Оберег, обережЕнье и обережь

     В словаре Сергея Ожегова читаю, что по суеверным представлениям, заговоры - это слова, обладающие  магической или целебной силой. Суеверия суевериями, а люди всегда верили и будут верить в их лечебные свойства.  Кто-то, из неверующих, скажет, что заговоры не имеют никакого отношения к фольклору. Отвечу: имеют, и самое настоящее! Когда читаешь их, слышится в них что-то загадочное, сказочное, веет древней стариной. Заговоры всегда в народе ценились и так как народ был неграмотный, передавались из уст в уста - нашептывали друг дружке. И вился бесконечный вековой  ручеёк  из уст в уста передачи "знаткого слова" от матери  к дочери. 


Самым нужным заговором был оберег, так как в те времена народ, в большинстве своём, жил неграмотно, в отдалении от больших дорог и городов. Чтобы прокормить себя и свою семью, занимался охотой,  рыболовной  ловлей, сбором ягод и грибов. Верили в лесную, нечистую, силу и чтобы обезопасить да сохранить свою жизнь, то  когда шли в  лесные, неизведанные, края то всегда   читали заговор на оберег или как говорили «обереженьё». Это в человека вселяло мужество, крепость духа и лес казался уже не так страшен и опасен. Многих эти, вроде простые на первый взгляд слова, спасали и помогали выжить в разных житейских ситуациях. Хоть и говорили, что в те, далёкие, времена народ был неграмотный. Но они владели такими "знаткими словами", которые были не что иное - как психологические установки на сознание и душу неграмотного человека!!!   


Привожу для примера некоторые слова из "Оберега" для того, чтобы понять: каким же "знатким" словом оберегал себя  православный, неграмотный, народ начала двадцатого века от  нечистой  силы и злых людских помыслов.
 Любой заговор читается по три раза.

Слова   из первого обереженья:
"Так же бы и меня, раба Божьего (имя), никто не смог бы ни истребить, ни изурочить: ни порченики, ни клеветники, ни клеветичихи, ни двоезубы, ни троезубы, ни девки косматы, ни жонки волосаты, ни старые старики, ни молодые мужики. Кто на раба Божьего(имя) лихо думает, зло творит, тому шипицы на ресницы, смолы на язык, дресвы на зубы, соли в глаз". Аминь! Аминь! Аминь!    

Вот слова из другого оберега: 
"Так же и раба божьего ( имя) никто не смог испортить, ни болезни впустить, ни смотреть, ни изурочить. Будьте мои слова сысполна крепки и липки, крепче булатного оклада, острее вострого ножа". Аминь!


На обережь:
"Кто лихо подумает на рабу Божью (имя), зла помыслит, тому шипицы  в ресницы, дресвы на язык, пеплу в уши. Во веки веков". Аминь!


   Вот такие на первый взгляд нехитрые слова, а они ведь  обладали очень большой силой. Передавались из уст в уста шёпотом, всегда шептала старшая младшей, а волос чтобы был разного цвета. С веками нашёптанное слово крепло и приносило всё больше пользы  тому, кто в него верит. А те времена без веры да "знаткого" слова трудно было прожить.

На фотографии обережь - тканый пояс.


Рецензии