42. Знаки препинания

Где чихнуть пришлось – запятая; где икнулось – двоеточие,
а где табаку понюхать – точка.
Русская поговорка.

42.1 – 42.13: Вычёркивай восклицательные. – Пристрастие к тире. – Скобки. – Глядят на меня кавычки. – Надо уважать запятую. – Три вида многоточия. – Авторская пунктуация. – И без них понятно. – Небрежное отношение. – Сохранить мои. – Наляжем на пунктуацию. – Муть спешки и небрежности. – Поставь точку.


42.1. Вычёркивай восклицательные…

В комедии «Горе от ума» Грибоедова пятьдесят четыре раза встречается восклицание «Ах!» и шесть раз восклицание «Ох!». Грибоедовская пунктуация – восклицательные знаки там, где следовало ожидать запятых. Чацкий в возмущении произносит: «Когда избавит нас творец от шляпок их! чепцов! и шпилек!! и булавок!!! и книжных и бисквитных лавок!» // Сам не ведая как, ты слетел без раздумья, знак любви и безумья, вызов смелого жеста, знак вражды и протеста, восклицательный знак! Марина Цветаева. // На русской почве возник в XVII веке. Под именем «удивительный знак» вошёл в «Российскую грамматику» Михаила Ломоносова. // Желая узнать, как расходится новый роман, Виктор Гюго послал письмом один вопросительный знак. Книгопродавец ответил одним восклицательным. «Отверженные» продавались отменно. // Согбенный восклицательный знак становится вопросительным. Станислав Лец. // Вопросительный знак – это состарившийся восклицательный. Михаил Светлов. // Восклицательный знак и многоточие скупо используй в прямой, а не в повествовательной речи, в диалогах персонажей, а не от автора. Знаков восклицанья натыкал – в глазах рябит, твои герои не говорят, а орут. // Ссора в сети: «Ни одной твоей букве не верю!.. Не повышай на меня шрифт!.. И не тыкай в меня восклицательными знаками!..» Бэд Кристиан. // Молодые писатели вообще не умеют изображать физические движения страстей. Их герои всегда содрогаются, хохочут дико, скрежещут зубами и прочее. Всё это смешно, как мелодрама. Александр Пушкин. // Когда-то в моих стихах, очень и очень давно, жил восклицательный знак молод и босоног. Дамы вздыхали: Ах! Смотрели из-под руки, когда забыв стыд и страх, вставал он в конце строки. Саша Веселов. // Первый признак графомана – неспособность закончить предложение точкой. Редакционная примета. // Вычёркивай все восклицательные знаки. Ставить восклицательный знак – всё равно что смеяться собственной шутке. Скотт Фицджеральд. // Восклицательный знак, точно факел в руке, помогает понять, что так важно тебе. Нарисуешь их два – небольшой перебор, три, четыре и пять – между нами забор. Альбертина Биба. // Как увижу подряд два восклицательных знака, сразу перестаю читать. Кто ставит много точек – философ, много вопросительных знаков – учёный, много восклицательных – фанатик. Дж.Л.Бэсфорд. // Ключом ко всякой науке является вопросительный знак. Оноре Бальзак.


42.2. Пристрастие к тире…

Бодуэн де  Куртенэ  вычёркивал в работах своих учеников тире, которое он  называл «дамским знаком». Вслед за Бодуэном  и я полагаю, что тире, как и  подчёркивания (в печати курсив), попало в литературу из эмоциональных форм: письма, дневника. Усматриваю в употреблении тире и курсивов признак  нелогичности или лености пишущего, который пользуется не прямыми, а добавочными  средствами выражения мысли. Лев Щерба. // Тире – знак нервный, знак девятнадцатого века. Невозможно вообразить прозу восемнадцатого века, изобилующую тире. Корней Чуковский. // Карамзин особенно любил тире – знак, который едва ли не им был введён в русскую графику; он же ввёл и многоточие. Николай Греч. // Тире (и не только в стихах) – знак мужской, напоминает фаллос в любовной работе. Соединяет две разнородные части в одно, и расталкивает их, как после оргазма. Двоеточие же знак женский: соски, узилище… Цветаева не писала без тире. Юрий Казарин. // Я не верю стихам, которые – льются. Рвутся – да! Марина Цветаева. // Общеизвестно пристрастие Максима Горького к тире: «А – в любовников – верите?» Алексей Н.Толстой ставил подряд три тире. Но уместно напомнить и совет Антона Чехова, данный одному литератору: «Поменьше употребляйте кавычек, курсивов и тире, – это манерно». Дитмар Розенталь. // «Вот это да!» – произносится без знаков препинания, это триединое восклицание. Тире предполагает возможность и утверждения, и отрицания. «Вот это – мост!» Наличие либо отсутствие тире меняет интонацию, мелодику. Михаил Веллер. // Когда я не знаю, какой знак препинания ставить, – ставлю тире. Иван Тургенев. // Евгений Замятин, двойное тире в конце абзаца, без точки, без паузы в состоянии героя. Никогда не читали Эмили Дикинсон? Вот уж где разгул тире! И у Стерна, и у Блока, помнится, их хватает. В отличие от тире, дефис – не знак препинания, а часть слова, пробелами не выделяется. // От большинства людей остаётся только тире между двумя датами на могильной плите. Михаил Светлов.


42.3. Скобки…

Некоторые знаки препинания интересны, другие – нет. Гертруда Стайн. // Вставные предложения выделяются скобками или тире (более сильным выключающим знаком являются скобки). Художник редкой самобытности, писатель-сатирик Михаил Салтыков-Щедрин широко использовал этот сравнительно редкий знак препинания. Заключал в скобки образные эквиваленты, остроты, «эзоповские» словечки; без малого сорок функций. Дитмар Розенталь. // (Скобки круглые), |Скобки прямые|, /Скобки косые/, [Скобки квадратные], {Скобки фигурные} и <Скобки рубленые>. Вместный или вместительный знак. // Е.В.Тарле в своём «Наполеоне» очень хорошо пользуется скобками для своих иронических замечаний. Дмитрий Лихачёв. // Ты спешишь заключить в скобки и в кавычки. Ради создателя, брось и скобки и кавычки! Для вводных предложений есть отличный знак, это двойное тире ( – имя рек – ). Антон Чехов. // Никогда ничего не пиши в скобках, кроме редких оправданных случаев, когда этого никак не избежать. Сейчас ты под упомянутый случай не подпал. Передвинь слова в предложении, и убери скобки. Без них проза выигрышней, лучше.


42.4. Глядят на меня кавычки…

Прошу без цитат. Цитируй только себя. Кавычки напоминают мне оттопыренные уши тупицы. Юрий Олеша. // Заключение отдельных слов и выражений в кавычки говорит о неумении найти точное слово. Вот и маскируют кавычками под нужное; признак приблизительности языка автора. Ярослав Голованов. // Кавычки – для идиотов! Михаил Светлов, о закавычивании слов, употреблённых в переносном значении. // Глядят на меня с газетных страниц кавычки. Излюбленный знак жаргона, на котором изъяснялись журналисты палачествующего направления. Только два слова – враг народа – всегда употреблялись без них. Лидия Чуковская. // Владимир Короленко любил пользоваться ироническими кавычками. Целые заросли кавычек! // Ради создателя, брось скобки и кавычки! Их употребляют два сорта писателей: робкие и бесталанные. Первые пугаются своей оригинальности, и заключают какое-нибудь слово в кавычки. Вторые хотят этим сказать: гляди, читатель, какое необыкновенное слово я придумал! Антон Чехов. // Кавычки не применяю. Полагаю, что они унижают слово, выражают недоверие к его собственному внутреннему смыслу. Виктор Курочкин. // Кавычить надо как можно меньше. Всё, что допустимо произношением, по звуковому тону, не должно быть закавычено. Не надо кавычить интонации. Варлам Шаламов. // Ваш корректор все точки превратил в восклицательные знаки и наставил кавычки там, где им не надлежит быть. Антон Чехов, с большим неудовольствием, – издателю В.С.Миролюбову. // Во избежание кривотолков, прямая речь всегда в кавычках. Евгений Ханкин.


42.5. Надо уважать запятую…

Запятая ставится, чтобы перевести дыхание; точка – чтобы остановиться и подумать. Безымянный автор. // Двоеточием нечто приоткрывается. Мартин Хайдеггер. // Не бойся и не жалей точек! Ввёл бы это правило в закон для писателей. Разбивай текст на лёгкие фразы. Каждая фраза – одна мысль, один образ, не более. Я пишу, может быть, излишне короткой. Говорить длинно не хватает дыхания по причине застарелой астмы. Исаак Бабель. // Зачем даны нам точки, запятые? Чтоб мысли приходили непростые. Григорий Гаш. // Только двоеточие и точка с запятой умеют лучше всех – изысканно и точно – оформить самую сложную мысль. Эльмира Пасько. // Надо уважать запятую. Союз «и» только слегка усиливает известное до него. «Было пасмурно и неуютно». Умаляет то, что следует за ним. О запятую читатель спотыкается и воспринимает дальнейшее внимательней. «Было пасмурно, неуютно». Василий Шукшин. // Потому и названы «знаки препинания», что сдерживают читающего. Абзац – в сущности, тоже знак препинания, расчленяющий сплошной текст. Запятая помогает организовать фразу, расставить акценты, определить верную интонацию. На запятой держится порядок в предложении. Возьми любую книгу, без подсчёта видно, что запятых более других знаков препинания. Даже больше, чем точек, поскольку точка лишь одна в конце, а запятых внутри предложения несколько. По моим наблюдениям учителя России поставили больше всего отрицательных оценок за этот знак препинания. Эльмира Пасько. // Я правил своё стихотворение полдня и вычеркнул одну запятую. Вечером я поставил её опять. Оскар Уайльд. // Пунктуация – радость моя! Как мне жить без тебя, запятая? Препинание – честь соловья и потребность его золотая. Александр Кушнер. // Расставить знаки в творениях Гераклита – (великий) труд, потому что неясно, что к чему относится. Аристотель. // Например: «Душам смерть воде рождение». Какой и где здесь нужен знак, чтобы понять мысль Гераклита, прозванного «тёмным»? В занимательной пунктуации известен случай, когда судьба человека решалась одной запятой. «Казнить нельзя помиловать». // Само по себе круглое, с хвостом и всё разбивает. Загадка из научного журнала. // Известен случай, когда врач поставил запятую в рецепте не там, где надлежало. Ночью спохватился, какую непоправимую беду принесёт больному ошибочная дозировка лекарства. Наняли они с братом извозчика и помчались к больному. Обошлось, но понервничал изрядно врач по имени Антон Павлович Чехов.


42.6. Три вида многоточия…

Где запятой мало, а точки много, там надо точку с запятой; «проницаемую» точку. Иной франт, мало ему одной точки, возьмёт и натыкает их целый ряд. Антон Чехов. // Число точек в многоточии у Фёдора Тютчева доходило до пятнадцати. Леонид Леонов широко и своеобразно использовал многоточия, в частности, как замену абзаца при переходе от начальной, как бы ключевой фразы к последующему развёрнутому изложению. Иван Тургенев в рукописи «Стихотворений в прозе» употребляет три вида многоточия: две рядом стоящие точки, три точки и четыре точки. Дитмар Розенталь. // Лермонтов систематически употреблял отточия в две, три, четыре, пять, шесть, семь или даже восемь точек, а Добролюбов, наоборот, уменьшал их порою до двух. В «Севастопольских рассказах» Льва Толстого их то двенадцать, то семь – очевидно, это не случайно; то же в «Путешествии…» Радищева. Соломон Рейсер. // …а точки нам заказаны, как пустоте зажим, извечно недосказанный язык незавершим. Скребётся ноготочками новорождённый стих, мы ставим многоточия, по сути, только их. Константин Комаров. // Коля Гумилёв говорил, что у меня каждая вторая строчка завершается многоточием. Анна Ахматова. // В конце строки из точек выстроен рядочек, как будто с ветки крайний облетел листочек. В нём, может быть, была припрятана интрига, или шальное слово, что не стерпит книга. Теперь додумывать придётся нам самим. Мы автора стихов за это не простим. Альбертина Биба. // Многоточие не обрывает мысль, а раскрывает, напоминая фотографию кричащего человека, – открытый рот многоговорящ. Павел Таранов. // Многоточие скорее прерывает фразу, чем её завершает. Его даже называли пресекательным знаком. Многоточие ставят и впереди предложения, и даже впереди всего абзаца. В таких случаях многоточие иногда называют отточием. Эльмира Пасько. // Многоточие в начале текста указывает, что продолжается прерванное какой-нибудь вставкой повествование или что между событиями, описываемыми в предшествующем тексте и в данном, прошло много времени. Дитмар Розенталь.


42.7. Авторская пунктуация…

Паузы в речи отмечаются знаками препинания. Пабло Пикассо сравнивал традиционную пунктуацию с бельём, прикрывающим интимные части «литературного тела». Применял личную, из тире разной длины для разъединения фраз. Александр Солженицын тоже был сторонником авторского видения расстановки знаков препинания, ну а пунктуация Марины Цветаевой – вообще вызов всем учебникам! Точка с запятой, обозначающая паузу большую, чем это достигается запятой, и меньшую, чем у точки, – едва ли не любимейший пунктуационный знак Ивана Тургенева. К примеру, у Михаила Лермонтова – это многоточие, у Максима Горького – тире, у Владимира Маяковского – восклицательный знак. // Термин «авторская пунктуация» допускает двоякое толкование. Не противоречащие принятым правилам индивидуальные особенности пунктуационного оформления художественных текстов. Набор применяемых писателем знаков препинания, преимущественное использование одного из них, расширение функций этого знака. И сознательное отступление от действующих норм пунктуации. Чёткого раздела здесь нет. Нередко встречается пунктуация, не подпадающая под принятые правила, но оправданная стилем, жанром, контекстом произведений. Дитмар Розенталь. // Потом я принялась предлагать некоторые перемены в пунктуации. Анна Ахматова отвечала и соглашалась охотно. Только один раз, когда я предложила многоточие, ответила: «Не надо... Не люблю...» Иногда она не могла ответить на вопрос – такой или другой поставить знак? Тогда я просила её прочесть вслух две-три строчки и ставила знаки в соответствии с её интонациями. Лидия Чуковская. // В музыке пунктуация строго закономерна. Запись тактов и пауз абсолютно предопределена. Проза не может быть столь неизменной, мы должны соотносить её с нашей аудиторией. Другими словами, мы постоянно меняем эти соотношения. Ральф Ричардсон. // Поэтому знаки препинания не столь важны. Писатель испокон веков произвольно их ставил – согласно интонации, дыханию. Учёным грамматикам это непонятно. Они хотят ввести русский язык, как Пегаса, в стойло. Владимир Личутин. // Твёрдо запомни одно: автор художественного произведения, как ни своеобразны его тематика, языковой стиль, писательская манера, не может далеко отойти от принятой в данной письменности пунктуационной системы.  А.Б.Шапиро.


42.8. И без них понятно…

Однажды я спросил Есенина, отчего он пренебрегает в рукописях всеми знаками препинания, кроме восклицательных и вопросительных? «И без них всё понятно. Бери карандаш и пиши подряд без всяких знаков. Потом прочти, не торопясь». И он продиктовал: «Издатель славный в этой книге я новым чувствам предаюсь учусь постигнуть в каждом миге коммуной вздыбленную Русь пускай о многом неумело шептал бумаге карандаш душа спросонок хрипло пела не понимая праздник наш но ты видение поэта прочтёшь не в буквах а в другом что в той стране где власть Советов не пишут старым языком и разбирая опыт смелый меня насмешке не предашь лишь потому так неумело шептал бумаге карандаш». Действительно, сами слова, смысл написанного выделяют паузы, интонации даже при монотонном чтении. Наверно, в этом секрет песенности его стихов, то своеобразие, которое Есенин называл «моя походка». Кстати, Маяковский тоже пренебрегал знаками препинания. Видно по записным книжкам. Николай Вержбицкий. // Французский поэт Гийом Аполлинер писал без знаков препинания. Джеймс Джойс манеру своей жены писать без знаков препинания перенял и написал в «Улисс» длиннющую главу без них, излияния Мэрион по поводу своей сексуальности. Джойс в потоке сознания, Шекспир в драмах не пользовались знаками препинания, их расставили позднее. Александр Пушкин полушутя рисовал в конце стиха знаки препинания и командовал: «Марш по местам!» Джордж Байрон пунктуацией не занимался вообще, ставил одни тире. Просил друзей исправлять: «Оточте, пожалуйста, эту вещь, ради меня». Маяковский, по своему обычаю, писал почти без знаков препинания, совсем игнорируя запятые. Взгляни на рукопись любого стиха, нет ни одной. Все знаки препинания в его творениях расставлены Осипом Бриком. Черновик обыкновенно отдавал ему: «Ося, расставь запятатки». Говорят, что строй «лесенкой» нарочно придумал для замены традиционной системы пунктуации, которой так и не выучился. Велимир Хлебников вообще обходился без знаков препинания, их расставляли после – друзья, редакторы. // «Вы к знакам равнодушны?» В стихах – вполне. Такова футуристическая традиция. Анна Ахматова. // «Печатается без знаков препинания только ввиду усиленных просьб автора». Редакционное примечание к тексту Артёма Весёлого. Аналогичный случай имел место со стихами Марины Цветаевой.


42.9. Небрежное отношение…

Категорическое несогласие с некоторыми правилами употребления запятой я вынес с должности корректора. Когда проверял и ставил её согласно правилам, и навсегда похерил некоторые из них для себя лично. Так художник пишет картину резкими сочными мазками, а ремесленник зализывает каждый штрих. Михаил Веллер. // Относительно своей пунктуации и отчасти орфографии, авторы делятся на две неравные группы. Большинство писателей относились к расстановке знаков препинания равнодушно, перелагая эту работу и спокойно принимая правку корректоров. Некоторые писатели давнего прошлого вообще обходились почти без них. Одни по слабому знанию грамматики, другие из уверенности, что знаки препинания не улучшат произведения. Соломон Рейсер. // Владимир Маяковский охотно передоверял всю расстановку издательским работникам. У таких писателей как Пушкин, Лермонтов, Лев Толстой и других, знаки препинания фиксируют лишь особо сложные места, в рядовых случаях наблюдается небрежное к ним отношение. А.Б.Шапиро. // Дочь Александра вспоминала, что обходился Лев Толстой без знаков препинания, а если и ставил таковые, то совсем не там, где положено, порой делал и грамматические ошибки. Анри Труайя. // У нас знаки препинания расставляются как будто нарочно для того, чтобы книгу нельзя было читать с первого раза. Владимир Одоевский. // Фёдор Тютчев в большинстве случаев относился к знакам препинания весьма небрежно. Иногда записывал стихи, не поставив ни единой запятой, и даже точки в конце стихотворения. Георгий Чулков. // Большинство талантливых писателей расставляют знаки препинания в собственных сочинениях с великим тщанием. Учёные мужи не считают зазорным преподать строгие правила этого. Однако есть авторы, которые относятся к читателю с пренебрежением. Читать их тексты неприятно, спотыкаешься на кривой пунктуации. Джеймс Берроу. // Не старайся прикрыть нарочито небрежной живописью свою посредственность. Она выкажет себя в первом же мазке. Сальвадор Дали.


42.10. Сохранить мои…

Иногда сталкиваешься с иным явлением. Писатели ставят знаки препинания, настаивают на точном воспроизведении. Но их система пунктуации далека от традиционных норм и навыков. Соломон Рейсер. // К примеру, вспомним Достоевского: «Запятые должны стоять именно там, где я чувствую паузу в предложении». Для самовыражения его мысли общепризнанные правила оказались узки. Он страдал от замечаний корректоров, безуспешно объясняя причины отсутствия запятых, где они желали их видеть. В его академическом собрании сочинений в тринадцати томах не увидишь точек в конце предложений, зато обнаружишь множество незаконнорожденных запятых. // Мне нет никакого дела до чужих правил! У каждого автора свой собственный слог, и потому своя собственная грамматика. Я ставлю запятую перед «что», где она мне нужна. Где я чувствую, что не надо перед «что» ставить запятую, там я не хочу, чтобы мне её ставили! Фёдор Достоевский. // Точно сохранить мои знаки препинания! Это написано очень ритмично, поэтому к знакам препинания нужно особое, сугубое внимание! Корректура должна быть самая тщательная!! Иван Бунин. // Александра Гладкова бесило, если корректор исправлял в его тексте написание слова или пунктуацию; вопросы слуха и ритма фразы. Он горячо отстаивал своё право употреблять знаки препинания так, как автору хочется, пускай это и не совпадает с грамматикой. Цецилия Кин. // О знаках препинания Ивана Алексеевича можно написать поэму! Каждая запятая оправдана, и не только синтаксически. Бунин был неумолимо требователен к знакам препинания, находя их такими же важными, как дыхание в пении. Галина Кузнецова. // Мы гостили у Буниных. Иван выбежит в столовую, с яростью на меня зыркнет: «Тридцать лет вижу у тебя каждый раз запятую перед «и». Нет, невозможно!» Крикнет и с той же тигриной яростью захлопнет дверь кабинета, точно я нанёс ему смертельное оскорбление. Борис Зайцев. // Самая природа пунктуации такова, что её нормами предусмотрены только основные, наиболее типичные языковые конструкции. В случаях, которые прямо не подходят под сформулированные правила, пишущий должен самостоятельно применять последние, сообразуясь с членением его текста и смысловыми связями между частями. А.Б.Шапиро.


42.11. Наляжем на пунктуацию…

В художественном произведении знаки препинания служат нотами при чтении. Выучиться им по учебнику нельзя, нужны чутьё и опыт. У вас они расставлены, как пуговицы на мундире гоголевского городничего. Изобилие многоточий и отсутствие точек. Антон Чехов, в одной из рецензий. // Лишать стихи  знаков препинания – всё равно, что предложить музыканту отказаться от нотных знаков. Сплошной текст нехорош для восприятия и прочтения. Александр Кушнер. // Андрей Соболь принёс в газету рассказ. Путаный, невнятный, хотя интересный по теме и, безусловно, талантливый. Печатать в таком небрежном виде нельзя. Предложить вспыльчивому, нервозному автору исправить его никто не решился. Соболь терял к написанным вещам интерес. Что делать?.. Я забрал рукопись домой, прочесть ещё раз. Поздним вечером стук в дверь. Наш корректор, солидный неразговорчивый старик Благов. Бывший директор газеты «Русское слово», правая рука издателя Сытина. «Дайте мне рукопись. Клянусь честью, не зачеркну и не впишу ни слова. Пройдусь по тексту при вас…» Утром редакционная машинистка отпечатала её набело. Я прочёл рассказ и онемел: литая прозрачная проза без словесного разброда. «Вы сотворили чудо! Не тронуто ни слова…» Благов невозмутимо курил папиросу. «Правильно расставил все знаки препинания. Был форменный кавардак. Особенно тщательно расставил точки и абзацы. Это великая вещь, ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и верное звучание. Как нотные символы они твёрдо держат текст». Рассказ опубликовали, а я навсегда убедился в поразительной силе точки, поставленной в нужном месте. Константин Паустовский. // Расстановка пунктуации фиксирует смысл. Изменение её этот смысл обновляет или меняет на противоположный. Ошибочная пунктуация искажает его. Жак Лакан. // Наляжем на пунктуацию. Восемь знаков препинания способны сотворить с текстом чудо. Пробуй, экспериментируй. Изменяй смысл текста на обратный одним синтаксисом. Почитай-ка Стерна, Лермонтова, которого ты не знаешь. Михаил Веллер.


42.12. Муть спешки и небрежности…

Группе корректоров продиктовали предложение: «Улица Гоголя не знаете где?» и попросили расставить знаки препинания. Получились такие варианты: «Улица Гоголя, не знаете где? Улица Гоголя – не знаете где? Улица Гоголя, не знаете, где? Улица Гоголя не знаете где?» И каждый сумел объяснить правомерность своей постановки. Авторы первых двух вариантов усматривали наличие в них именительного падежа, после которого возможна постановка как запятой, так и тире. Сторонники двух последних вариантов считали, что перед ними сложноподчинённое предложение, в котором главная часть находится внутри придаточной, а в этих случаях в пунктуации возможны колебания. Большинством голосов наиболее приемлемым признали последний вариант, как и в другой предложенной всем фразе: «В отдел редких книг не скажете как пройти?» Никаких знаков препинания внутри не надо. Дитмар Розенталь. // Любой, кто сможет исправить моё предложение, удалив или добавив запятую, будет моим самым лучшим другом. Джордж Мур. // Я из плохого брошенного рассказа сделал такой, который на другой день многим понравился. Антон Чехов. // Все абзацы и вся пунктуация должны быть сделаны правильно, выверены с целью наибольшего воздействия текста на читателя. Особенно великолепен абзац, он позволяет легко менять ритмы. Есть сильные писатели, расставляющие абзацы и знаки препинания кое-как. Несмотря на талантливость, на их прозе лежит муть спешки и небрежности. Исаак Бабель. // Анархическое состояние русского правописания упало до того, что ныне во всей России нет человека, который в своём сочинении не сделал бы двадцати грамматических ошибок. О царящей разноголосице в знаках препинания нечего и говорить. Что ни автор, то и свои запятые, что ни газета, свои двоеточия, точки с запятыми. Н.Скандовский. 1872. // Наших молодых писателей приучают именно к тому, что за них допишут знаки препинания, то есть по существу расставят бемоли и диезы. Но что бы сказал композитор, если бы корректор стал исправлять его усиления и diminuendo. Владимир Лидин. // Огорчай меня, постмодернист, но подумай, рассевшись во мраке: согласились бы Моцарт и Лист упразднить музыкальные знаки? Александр Кушнер. // Правила призваны по возможности облегчить процесс общения писателей и читателей. Первым – выражение своих мыслей и чувств, вторым – правильное их восприятие. А.Б.Шапиро. // Да не станет знак препинания камнем преткновения. Умело выполненная пунктуация поможет читателям не только увидеть конструкцию сложного предложения, но и уловить его нюансы, разглядеть даже мельчайшие детали изящества. Джозеф М.Уильямс.


42.13. Поставь точку…

По правилам хорошего тона разговор о знаках препинания следовало бы начать с самого старшего из них – точки. Точка – праматерь всех знаков препинания. Эльмира Пасько. // В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поёт синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова в руках девчурки нарядная там кукла в клетке ручной щегол поёт салфетки там на столе лежат коньки к зиме готовят там очки лежат для бабушки тетрадки всегда содержатся в порядке. Корней Чуковский. (Стихи-шутка без знаков препинания. Не поставлен всего лишь один – точка, а какая неразбериха!)  // У последней точки на последней строчке собралась компания знаков препинания. Прибежал чудак – восклицательный знак. Никогда он не молчит, оглушительно кричит:  – Ура! Долой! Караул! Разбой! Притащился кривоносый вопросительный знак. Задаёт он всем вопросы: – Кто? Кого? Откуда? Как? Явились запятые, девицы завитые. Живут они в диктовке на каждой остановке. Прискакало двоеточие, прикатило многоточие, и прочие, и прочие, и прочие… Заявили запятые: – Мы особы занятые, не обходится без нас ни диктовка, ни рассказ. – Если нет над вами точки, запятая – знак пустой! – отозвалась с той же строчки тётя точка с запятой; двоеточие, мигая, закричало: – Нет, постой! Я важней, чем запятая или точка с запятой, потому что я в два раза больше точки одноглазой. В оба глаза я гляжу, за порядком я слежу. – Нет… – сказало многоточие, еле глазками ворочая, – если вам угодно знать, я важней, чем прочие. Там, где нечего сказать, ставят многоточие… Вопросительный знак удивился: – То есть как? – Восклицательный знак возмутился: – То есть как! – Так, – сказала точка, точка-одиночка. – Мной кончается рассказ, значит, я важнее вас. Самуил Маршак. Знаки препинания. // Запятые часто спорны, но точка однозначна. Рефат Шакир-Алиев. // Поставь точку после тех, кто уйдёт. Чтобы имя тех, кто придёт, было с большой буквы. Платон. // Никакое железо не может войти в человеческое сердце так леденяще, как точка, поставленная вовремя. Исаак Бабель. ///


Рецензии
Анатолий, замечательно и познавательно, спасибо.
Не знаете ли Вы почему страница Эльмиры Пасько на проза.ру уже пару лет закрыта?
С интересом и признательностью,
Юрий

Юрий Заров   05.12.2023 23:51     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.