийского. Был рукоположён во диакона архиепископом Петром Александрийским и им же был отлучён за приверженность мелитианству. Очевидно, позже он раскаялся, поскольку архиепископ Ахилла рукоположил его во пресвитера Александрийской Церкви.

После Никейского Собора Арий был сослан в Иллирию с запретом возвращаться в Египет. Однако вскоре императором Константином был возвращен из ссылки.

Сочинения Ария были уничтожены и дошли до нас в фрагментах. Его «Пир» представляет собой защиту его учения в полу-поэтической, полу-прозаической форме; за исключением нескольких фрагментов в творениях Афанасия Великого, оно не дошло до нас. Сохранились письма Ария к Евсевию Никомедийскому и Александру Александрийскому († 17 апреля 326). Главными источниками сведений о нём служат, кроме фрагментов его собственных сочинений, творения Афанасия, 68 и 69 главы сочинения Епифания о ересях, церковные истории Сократа, Созомена, Феодорита и Филосторгия.

Из словаря античности:
 
АРИЙ, родом из Ливии, александрийский пресвитер, противник Афанасия. В 318—319 в Александрии отлучен от церкви в связи с проповедью собственного христологического учения. На первом Вселенском соборе в Никее в 325 был осужден, в 327 реабилитирован; в 333 вновь осужден Константином I, а в 335 снова реабилитирован собором в Тире и Иерусалиме; вскоре после этого умер. Из его произведений сохранились фрагменты. Главным произведением Ария является «Фалея» («Thaleia» — званый пир), представляющее собой изложение его учения в прозе и поэтической форме. Учение Ария культивировалось его сторонниками и последователями — арианами — вплоть до 5 в.
Словарь античности. Пер. с нем. — Москва, «Прогресс», 1989.

Из Хроноса:
Арий

Арий — александрийский священник, основатель еретического арианского учения. Родился около 260 г. в Ливии, умер в 336 г. в Константинополе. Служил пресвитером в Александрии, был прекрасным оратором, писал стихи. Полагал, что Сын Божий был лишь совершенным творением, но не Богом. Арий и арианство были осуждены на Первом Вселенском соборе в Никее в 325 г. Из литературного наследия Ария сохранилось только небольшое произведение, написанное частично стихами, частично прозой под названием «Пир», отражающее его религиозные убеждения.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 118.

Арий (256-336) — ранневизантийский философ и богослов, знаменитый «ересиарх», выступивший с отрицанием «единосущия, собезначальности и равночестности» второго лица Троицы (Сына, или Логоса) первому лицу (Отцу). Сочинения А. дошли до нас в отрывках; главное произведение «Фалия», в котором стихи перемежались с прозой, некогда пользовалось значительной популярностью. Уцелело также несколько его писем.

Согласно его доктрине. Сын отделен от Отца онтологической пропастью, будучи, как и весь мир, творением Отца, хотя и особым, избранным творением, посредником между Богом и миром. Он утверждал, что Сын был сотворен во времени и «было время, когда Сына не было». Неравенство Бога и Сына — основное положение арианства: только Бог «не рожден». Сын-Логос имел начало своего бытия, иначе Он не был бы Сыном; он создан из ничего по воле Отца; Он есть тварь. После Бога Он обладает высшим достоинством, Его воля первоначально была расположена и к добру, и ко злу. И только через направление своей свободной воли Он сделался безгрешным и благим.

Арианство не без успеха боролось с ортодоксальным христианством за положение господствующей религии империи. Арианский спор длился шестьдесят лет и привел к определению Тринитарного догмата (догмата о Св. Троице). Арий был осужден церковью, но его учение, арианство, нашло множество последователей среди городских средних слоев (ремесленников, торговцев).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 14-15.


Рецензии