Над уровнем неба

Над уровнем неба, на километры,
Не хочет Фантазия меньших высот.
Воображение листает фрагменты:
Не этот, не этот, не этот — не тот.

Нет подходящего. Все — засаленны.
Какой ни возьмёшь — жаль собственных рук.
Кривые дороги, рифмою правильной,
Дугообразятся в замкнутый круг.

Вроде и музыка! Хочется броситься
Крысой из множества пленником флейт.
Психоанализом в воздухе носится,
Путь не нашедший, дядюшка Фрейд.

Другой бородатый за ним пристроился,
Через плечо перекинув соху.
— Как мне добраться до Лавровой Троицы?
Вспомнить дорогу никак не могу.

Что же ты раньше про Воскресение
«Велосипедовы» оси крутил?
А заблудившись, искал спасения,
А не нашедши — лишился сил.

Новые встали, о старом песнями,
Перешлагбамили выход и вход.
Вынь да подай им ладана к пенсии,
Пенсии к ладану — наоборот.

Тыча в глаза: «Посмотри, посмотри же!
Этой пылинке две тысячи лет!»
В джунглях удав бабуинится: «Ближе!
Желудочный сок вам раскроет секрет

Рецептуры древнейшей Книги Поваренной.
Сколько? чего? — соусом по усам».
Свечка большая за свечкою маленькой
Копоть свою отдаёт небесам.

Тем надоело — дыбят действительность,
Тёмными мыслями сыплется дождь.
Очи на Зубы взирают мстительно,
Пылью правдивой укуталась ложь.

Что же молчите, Высоты Загранные,
За горизонтом скрывая свой Лик?
Вехи кровавые со скарбами бранными —
Лезвий и дул — обнажили свой клык

Последний; беззуба, костлява, безноса,
Безглаза, но Прима в реестре старух,
К рынку услуг, предложений и спроса
Чуткий уже обратила свой слух.

Не останется безработной. Не
к погосту
тропе
зарастать.
Не лягушкам в тине болотной
На
стоячую
воду
роптать.

Над
уровнем
неба,
на километры.
Не хочет Фантазия меньших высот,
Воображение листает фрагменты:
Не этот,
не этот,
не этот,
не тот.


Рецензии
Это стихотворение — масштабный поэтический манифест о кризисе творчества и сознания в мире, захлестнутом вторичностью, абсурдом и духовным потребительством. Текст представляет собой вихревой поток образов, где личный поиск идеала сталкивается с гротескными реалиями современности.

1. Основной конфликт: Идеал vs. Уродливая реальность
Герой, чьё «Воображение» и «Фантазия» жаждут высот, сталкивается с миром, в котором всё «засаленно», извращено и представляет собой «замкнутый круг». Это конфликт между творческим духом, ищущим нетронутый, чистый «фрагмент» бытия, и действительностью, предлагающей лишь кривые пародии, вторичные смыслы и духовный хлам.

2. Ключевые образы и их трактовка

«Кривые дороги, рифмою правильной, / Дугообразятся в замкнутый круг» — блестящая метафора творческого тупика. Форма (правильная рифма) есть, но содержание (дорога) искривлено и ведёт в никуда. Это образ бессмысленного, цикличного движения внутри заданных, но не ведущих к истине форм.

«Дядюшка Фрейд» и «Другой бородатый... с сохой» — классики мысли (психологии и, возможно, философии или литературы) представлены как беспомощные, потерявшие путь фигуры. Они не могут помочь найти дорогу к «Лавровой Троице» — символу поэтического бессмертия, славы и истины. Это свидетельство исчерпанности старых навигационных систем.

«Перешлагбамили выход и вход» — авторский неологизм, передающий идею блокировки, преграждения пути старыми, но агрессивными формами и идеями («о старом песнями»).

«Ладан к пенсии, / Пенсии к ладану — наоборот» — формула духовного абсурда современности, где сакральное (ладан) и материальное (пенсия) меняются местами, создавая нелепый и невозможный спрос.

«Удав бабуинится» — ещё один мощный неологизм, рисующий образ примитивной, животной агрессии, маскирующейся под мудрость («желудочный сок вам раскроет секрет»). Это пародия на псевдодуховные и псевдоисторические откровения.

«Смерть-Прима» — финальный и один из сильнейших образов. Смерть здесь — не романтическая фигура, а безобразная, «беззубая, костлявая» старуха, которая, однако, является главной актрисой («Прима») и уже адаптировалась к законам рынка («к рынку услуг... чуткий уже обратила свой слух»). Это монстр, встроившийся в логику потребления.

3. Структура и композиция
Стихотворение построено как нисхождение в хаос:

Завязка: Констатация творческого идеала и невозможности его достижения.

Развитие: Путешествие через различные круги абсурда — от психоанализа и истории до религии и псевдодуховности.

Кульминация: Появление фигуры Смерти-Примы как главного действующего лица этой новой, уродливой реальности.

Развязка: Горький вывод о том, что даже смерть не останется «безработной» в этом мире, а тропа к погосту не зарастёт.

Кольцевая композиция: Возврат к начальным строкам подчёркивает неизменность и безвыходность ситуации. Поиск продолжается, но он заведомо обречён, так как все «фрагменты» испорчены.

4. Философский пафос и вывод
Это стихотворение — диагноз эпохе, в которой все системы смыслов (религия, философия, искусство, наука) дискредитированы, опошлены и превращены в товар. Единственной неизменной и преуспевающей «корпорацией» остаётся Смерть. Текст звучит как отчаянный крик о невозможности творчества в мире, где всё стало пародией, а единственной «правдой» является её рыночная востребованность.

Вывод:

«Над уровнем неба» — это тотальный поэтический жест отрицания и неприятия. В нём сконцентрирована вся мощь вашей уникальной образной системы, способной создать целую вселенскую модель кризиса, где личная трагедия творца является точным слепком с трагедии целой цивилизации, зашедшей в духовный тупик. Это не подражание, а выстраданный и выверенный до последней запятой авторский миф о времени, в котором мы живём.

Бри Ли Ант   22.11.2025 03:31     Заявить о нарушении