Мысли о воспитании

МЫСЛИ О ВОСПИТАНИИ

Вопрос о воспитании - формировании подрастающего поколения волновал человечество (и особенно лучшую его часть) всегда. Но периодически этот вопрос вставал особенно остро. И это не случайно, ведь дети – это наше будущее. От того, какими они вырастут, во многом зависит будущее всего человечества. И это вовсе не “громкие слова”, а насущный зов нашего времени. Времени, когда решаются судьбы стран, народов, всего человечества, всей планеты. И все мы, взрослые сознательные люди, должны взять на себя всю меру ответственности за БУДУЩЕЕ. Ведь все-таки, розы редко вырастают САМИ,  без надлежащего ухода. САМИ вырастают только лишь СОРНЯКИ, которые мешают развиваться культурным растениям и потому подлежат прополке.
В связи с этим хочется затронуть некоторые аспекты такого важного и тонкого вопроса, как формирование личности человека, его духовной сущности.
Мысли и размышления на эту тему и предлагаю вниманию читателя.

                *** I ***
Воспитывать  стремление к Красоте во всём.
Учить красоте мыслей, чувств, поступков, отношений.
Учить созиданию красоты в окружающем  пространстве: физическом, ментальном, духовном.
                ***
Наше современное общество, как все мы видим, не обходится без проблем. Одной из которых является нарушение равновесия между духовной и информационной составляющей жизни человека.
Слишком большой поток информации ( причём информации сугубо интеллектуальной, задействующей лишь левое полушарие головного мозга ), обрушивающийся на головы подрастающего поколения, тормозит его духовное созревание, становление личности. Почему тормозит? Отчасти потому, что отбирает энергию у правого полушария, отвечающего за  творческие способности, духовное развитие. Приведём простой пример: что будет, если тренировать гирей только одну руку и, что будет, если давать гармоничную физическую нагрузку всем группам мышц. Вывод ясен!
То же самое происходит и при однобоком воздействии на более тонкие составляющие человеческого существа. Результатом этого является психологический инфантилизм: неумение принимать самостоятельные решения, отсутствие цели в жизни (и в подавляющем большинстве случаев именно Цели-мечты, подразумевающей более возвышенные устремления, чем достижение богатства и успешная карьера).
Трудности, возникающие на пути становления гармоничной личности, ещё более усугубляется ранними половыми связями. Жизненная энергия данная человеку для формирования его духовной и ментальной сферы, не успев утвердиться в них и соответственно их укрепить, утекает в нижние чакры * , при этом истощая  неокрепший физический организм и парализуя его потенции к духовному, нравственному, ментальному развитию. Дети сразу становятся мужчинами и женщинами, минуя прекрасный период юношества, один из наиболее творческих и созидательных периодов в жизни человека, когда закладывается духовный Курс на всю дальнейшую жизнь. Разве это правильно?
Вместо того, что бы внедрять в школе часы по преподаванию безопасного секса, не лучше ли употребить их на занятия, формирующие душу человека? А если говорить о безопасности, о предотвращении ранних беременностей, то начинать нужно прежде всего не с просвещения относительно методов этого процесса и правил пользования противозачаточными средствами, а с ВОСПИТАНИЯ более нравственного, этического отношения к жизни, с воспитания ОТВЕТСТВЕННОСТИ друг перед другом, перед ещё не родившимися детьми, перед самим собой, перед ЖИЗНЬЮ вообще.
К сожалению, мы все слишком сконцентрированы на самих себе и разучились ощущать этот мир как единство Жизни и Бытия **, где всё взаимосвязано, где каждый -- неотъемлемая частица Единого Целого. Следовательно, воспитывая, "созидая", улучшая себя самих, своих детей, мы тем самым УЛУЧШАЕМ этот мир, И не надо сетовать, что мир, дескать, плох, то не так, это не этак. Мы сами своими мыслями, чувствами, поступками его ТАКИМ сделали. И ТЕПЕРЬ, если мы хотим жить в ЛУЧШЕМ мире, желаем ПОДЛИННО лучших условий для своих детей, внуков, вообще мечтаем о лучшем БУДУЩЕМ для нашей СТРАНЫ, для всей нашей ПЛАНЕТЫ, мы должны не откладывая, незамедлительно начать над этим трудиться!
Каким образом? Очень просто – творя КРАСОТУ внутри себя и в окружающем себя мире!  Подавая тем самым своим детям пример ПОДЛИННОЙ жизни. Ведь лучшее воспитание - это примеры жизни, которые видит человек вокруг себя!  А для этого нужно проникнуться ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ и ОЧЕНЬ ЗАХОТЕТЬ этого.
___________________
* Чакры – невидимые простым глазом энергетические центры в теле человека, играющие ведущую роль в духовном развитии человека и оказывающие определённое влияние на его  физический организм.
** Жизнь -  в трактовке автора, это вселенский процесс, Божественный Дар. В матеиальном мире -  это жизнь во всех её проявлениях. А Бытие – это более тонкая, внутренняя, сакральная составляющая жизни; мир мыслей, чувств, переживаний,  духовных устремлений.
*** II ***
Любить детей и "любить" сюсюкать и потакать им -- разные вещи. Если задуматься, то становится видно, что ребёнок нуждается не только в любви, но и в уважении. Уважение, как и многое другое, имеет много аспектов проявления. Но здесь хотелось коснуться только одного из аспектов. А именно: УВАЖЕНИЕ к ребёнку заключается также и в том, чтобы не закрывать ему возможность ВНУТРЕННЕГО РОСТА.
Каким образом эта возможность может быть закрыта? Например, такие проявления родительской любви, как "слепота" относительно недостатков ребёнка, потакание его слабостям, дурным наклонностям, возведение его "на пьедестал", балование, ограждение от проблем, могут перекрыть ему эту возможность. В результате, резко увеличивается шанс воспитать инфантильного эгоиста.
Хотелось бы особо остановиться на пункте "ограждение от проблем". Возможно правильнее было бы не ограждать от проблем, а научить их разрешать, пробуждая в ребёнке его творческие духовные силы, и тем самым приводя его к более правильному пониманию жизни, очищенному от таких негативных моментов как эгоизм ,зависть, жестокость и многие другие, в зависимости от ситуации. Нужно вдохновить ребёнка на победу над трудностями. Необходимо научить его правильно видеть ситуацию. Смотреть на неё /ситуацию/ не с позиций эгоцентризма и собственных болей и выгод, а увидеть её как бы со стороны, принять во внимание все сопутствующие ей условия, и в первую очередь интересы и проблемы других людей.
А сводится все к очень простой истине -- ребенка нужно  учить ЛЮБИТЬ и УВАЖАТЬ. И сделать это можно только лишь подавая ему свой собственный пример. 
 
                *** III ***
Важно лишь то, что мы имеем в своём сердце, в своих помыслах.
Воспитание ПОДЛИННЫМ искусством, ПОДЛИННОЙ красотой.
Утончение мировосприятия. Утончение, возвышение устремлений.
Воспитание важнее образования.
                ***
Люди часто думают о престиже и так называемой успешности жизни, но не думают о самой Жизни.
Что есть Жизнь? Жизнь -- симфония, состоящая из многих нот, аккордов, мелодий и ритмов. И чем больше гармонии в их звучании, тем больше Красоты в жизни. Чем больше утончённости в этих звуках, тем вовышенней и духовней проявления жизни.
В чем же задача жизни каждого человека? В труде по улучшению себя и мира вокруг. В стремлениии войти в гармонию со Вселенской Божественной мелодией. В стремлении стать выразителем ПОДЛИННОЙ Красоты.
Задача воспитания состоит в том, чтобы наилучшим образом выявить и выработать качества, небходимые для этого созвучания.
Многие из нас во чтобы то ни стало хотят дать высшее образование своему ребёнку, и, попросту говоря, начинают "тянуть его за уши". А ему, как личности, для гармоничного проявления в этом мире может быть нужно совсем другое.
 Вообще, образование, как и многие другие жизненные приобретения, приносит ПОДЛИННУЮ пользу для формирования личности и социума, в которой эта личность вращается, только тогда, когда является актом сознательным, творческим. Желаемым не ради престижа, а как потребность души в росте, совершенствовании, в расширении границ  своего сознания. И самое главное - в принесении пользы этому миру, людям. (Об этом, к сожалению, чаще всего вообще не думают.)
 И  посев лишь тогда принесёт обильный урожай, когда ляжет на почву, взрыхлённую самим человеком. Когда победа будет выстрадана, завоёвана СВОИМ трудом, а не "пропихиванием" со стороны мамы и папы.
Не могут все иметь, по разным причинам, высшее образование и так называемую престижную работу. И всем нам нужно учиться и учить получать радость от самого простого труда.
Воспитание – это далеко не только лишь правила поведения, принятые в данном обществе. Это в гораздо большей степени – наука взаимодействия с другими людьми, с разными ситуациями. Это развитие многих позитивных качеств характера, и в первую очередь таких, как умение любить, сострадать, уважать. Это также и выработка навыка умения предвидеть последствия своих поступков, умения управлять своими чувствами и эмоциями. Это и воспитание критического отношения к самому себе и, соответственно, навыки работы над своими недостатками.
Мы мало задумываемся о том мире, в котором живём. Мы больше обращаем внимание на материальное проявление  этого мира и жизни вообще. Но настало время постараться увидеть НЕВИДИМОЕ, те тонкие моменты, которые являются одним из составляющих СУТИ нашего БЫТИЯ. А именно: мы все связаны между собой, мы все части одного Мира, дети одного Отца. И чтобы гармонично взаимодействовать друг с другом и с этим миром, нужно уметь чувствовать ОКРУЖАЮЩЕЕ, иначе – обладать тактом. А чтобы почувствовать, нужно уметь ЛЮБИТЬ (ведь мы чувствуем внутреннее состояние любимого человека). А по-настоящему полюбить человека можно только тогда, когда сможешь отрешиться от самого себя, от своего эго, как бы размыть границу между собой и тем, кого ты любишь. И точно также, как мы должны научиться чувствовать  любимого человека, мы должны учиться чувствовать окружающий нас мир.


Рецензии
Очень понравилась Ваша статья,Леночка!Потерянные духовность и высокая нравственность-две большие составляющие стороны воспитания человека.Ценность этой статьи велика в текущем дне,просто необходима для будущего поколения.Очень рада знакомству с Вами,так и хочется сказать:
Сияет Радостью душа
И я лечу на зов спеша,
Духовность,нравственность и мир,
Любовь и Свет-вот наш кумир!
Целеустремленности и верности Вам,Леночка! С благодарностью и теплом,Ювиния

Ювиния   15.02.2015 12:48     Заявить о нарушении
Огромное спасибо, Ювиния! Очень рада Вашему отклику. У Вас замечательная способность создавать стихотворные экспромты-рецензии. Спасибо за эти чудесные строки! Наступает момент, когда люди должны будут воспринять Высочайшие Духовные Вибрации, посылаемые человечеству Великой Иерархией Света. И утоньчить их вибрации, сделать их более восприимчивыми к подлинной красоте, в большой степени может правильное духовное воспитание. Как говорит Учитель в Записях Е.И.Рерих:во многих детях проявляется духовный Огонь, но мало, кто проносит этот Огонь через всю жизнь.(не цитата, передан лишь смысл) И, как мне думается, не дать этому Огню погаснуть, может тоже самое воспитание.
Ещё раз спасибо! Всегда буду рада диалогу с Вами. Света и Радости Вам, Лена

Елена Гита   27.02.2015 17:41   Заявить о нарушении