Женщина в поэзии Дианы Кан - великой поэтессы совр

Весна! Начало из начал! Начинается сев, прилетают птицы, строят гнёзда – строительное начало! И вот в это время нам на радость родилась великая поэтесса – Диана Кан. Родившись кореянкой по отцу, советскому офицеру и унаследовав фамилию Кан – а это древнее обозначение реки вообще, может, поэтому через реки, ручьи, дожди и даже «матушку-вьюгу», питавшие благодатную почву, идёт по земле поэзия Дианы Кан, углубляясь, «корнями в землю русскую врастая» и поднимается, не прерывая «связь меж вольным небом и землёй». Имея от природы ещё и казацкую кровь, становится понятным и характер стихов Дианы Кан, с её воинственным темпераментом и в тоже время с понятной отходчивостью и христианским покаянием. Вот эта великая любовь к своим корням: За Гуниху, на седом Яике
               Пьют по первой из покон веков,
               Кто не знает бабушки Гунихи,
               Тот не из яицких казаков.
               За Гуниху, и никак иначе –
               С лезвия клинка казаче пьёт…
               Потому, что вольный дух казачий
               От Гунихи бабушки идёт!
Так неназойливо, ненавязчиво, но сама догадаешься, что это стихи для нравственного формирования человека, и её герой избранный, тот, кто заслуживает признания народа.  И здесь же прослеживается родство со всей матушкой Россией. А вот стихи о другой бабушке:
О! бабушка Настя! Ты в жизни нелёгкой и долгой
По русской своей, по сердечной своей доброте
Старалась с молитвой, с поклоном и с тряпкою волглой
И душу и землю, и дом содержать в чистоте.
Но, помятуя, что Диана Кан, прежде всего, женщина и мать, хочется рассказать о её восприятии русской женщины:
Белы рученьки не изнежила.
Кисет выткала парчой-золотцем
Не для ухаря мимоезжего –
Для хороброго добра-молодца.
Добрый молодец отводил глаза.
На войну седлал коня чалого.
По щеке моей солона-слеза
Утекла – назад не ворочалася.
Вдовий плат на плечи накинула –
Так из девки я стала бабою.
Добры молодцы в смуте сгинули,
А недобрые мне без надобы.
Вопрошала, я удручённая:
«Что ж вы деете, люди русские?..» -
И вплелася тоска зелёная
Прядью белою в косу русую.
Называли встарь красной девицей.
Белу личику дивовалися.
Что же нынче на свете деется?
Люди добрые разодралися!
Я и белая, я и красная…
Где и жить нельзя – выживаю я.
Я двужильная, разнесчастная
Баба русская ломовая.
Вот она какая – верная русская женщина с великим трудолюбием, но в тоже время с тонким чувством грусти, указывая на проблему. Хочется отметить особый язык этого стихотворения, употребление старинных народных слов, придающих народный колорит, связующее звено времён.  А вот в другом стихотворении Диана Кан вопрошает: « русская женщина во всех ли нарядах хороша? В блистающем французском декольте или на пролетарской баррикаде с измятой прокламацией в руке?  Да нет, это конечно – лукавство, утверждает поэтесса, и искать ответ нужно в глубокой нашей старине, в русском прабабкином сарафане, сшитом по косой, и не просто отвечает, а предлагает примерить, примерить сарафан!» Вот, где истинное лицо русской женщины матери. И в других стихах Диана Кан  с огромной любовью опять говорит:
«Самое женское в мире занятие – хлебные крошки сметать с стола, и караваи, заботливо пестуя, ни на минуточку не забывать: в мире занятье не менее женское – детские слёзы в подол собирать».
И с особой теплотой говорит Диана Кан о хлебопечении, о женском поклоне хлебушку-царю:
Без поклона не вынешь его из печи,
Без молитвы опара не строится,
А вызревает хлеб в золото, не забывая о главном, раскрывает Диана Кан многие загадки русского человека. Так, обращаясь как бы к одному конкретному человеку, она умело делает это для всех. Вспомним стихотворение «о рыжем мальчике Женьке Чивильгине с вечным синяком под левым глазом, дергающим за косичку девочку Ленку. И это их, мальчиков в запаянных гробах, по Термезу в тайне провозили, а мы жили в застойном
плену, но всё-таки ветры перемен, ветры эпохальных перемен – дикие угрюмые афганцы». Вот она жизнь неразрывно связанная с политикой. Наша страна – это мы, ни кто иной – это мы с вами, простые русские люди, русские матери, потому и дорога каждому русскому Родина. Особое место в поэзии Дианы Кан занимает Родина, её природа. Здесь и -
«Осень-несмеянушка ронит дробны слёзыньки,
Золотые рдяные рассыпает косыньки,
Светится опятами и горчит рябиною,
Исходя крылатою, песней журавлиною», и прекрасна зима
«Шепчет мне на ухо речи ласковы
Белая от ярости пурга –
То грозится, то сулит боярские
Чудо горностаевы снега». Трудно не восхититься и словами о весне
«Капельник, синичник, протальник
На флейтах сосулек игрок,
Смутьян, озорник и охальник
Врывается в город марток». Не менее прекрасно-точны и приметы лета:
«Не хулиганка и не истеричка,
А -  юная июньская гроза
Нахмурилась, черкнув по небу спичкой,
И пролилась горючая слеза».
Многолика природа в поэзии великой поэтессы, много говорит Диана Кан и о русском языке и о слове и сейчас, как никогда, России нужны слова о России. Хотя, русский язык наш дар бессмертный, наше не утрачиваемое достояние, но всё-таки надо его беречь. И особенно сейчас, когда слово о праведном труде прячется всё глубже. Забота о родном языке должна быть свойственна каждому думающему человеку. О слове Дианы Кан, о её любви к России – это отдельная большая, тема. И в заключении ещё раз хочу отметить, духовная прозорливость умноженная на душевную проникновенность – вот, что есть главное в стихах Великой поэтессы.


Рецензии