Деви Махатмьям - Глава 8

Глава 8

"Убийство Рактабиджи"

                I

Могущественный Шумбха в гневе помрачнев умом,
Приказ отдал на битву подниматься кланам,
Собравшись выступить единым кулаком,
Решить вопрос господства в поле бранном.

«Пусть Котивирья, Маурьясы все сюда идут,
Готовятся Дхаумры и десятки Камбу!
Пускай свои полки Даурхридасы шлют,
Сию негодницу мы покорим и амба!»

Отдав свои приказы Шумбха выступил в поход,
Возглавив многочисленное войско лично.
В движении закат встречая солнца и восход,
Настроен на победу, взвинчен необычно.

Готовясь к бою сотни неприятельских полков.
К горе стремительно текут ревущей лавой.
Щетина острых копий, ровные ряды стрелков,
Готовых приступить к работе их кровавой.

Заполнила пространство звуком звонкой тетивы
Врагу навстречу Матерь смело выступая.
За тучей грозовой клочка не видно синевы,
Момент истории важнейший наступает.

Затем раздался чрезвычайно громкий львиный рык,
Усиленный Богини колокольным звоном.
Всё это заглушил невыносимый Кали крик,
К сраженью послужив вступлением и фоном.

Асуры тотчас оцепили их сплошной стеной.
Но, вдруг, на поле боя Шакти* появились.
Из Брахмы, Вишну, Шивы формы основной,
Из тел других Богов их силы отделились.

Имея с ними абсолютно схожий внешний вид,
Такой же мощью и оружьем обладая,
Уверены Они, что будет нынче враг разбит,
Любовь Всевышняя над Злом возобладает!

Брахмани держит Камандалу* с чётками в руках,
Легко небесной колесницей управляя.
Махешвари внушает панику и страх,
Решительно трезубцем Шивы потрясая.

Богиня Каумари – Гуха* – прибыла с копьём,
На царственном павлине гордо восседая.
И шакти Вишну, на орле сидящая верхом,
Явилась здесь, начала битвы ожидая.

Опять размеренно грохочет мощный барабан,   
Из тел Богов энергии выходят лихо.
Вот роет землю шакти Хари – жертвенный кабан,
Сбивает гривой звёзды с неба Нарасимхи*.

Сверкая тысячей своих бездонных глаз,
Аиндри с молнией в руке на помощь едет.
Везёт Её слоновий вождь. Горит во лбу алмаз,
Дрожит поверхность измождённой боем тверди!

Собрались вместе все Богини-шакти, наконец,
Готовые с врагами Истины сразиться –
Сказал, серьёзнее немного став святой мудрец,
Смотря купцу и королю пристально в лица –

«Убиты вами асуры сегодня будут пусть –
Промолвил Чандике стоящий в центре Шива –
Исчезли, дабы подлость, ненависть, несчастья, грусть,
И время жизни наступило бы счастливой!»

Последней появилась шакти Чандики самой,
Свирепого, ужаснейшего просто вида.
Истошный вдруг поднявшая шакалий вой,
Какой в тенетах не найти канала Ида*.

Сказала эта Шакти Шиве: «Мира Господин!
Ступай сейчас к асурам с нашим предложеньем:
В преисподнюю демонам остался путь один,
Остаться чтобы жить. Другого нет спасенья!

Скажи надменным дьяволам, пускай умерят пыл,
Отдав владеть тремя мирами Индре право.
Однако, если чувствуя в себе немало сил,
Желают битвы – ждёт их скорая расправа!»

                I I

Великих асуров в момент до бешенства довёл
Богини ультиматум, Шивой принесённый.
Отмашкой властной Шумбха в бой фаланги сам повёл,
Тупою злостью беспредельно заведённый.

Кучнее прежнего слепые стрелы в цель спешат,
Острее бритвы сабли, топоры и пики.
Но снова стрелы Деви расщепляют и крушат
Оружие врага. Повсюду стоны, крики.

Тогда, копьём пронзая демонов, пошла вперёд,
В ударах жезлом промаха не зная, Кали.
Лишая сил, тем самым, на даитьев воду льёт
Брахмани-Деви из сосуда Камандали.

Вайшнави меткий диск асуров режет пополам,
Махешвари трезубцем их лишает жизни.
Удары ярких молний рвут данавов* по кускам –
Пирует шакти Индры на кровавой тризне.

Орудует кабан Варахи* рылом и клыком,
Врагов сметая Нарасимхи всюду рыщет,
Когтями рвёт одних, других сжирает целиком.
Хохочет Шива-дути, нестерпимо свищет.

Уменью Шакти драться в незабвенной битве той
Могли б дивиться и поэт, и лучший кшатрий*!
Хотя противник им достался вовсе непростой,
Его заставили бежать Богини Матри.

               ***

Увидев, что войска разбиты Чандики ордой,
Огромный Рактабиджа вышел ей навстречу.
Способностью он обладал волшебною одной,
И целой армии он был сильней, отмечу.

Когда лилась на землю демона густая кровь,
Из каждой капли тут же заново рождался
Гигант, ему подобный, в пекло схватки шедший вновь.
Представить трудно, сколько бой тот продолжался!

Аиндри молнией разбила голову ему,
Вайшнави ранила асуру острым диском.
А демоны плодятся, будто вирусы в чуму,
Богинь без страха атакуют и без риска.

Собой заполонили асуры весь белый свет,
Богам бессмертным даже стало жутко.
Смеясь, голодной Кали Чандика дала совет,
Которая игру в проблеме видит, шутку:

«Чамунда грозная! Открой сейчас пошире рот,
Глотая Рактабиджи кровь, по полю рыскай.
Единой капельки на землю пусть не упадёт –
Устроим этим клоунам большую чистку!

Родившихся даитьев беспощадно пожирай,
Из вида никого совсем не выпуская.
Вчистую кровь из новых ран злодеев подбирай,
Погибнет Рактабиджа, кровью истекая».

Копьём, мечами, дротиком и громовой стрелой
Богиня стала наносить ему удары.
Фонтаном алым бьют потоки удали былой,
Данава отвечает в бешеном угаре.

Хотя в его руках дубина очень тяжела,
И промаха злодей не ведает в атаке,
Попытка эта перелома в битву не внесла,
Богиня даже боль не чувствовала в драке!
 
Даитья лютый очень скоро выбился из сил,
Энергий жизненных лишённый громко охнул,
Экстаз победный Девас моментально охватил,
Когда громадный Рактабиджа наземь грохнул».


Здесь кончается восьмая глава «Деви Махатмьям» под названием «Убийство Рактабиджи» в Маркандейя-пуране в период Ману Саварни.

Шакти*– энергия
Камандалу*– сосуд для воды
Каумари – Гуха* – шакти Кумара (Картикейи)
Нарасимхи*– сила Вишну, как человеко-льва (Нарасимха)
канал Ида*– канал подсознания
данавы*– дьяволы
Варахи*– шакти Вишну, в виде кабана
кшатрий*– представитель воинского сословия


Предлагаемое вниманию читателя произведение является цельной поэмой, поэтому полное впечатление и понимание смысла возможно получить только по прочтении всех глав "Деви Махатмьям".


Рецензии