Медитация на мысли Вуди Аллена 111

Агафон. Но ты же много раз доказывал, что душа бессмертна.
Аллен. Так и есть! На бумаге. Видишь ли, друг, за пределами класса философия не всесильна.
Симмий. А вечные эйдосы, идеи вещей? Ты говорил, каждая вещь всегда существовала и всегда будет существовать.
Аллен. Я имел в виду главным образом тяжелые вещи. Статуи, например. Люди — совсем другое дело.
Агафон. А все рассуждения о том, что смерть есть сон?
Аллен. Они верны, верны. Только надо понимать разницу. Когда ты мертв, то по команде «рота, подъем!» очень трудно нашарить сандалии.
Вуди Аллен "Побочные эффекты"

Ты - мертв - иль жив - понять так сложно -
Ведь в вечных эйдосах* вещей царит - наш сон -
Но если - к Богу - притронуться - осторожно -
То можешь - взять себе - бессмертия эон*!


* ЭЙДОС  (греч. eidos - вид, образ),..1) термин древнегреческой философии и литературы, первоначально (как и «идея») означал «видимое», «то, что видно», «наружность» (Гомер), затем - конкретную явленность, видимую сущность (Парменид), субстанциальную идею (Платон), форму (Аристотель, см. Форма и материя)…2) В феноменологии Э. Гуссерля - сущность в отличие от факта; т. н. эйдетическая редукция - отвлечение от всех фактических различий и созерцание чистой сущности.

* ЭОН  (греч. aion — век) — понятие древнегреческой и современной философии. В античности обозначало ‘век’, ‘путь жизни’, время в ипостаси течения жизни человека и живых существ. Используемое Гомером в качестве обозначения ‘века жизни’, понятие ‘Э.’ приобретает впоследствии значение ‘вечности’ (Эмпедокл, Анаксимандр). У Платона ‘Э. — вечность’ окончательно противопоставляется ‘времени’: Э. в своей неподвижности являет собой квазивременный способ существования ‘идей’ — о нем, согласно Платону, невозможно говорить ‘был’ или ‘будет’ — только ‘есть’. Аристотель, несколько смягчив противоречие, ‘Э. как жизненный век’ — ‘хронос’, уподоблял Э. божеству, трансцендирующему как пространство, так и время. В эпоху эллинизма персонифицированный Э. в качестве божества становится объектом религиозного культа (Э.-Зурван в мистериях Митры). В традициях раннего христианства ‘Э.’ приобретает новое значение — ‘мир’, но мир в его временном историческом развертывании — в соответствии с парадигмой, постулирующей вынесение смысла истории за пределы наличного исторического времени.


Рецензии