19 января - Святое Богоявление. Крещение Господне

                Дорогие читатели, поздравляю вас с Великим Праздником -
                КРЕЩЕНИЕМ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА!

        Празднуя святое Богоявление, перенесемся мысленно в Вифавару, на место, где происходило это событие. На берегу святого Иоанна в одежде из верблюжьего волоса, с поясом кожаным на чреслах своих (Мк.1:6) окружает безчисленное множество народа из Иерусалима, Иудеи и всей страны Иорданской. Крещение Спасителя только что кончено; и очи всех обращены на восходящего от воды Сына Человеческого. Они больше ничего и не видят. Но вслед за Иоанном, остановимся на том, что не всем видимо, — на небо отверзтое, голубя сходяшаго и глас слышанный: «Ты еси Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих!» (Мк.1:11). 
        «Установите взор ваш и не отрывайте внимания вашего от сего дивнаго видения! О! кто даст слову нашему силу, чтоб достойно воспеть славу Бога, в трех ипостасех на Иордане явившагося!» - восклицает святитель Феофане Затворник. (см.http://www.stihi.ru/2016/01/18/10204)

         В Евангелие говорится, что Господь послал Ангела Своего пред лицем Спасителя, чтобы приготовить путь Ему. О каком пути идет речь?
         На этот вопрос игумен Никон (Воробьев) отвечает в своем слове о Богоявлении:   
         «О приготовлении сердец человеческих к принятию Спасителя. Чтобы человек мог верою принять пришедшего на землю Творца мира Господа Иисуса Христа, явившегося во плоти, скрывшего Свое Божество в образе человеческом, нужно было исправить сердце человеческое.
         Для этого и был послан "величайший из рожденных женами" Иоанн Креститель. Еще по его рождении Ангел возвестил об Иоанне Крестителе, что он от чрева матери исполнится Духа Святого. Дальше мы знаем, поскольку родители его были старыми и скоро после рождения сына умерли, так что он с самого детства находился в пустынях, питался травами и диким медом, весь отдался молитве и прославлению Бога. Господь приготовлял его на великий подвиг - обратить сердца ожесточенных, неверующих, погрязших в суету житейскую, к грядущему Спасителю.
       
        Сердце, исполненное лукавства, лжи, злобы, зависти, вражды, неприязни, мстительности, гнева, тщеславия, гордыни, не может принять Господа, не может уверовать в Него. Слово Божие говорит: "В лукавую душу не войдет Премудрость и не будет обитать, - если и вошла, - в сердце, порабощенном греху".
        Слово Божие, святые отцы называют покаяние вторым Крещением.
        Через покаяние нужно было израильский народ подготовить к принятию Спасителя. Иоанн Предтеча и проповедовал покаяние: "Покайтесь, идет вслед за мной Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем".
        Каким был человек во время Иоанна Крестителя, таким же он является и теперь. Та же его душа, таково же его душевное устроение. Поэтому не красноречие или доказательства могут помочь убедить неверующего в том, что Бог есть. Нет, таковому нужно просто сказать: «Если хочешь узнать, есть ли Бог, потрудись и прежде всего покайся, как говорил Иоанн Предтеча. Покайся, очисти себя от грехов, и тогда твоя душа сделается способной принять Евангелие, уверовать в Бога и Господа Иисуса Христа».

        Однако настоящее покаяние невозможно без проверки своей совести учением Евангелия, ибо совесть наша уже настолько огрубела, что почти ничего не чувствует, кроме самых тяжелых грехов и преступлений. Многие угодники Божии утверждали и поныне многие верующие утверждают, что Евангелие не просто книга. Это живое существо, в нем Дух Божий явно пребывает. Как мы, когда говорим что-то, высказываем свои мысли, свое настроение, выражаем самого себя, так и в Евангелии, Господь выразил Себя, Свое учение. Поэтому каждое слово Евангелия есть сила, есть Дух Божий, и оно живо, действенно и вечно.
        Вот почему человеку грешному, человеку осуетившемуся, не очистившему себя покаянием, трудно читать Евангелие, ибо Дух Божий не может войти в грязь и нечистоту, в которых человек не раскаивается.

        Господь, родившись среди навоза, в вертепе, показал тем самым, что Он может придти в самую грешную душу и очистить ее, если душа эта осознает содеянные мерзости, восплачет пред Господом о своей нечистоте, испросит у Него прощения. Но если человек услаждается своей грязью, не кается, то Господь не приходит к нему, и сам человек оказывается не способным читать Евангелие и Слово Божие.
        По мере покаяния и очищения Евангелие становится все дороже и дороже, все больше и больше говорит душе человеческой, все больше и сильнее радует каждое слово Евангелия душу человеческую, потому что Господь, Дух Божий, живет в Евангелии. Он касается души, а душа человеческая нигде не может найти радости, истинной духовной радости, как только в Боге, Который присутствует и говорит в Евангелии.
      
        И если человек не может читать Евангелие, если для него Евангелие совершенно не нужная и не интересная книга, а если с трудом и берет и начинает читать без всякого интереса - это вернейший признак того, что душа человеческая замерла, что она завалена хламом суеты и всякой грязи душевной. Дух Божий не проникает в такую душу, человек остается холодным, мало того, он чувствует тяготу, как всякий грешный человек чувствует тяготу перед святыней. Вот, например, бесноватые, или фанатично неверующие, - они с ненавистью говорят о Боге, о религии, о святыне, потому что диавол противится Духу Божию, возмущается Словом Божиим и не дает им читать Евангелие.
        Поэтому, как во время Иоанна Предтечи, чтобы принять пришедшего Спасителя и веровать в Него, нужно было очистить свою душу покаянием - в противном случае человек был неспособен принять Его, что видим на примере книжников и фарисеев, которые оскорбляли, гнали, клеветали и, наконец, распяли Господа, поскольку не приняли проповеди Иоанна Крестителя, хотя и считали его великим пророком, и в грехах своих не покаялись по ожесточению сердец своих, - так и в наше время.

        Человек и теперь по своим наклонностям и страстям остался тем же самым, что был и при Спасителе. Но нам легче веровать в Господа, чем было во время Иоанна Предтечи. У нас есть Евангелие, у нас есть двухтысячелетняя история христианства, у нас есть миллионы примеров воздействия благодати Божией на человеков...
        Святая Церковь, святые отцы, священники наставляют, напоминают верующим о великом таинстве Крещения, и особенно сегодня, в день празднования Крещения Спасителя нашего Господа Иисуса Христа.
        Господь Сам не нуждался в крещении, но повелел Иоанну Предтече крестить Его, чтобы исполнить всякую правду. Тем самым Господь указал нам на необходимость крещения. Всякий, кто уверует и хочет спастись, каждый христианин, должен сам принять таинство Крещения и своих детей крестить.

        Что же происходит в таинстве Крещения? В нем наступает смерть ветхого, греховного человека. Поэтому, если человек во взрослом состоянии с верою и покаянием принимает таинство Крещения, то прощаются ему и первородный грех, и его собственные грехи. Человек из купели выходит, как Ангел Божий. Есть множество примеров, когда действие таинства Крещения на окружающих и самого крестившегося было очевидным. Иногда крестившийся блистал как солнце, весь он изменялся даже с внешней стороны, а внутри переживал блаженство как в Царствии Божием. Принявший таинство Крещения возрождается Духом Святым, облекается Самим Господом, ибо Господь входит внутрь его сердца. И сегодня мы слышали: "Елицы во Христа Крестистеся, во Христа облекостеся". Это означает, что Господь входит в их сердца.

        Однако, если человек после Крещения будет жить не по-христиански, а по-язычески, оскорбляя Господа всякими грехами и не каясь, в них, если не будет очищать душу свою от грехов, он окажется подобен некрещенному. Вот почему часто слышим со стороны неверующих: "Вот вы - верующие, крещенные, а вы хуже нас". Так и Слово Божие говорит: вами, христианами, хулится имя Божие, ибо вы живете хуже, чем язычники.
        Господь дал свободу человеку, и он может идти или к Богу, или к диаволу. Третьего пути нет. Нет среднего состояния. Поэтому мы, христиане, должны идти к Богу, стремиться к Нему, веровать Ему, принимать таинства, исполнять заповеди Божии, а если что не исполнили, то сознавать это и не оправдываться, а оплакивать свои грехи пред Ним, просить прощения, чтобы Он милосердный Господь простил и очистил нашу душу. Кто же сознательно грешит, оправдывается в своих грехах, не кается в них, тот противится Господу, делается врагом Божиим и идет к диаволу.

         Без таинства Крещения человек не может войти в Царствие Божие. "Аще, говорит Господь, - кто не родится водою и Духом, не может войти в Царствие Божие". Вот почему враг нашего спасения, диавол, так воюет против таинства Крещения, всячески старается умалить его значение, препятствует его совершению.
         Чтобы переплыть море, нужен корабль, - вплавь море не переплывешь. Чтобы переплыть море житейское и достигнуть Царствия Божия, нужно войти в церковный корабль, войти в Церковь, ибо только на корабле церковном можно переплыть бурное житейское море и достигнуть Царствия Божия. Войти же в Церковь можно только через таинство Крещения.
 
        И если человек, став членом Церкви, продолжает по немощи впадать в грех, но все же стремится к Господу, кается, то хотя своими грехами он и отпадает от Церкви, однако при искреннем раскаянии очищается и вновь соединяется с Церковью. Так при исповеди священник читает молитву: "Примири этого грешника и соедини Святой Твоей Церкви", а затем читает разрешительную молитву и разрешает его от грехов.
        Всеми средствами Господь старается спасти каждого человека, потому и "радость бывает на небе об одном грешнике кающемся". Всяческая помощь и от Господа, и от угодников Божиих, и от Ангелов приходит тому человеку, который искренне всеми силами старается угодить Господу, исполнить Его Святые заповеди и кается в каждом своем грехе. Пусть не много человек знает о вере, пусть он мало верующий, пусть он сомневается, но пусть он свои сомнения скажет Господу: "Господи, верую, хочу веровать, но помоги моему неверию. Неверие терзает мою душу. Господи, верую, но и сомневаюсь, будь милостив, помоги мне. Господи, даруй и мне принять таинство Крещения и войти в Церковь Христову!"».

        «В Своем Крещении, - продолжает архимандрит Таврион (Батозский), - Господь наш Иисус Христос крестил всех нас и вывел нас из греха. Он крестился, чтобы для нас освятить воду, освятить естество для того, чтобы мы возрождались для новой жизни.
        Смысл Крещения состоит в том, что человек, веруя в Бога, приходит, чтобы вступить, в общество верующих, в Церковь Божию. А для этого он должен войти в дверь. Вот эта дверь, вводящая нас в Церковь Божию, в Царство Божье, вводящая нас в те великие блага и достоинства, которые принес нам Сын Божий, и есть Крещение. Поэтому человек крестится.
        Когда он крестился, он уже сын Божий по благодати. Человек выходит из купели новый, невинный, святой. Для того, чтобы сохранить и эту крещенскую силу, мы говорим: «Если со Христом крестимся, то со Христом должны быть и распяты. Если со Христом умрем, то со Христом и воскреснем».

        В таинстве Крещения мы становимся детьми Божиими по благодати, мы вступаем на это поприще, чтобы реально быть детьми Божиими. Пойдемте за Христом! А куда, Господи? На Голгофу! А зачем? Затем, чтобы вместе со Мною распяться, вместе со Мною умереть.
        Почему ребенка или взрослого при крещении погружают в воду? А для того, чтобы вся жизнь его была такой, чтобы он готов был со Христом распинаться и со Христом умирать. Вот тогда это усыновление, Божия святость, которые человек принял при Крещении, будут с ним – когда он сораспинается Христу.
        А когда ты распят, скажи, будет ли у тебя суета? Будет ли мелочность в твоей жизни? Будет ли у тебя неверие, если ты со Христом распят на кресте, если ты умираешь со Христом? Какая великая честь, сколько великого достоинства, геройства, красоты! Вот тут-то и сила!

        И не обманывайтесь: другого пути к тому, чтобы человек вернул себе достоинство и получил святость, нет – кроме только сораспятия Христу. А вы думали как? Крестились – и все? Вот ведь иногда говорят: «Окрестили, а мы и не помним даже, как крестили». А уж о том, что ты крестился в Крест Христов, в Смерть Христову, ты и вовсе не думаешь, поэтому у тебя и жизнь такая жуткая, страшная, бестолковая, смрадная. Грызет тебя твоя жизнь. И как только ты можешь называть себя христианином?
        Крестившись, мы должны жить так, как Господь указывает, а не так, как говорит наш лживый испорченный разум и наше искаженное, полное всяких грехов, сердце, которое подсказывает: живи как знаешь. Господь вводит нас в Царствие Божие, Господь требует, чтобы мы шли тем путем, какой Он указывает. А путь этот - изучение Евангельских заповедей, заповедей Божиих, жизнь по этим заповедям, покаяние, молитва ко Господу, чтобы Он не оставил нас, а имиже весть судьбами: скорбями ли, болезнями ли, благополучием, - но спас нас, не лишил нас Царствия Божия.

        Нет другого пути войти в Царствие Божие, как только деланием заповедей. Но так как мы их постоянно нарушаем, то лишь глубоким, искренним, от всего сердца, покаянием можем мы открыть себе двери рая. Каждый из опыта своей жизни знает, когда мы с кем-либо поссоримся: с домашними ли, с детьми или с соседями, то как можем примириться, восстановить добрые отношения, как утишить тяготу сердечную, ту тяготу, которая всегда бывает при всех раздорах? 
        Это возможно только в том случае, если мы смиримся и скажем от всей души тому человеку: «прости меня, сознаю, что я виновен, грешен». И если мы искренно это говорим, а не языком только, то другой человек почувствует и также искренне простит и таким образом водворится мир между людьми.
        Также водворится мир между грешным человеком и Богом, когда человек осознает свои грехи, восплачется пред Господом, станет умолять Его: "Господи, прости меня, будь милостив мне грешному".
        Прибегнем же к этому всемогущему средству, которое дал нам Милосердный Господь, сознаем свои грехи, припадем пред Ним, будем плакать и умолять Его: "Боже, милостив будь мне грешному, прости нас и сподоби нас войти в Царствие Твое».

        Братья и сестры, сколько же Господь дает нам благодати, благодатных средств! Так почему ты, человек, не хочешь здесь, на земле, восчувствовать в себе эту святость Божию? Почему не хочешь быть сыном Божиим по благодати, не хочешь сделать добро себе и другим? Внимательно посмотри на самого себя, на свои поступки, на пройденный путь. Теперь посмотри на слово Божие, на историю человечества. Что, ты правду в людях нашел? В жизни своей ты правду-то нашел? На что ты уповаешь? Ведь всюду неправда, везде смерть, всюду зло. Ты должен быть сыном Божиим по благодати, быть «светом мира и солью земли» – вот твое предназначение! Тогда ты и будешь святым. Проси Царство Божие, и Господь разве тебя оставит?

        Господь никому ничего не навязывает. Божественная красота, благодать, святость, божественность – все это в нашем существе. Но все это – при участии нашей доброй, свободной воли. Ведь мы по образу Божию созданы разумными, свободными, безсмертными. Так вот, человек, пользуйся разумом, свободой и безсмертием.

        А ты делаешь все, чтобы это уничтожить. И у людей даже нет такого пера, чтобы описать все жуткости вашей жизни и раскрыть, почему вы так живете. Вот на исповеди мимоходом, частично что-нибудь скажете, чем-то поделитесь, а то, что действительно гниете, гнусность свою – не видите.
        «Блюдите убо, братие, како опасно ходите! – предупреждает нас святитель Феофан Затворник. - Не поражают ли иногда обольстительно слух наш обманчивые клики врагов нашего спасения? Суемудрие глашает: «Ко мне идите, у меня свет». Но у него не свет, а только призрак света, и те, кои слушают его, нарицают свет тмою и тму светом.
        Мир зовет: «Ко мне идите, я дам вам мир!» Но у него не мир, а призрак мира, и увлеченные им, поздно уже обличив ложь, укорно осуждают его говоря: «Мир! мир! и где есть мир?»
        Князь мира обещает простор и жизнь, и силу и довольство. Но у него нет ни силы, ни свободы, ни довольства, а только призрак их – и обольщенные им имя только имеют, что живы, свободны и довольны, а на деле уморенные, томимые лишениями рабы.
 
        Поспешите, братия, стяжать навык к различению всего этого при свете Богоявления и не увлечетесь тем, что именуется только светом, и миром, и силою, а не есть, но паче устремитесь к Тому, Иже есть путь, истина и живот, правда же, и освящение, и избавление.

        Церковь Божия как любящая мать, просит, умоляет вас примириться с Богом. Какое назначение Церкви Божией? Апостол Павел пишет: «Нас Бог послал просить, умолять вас, чтобы вы примирились с Богом». Послал Господь апостолов, дал им благодать для того, чтобы людей спасать, убеждать, умолять их: «Дорогие, Отец Небесный просит вас, примиритесь же с Ним».
        Почему? Потому что Он знает, что из себя представляет грех, как тяжко человеку жить в грехах, как мучает он человека, как извращает, как тиранит его. Казалось бы, нам, грешникам, самим надо каяться, – а тут наш Отец Небесный просит, умоляет: «Дорогие мои, миленькие мои, примиритесь со Мной». Так вот, нам следует заняться сознательно собою и справедливо посмотреть на себя и на все окружающее нас.

        Если так будем поступать, то Господь и нам скажет, как тому разбойнику на кресте, при кончине нашей: «Со Мной будешь в раю». А если не хотите жить правдой, ну, так жутко и живите.
        А пробудится правда – в момент все по-новому будет. Ведь разбойник (и ему подобные) своими преступлениями мир сделал тлетворным, но он же удостоился Царства Небесного, да еще и в пример нам всем, всему человечеству, ставится! Вот как люди спасались! Возгревайте в себе эти драгоценные вещи, братья и сестры, правду ищите!»

         СЛАВА ТЕБЕ, СЫНЕ БОЖИЙ, ВО ИОРДАНЕ КРЕСТИВЫЙСЯ И ВЕСЬ МИР ПРОСВЕЩЕЙ, СЛАВА ТЕБЕ.

        Тропарь, глас 1:
        Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение, Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, Возлюбленного Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

        Кондак, глас 4:
        Явился еси днесь вселенней,и свет Твой, Господи, знаменася на нас,в разуме поющих Тя:пришел еси, и явился еси, Свет Неприступный.

        Величание:
        Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию Крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

        Задостойник, глас 2
        Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу.
        Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице; обаче Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу: Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем.

              СЛАВА, ГОСПОДИ, СВЯТОМУ БОГОЯВЛЕНИЮ ТВОЕМУ.


        Составлено по материалам выступлений святителя Феофана Затворника,
игумена Никона (Воробьева), архимандрита Тавриона (Батозского):
http://www.pravoslavie.ru/put/50991.htm
http://azbyka.ru/propovedi/na-kreshhenie-gospodne.shtml
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/
nikon_v/sermons/12.html
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/
nikon_v/sermons/13.html
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/
nikon_v/sermons/14.html


Рецензии
Замечательная статья!
Спаси ХРИСТОС!
СЛАВА, ГОСПОДИ, СВЯТОМУ БОГОЯВЛЕНИЮ ТВОЕМУ.

С любовью,

Нина Богданова   18.01.2023 19:53     Заявить о нарушении
С ПРАЗДНИКОМ, Ниночка!
Храни тебя Господь и близких.

Галина Николаевна Николаева   19.01.2023 12:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.