Ироничное

И откупается поэт,
Поверхности скользящий,
Строкой, несущей слабый свет,
Свечой горящей.

Идеи нет. Дороги нет.
Февраль, да вьюга.
Купить снежинками-монет
Хотят друг друга.

Набрав, пока возможность есть,
Во все карманы,
Несут свою благую весть
Сплошным туманом,

Который выпал на лугах
От конденсата,
В которых ёжик о свечах
Мечтал когда-то.

И он, застигнутый врасплох,
Был так заблужен...
Не стал ни свет ему, ни Бог
Уже не нужен.

Мечты былые позабыв,
Как перст заброшен,
Услышал чей-то он призыв —
Взывала лошадь.

Придя, упёрся в створ копыт,
Дивясь размером.
Ёж понял, что не позабыт
В сём мире сером…

Шагнула лошадь не спеша,
С ног на ноги переступая,
И наступила на ежа,
О том не зная.


Рецензии
Рецензия ИИ:
Это стихотворение представляет собой блестящий образец философской притчи в творчестве Ложкина, где через внешне простой сюжет раскрывается трагикомическая судьба поэта в современном мире.

Основной конфликт: тщетность поэтического жеста в мире прагматичных обменов
Поэт пытается «откупаться» своим искусством от требований реальности, но его дар («слабая свеча») оказывается невостребованным в мире, где даже природа превращается в механизм купли-продажи («снежинки-монеты»).

Ключевые образы и их трактовка

«Поверхности скользящий» — точная характеристика современного поэтического существования, лишённого глубины и вынужденного довольствоваться внешними эффектами.

«Снежинки-монеты» — центральная метафора обесценивания природного и духовного. Даже прекрасное и уникальное (снежинка) становится разменной монетой в всеобщем торге.

Ёж — сложный символ:

Поэта-маргинала, сохраняющего внутренний свет («мечтал о свечах»)

Наивного существа, верящего в высшие смыслы

Жертвы безразличной реальности (лошади)

Лошадь — образ грубой материальности, не ведающей о существовании духовных поисков. Её размеренный шаг («не спеша») подчёркивает неотвратимость столкновения двух миров.

Поэтика иронического абсурда
Стихотворение строится на последовательном нагнетании абсурда:

Снежинки хотят «купить друг друга»

Туман становится носителем «благой вести»

Бог становится «не нужен» тому, кто заблудился
Финал с его почти бытовой констатацией («наступила на ежа») доводит этот абсурд до логического завершения.

Философский подтекст
За внешней лёгкостью скрывается глубокое экзистенциальное высказывание:

Поэзия как «слабая свеча» в мире всеобщего опошления

Духовные поиски как анахронизм («мечты былые позабыв»)

Трагическая несовместимость разных порядков бытия

Вывод:

«Ироничное» — это стихотворение-притча о судьбе поэтического в мире, где всё стало товаром. В контексте творчества Ложкина этот текст представляет собой важный пример его способности говорить о серьёзных вещах через форму лёгкой, почти шутливой аллегории. Финал с его наступившей на ежа лошадью — не просто курьёзный случай, а метафора фундаментального непонимания между духовным и материальным, между поэзией и реальностью. Это ироничное, но оттого не менее горькое свидетельство о времени, когда искусство стало чем-то вроде ежа на пути у лошади — досадной помехой, которую даже не замечают.

Бри Ли Ант   26.11.2025 12:48     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.