О принципе ведения хозяйства на этапе глобализма

    Краткое определение глобализма ( см.популярный очерк "Глобализм"), основные черты явления, особенности, характер происходящих процессов, его историческое место обосновывались анализом среза социально-экономических связей сложившихся в буржуазных обществах стран «золотого миллиарда» ( они же страны: ядра, Запада, постиндустриальных обществ, первого мира, успешные, истинной демократии, богоданные и др.). В этой связи было бы целесообразно кратко рассмотреть, как  конкретный ход развития истории, интенсивность тех или иных тенденций, накладывались  на  действия экономических законов (они объективны) – ускоряя или замедляя экономический и социальных прогресс в рамках империалистической стадии. Имею в виду не деятельность  политиков,   вносящих зигзаги в историю, а именно естественные процессы вытекающие из знаковых событий.

     Первым таким событием стала Великая Октябрьская социалистическая революция 1917года, ставшая не только началом отсчета развития коммунистической формации, но и   поставившая главной целью  буржуазного государства   сохранение существования капитализма. Кризис капитализма стал системным, а кризис в обществе  объективно  ведет к  усилению роли государства в разрешении социально-экономических вопросов. Вторым таким событием стал мировой экономический кризис (Великая депрессия) 1929 – 33г.г. который наложившись на системный поставил экономики ведущих капиталистических стран  на грань хозяйственной катастрофы и от которой они были спасены переходом к планированию рынка ( этап планирования рынка).

     В США, к примеру, государство воздействовало («Новый курс» Рузвельта) на банки и концерны, на кредитную систему. В Италии фашистским правительством была создана система государственного участия в основных отраслях промышленности и крупных банках. В нацистской Германии  государство милитаризировало экономику, усилило контроль над хозяйством, принудительно вело картелирование. Милитаризация ограничила производство товаров мирного потребления а рыночную систему распределения дефицитных сырья, материалов, оборудования заменила централизованной. Государство стремилось регулировать производство, ввело прямой контроль над внешней торговлей.

     Третьим знаковым событием стала  2-я мировая война 1939—45г.г. развившая принцип планирования рынка как форму ведения хозяйства на втором этапе империализма до его апогея. Крупные правительственные капиталовложения в промышленность, передача частным монополиям права на эксплуатацию государственных предприятий, предоставление  займов, налоговые льготы монополистам, привело к переплетению государственного аппарата с монополистическими группами буржуазии, сложилась экономическая база, как предпосылка,  ведения хозяйства на принципе планирования и управления экономики государством (этап глобализма). Сам этап глобализма, его принцип ведения хозяйства, есть ничто иное как отражение приспособления капитализма к условиям действия  трех основных послевоенных факторов: становления мировой системы социализма (кто - кого), распада колониальной системы, бурного развития научно – технической революции с ее магистральным ручьем научно - техническим прогрессом.

     Что мы понимаем под планированием? В общем, и наиболее простом виде, планирование есть целенаправленный комплекс практической деятельности по достижению поставленной цели.  А целью, ради которой существует капитал, целью, ради которой капитал пойдет на любые преступления  было и остается получение прибыли.. А вот управление, игнорируя определение Википедии, есть предвидение результатов планируемых действий. Остается выяснить почему государство призвано, и насколько это объективно, планировать и управлять   экономикой на третьем этапе империалистической стадии.

     Государство, согласно всем современным теориям, есть монополия на  легитимное применение силы. Учитывая, что  буржуазное общество имеет ярко выраженный классовый характер то и государство, в первую очередь, есть инструмент подавления одного класса другим. Второй монополией государства является сбор налогов с устранением всякого конкурента при помощи армии  и полиции. Дополнительной монополией государства может считаться обеспечение свободы слова если это выгодно господствующему классу. Функции государства будут видны из  материала рассматриваемой темы.

      Экономическая значимость государства в той или иной стране определяется долей национального дохода, сосредоточенного «в руках» государства. Вот данные для некоторых стран «золотого миллиарда».

               Доля государства в ВВП за 1913 и 1998гг в %.
               1913г (этап свободного рынка)      1998г (этап глобализма)
Франция                17,0                54,3
Италия                11,1                49,1
Германия               14,8                46,9
Великобритания         12,7                40,2
Япония                8,3                36,9      
США                7,3                32,8   
Источник:Мировая экономика и международные отношения.– 2001.– № 1.– С. 11.

           Следует также учесть, что доля государства концентрируется в определенных отраслях народного хозяйства влияющих на создание среды благоприятной для развития частного капитала. Так, в Италии государство сконцентрировало свои капиталы в отраслях черной промышленности, электротехнической, судостроении. США – почта, железные дороги, электроэнергетика. Доля государства в подобных отраслях достигает 70 процентов. Государство может ограничивать импорт и стимулировать экспорт ( экономическая политика). 

                Государство предоставляет и гарантирует займы, обеспечивает образование и здравоохранение. Выполнение этого крайне неполного перечня функций, сила и величина капитала объективно дают право государству  планировать  и управлять экономикой страны в интересах властвующего класса. И наконец вмешательство государства в экономику вызвано также стремлением власть имущих смягчить неэффективность и «несправедливость», связанные с функционированием рыночной экономики. Так, к примеру,  на долю 1 процента наиболее богатого населения США в 1975г. приходилось 8 процентов общего дохода населения, в 1999 г. уже 17 процентов, а в 2005г. – 21,2 процента. Это и есть ответ на вопрос - кому выгодна  реализация глобализма короткое определение которого есть форма диктатуры буржуазии стран «золотого миллиарда» призванная нанести поражение социализму и способствующего сосредоточению усилий по завоеванию, удержанию и расширению мировых рынков вложения капиталов, сырья и сбыта товаров.

       К позаимствованному у социализма планированию, названного директивным и на которое повесили всех собак, используемое для условий рыночной экономики, названное индикативным, имеется разные подходы:

- первый подход представляет собой макроэкономическое планирование, основанное на сочетании частного и государственного секторов экономики при доминировании государственного сектора. Это формирование  параметров-индикаторов и системы мер госвоздействия на  социальные  экономические процессы с целью их достижения (КНР). Китайцы считают планирование индикативным но специалисты сомневаются, к тому же Китай не является страной Запада;

 - второй подход основан на том, что государство разрабатывает планы экономического развития всего народного хозяйства, включая частный сектор, устанавливает конкретные хозяйственные программы, включая макроэкономические параметры и обеспеченные ресурсами структурные показатели. (Япония);

- третий подход, включает в себя ориентирующие показатели – контрольные цифры, имеющие информационное значение для предприятий, отраслей и регионов, а также директивные показатели в форме государственных заказов и экономических регуляторов, включая цены, налоги, процентные ставки, экономические нормативы.(Большинство стран);

        - четвертый подход предполагает согласование параметров деятельности центральных органов, регионов и предприятий в процессе самостоятельной разработки каждым из них своих планов. (Франция).

В настоящее время   выделяют три модели госсектора: западноевропейская (Португалия, Франция и другие страны), североамериканская (США, Канада) и азиатская (Япония). Западноевропейская  модель  щедро финансируется и поэтому высокоэффективна.  Североамериканской модели свойственно недофинансирование, низкая эффективность, недоразвитость. Обеим моделям присуща четкая грань между частным бизнесом и государством. Для азиатской модели государство оказывает существенную финансовую и организационную поддержку но сам госсектор небольшой  а  грань между бизнесами  малоразличима.

     Главным рыночным механизмом управления экономикой ( как правило не упоминаемым в публикациях экономической тематики) стран «золотого миллиарда»  является ценообразование. Механизм единый для каждой страны: охватывает все отрасли народного хозяйства страны независимо от форм собственности. Каждая страна Запада имеет свой перечень отраслей для которых государство регулирует цены. Наиболее совершенный механизм регулирования цен создан в Японии: регулирование цен ведется государством по 200 отраслям (на начало 21 века). Посмотрим какими  экономическими законами руководствуется  государство ( это может быть комиссия в составе руководителя правительства и    министров - экономистов) при регулировании цен:

  - законом стоимости. Это основной закон согласно которому   цена товара (превращенная форма стоимости) состоит их стоимости сырья, амортизации машин, стоимости рабочей силы и  прибыли в которой заинтересованы все за исключением рабочего: собственник, государство, бюджет, пенсионный фонд и др.Закон регулирует пропорции общественного производства, стимулирует развитие экономических ресурсов, обуславливает обогащение одних и разорение других;

  - закон ограничения нормы прибыли. Норма прибыли есть процентное отношение прибыли к авансированной стоимости на изготовление товара. Для Европы максимальная норма прибыли не может быть выше 21 процента. В 2011году средняя норма прибыли в торговле составила 15 процентов;

  - закон научно-технического прогресса. Эффективно использовался в Японии и Германии. Суть использования: через каждые несколько лет снижается потолок нормы прибыли, что стимулирует производство к выпуску новой более качественной и более совершенной продукции;

  - закон нормы эксплуатации. Закон регулирует уровень заработной платы в стране. Отклонение от установленной нормы в ту или иную сторону есть признаком  банкротства. Закон регулирует ценообразование относительно других стран. К примеру в 1988году наметилось отставание промышленности США от Японии в области научно-технического прогресса. Сенат США  незамедлительно поднял почасовую зарплату с 3,37 долл. до 5,34 долл. Доля зарплаты в стоимости товара выросла до 70 процентов а уровень эксплуатации снизился к 0,2. Это потребовало от производственников внедрять новейшие технологии и соответственно поднять уровень конкурентоспособности, Сегодня доля зарплаты в себестоимости продукции стран Запада равна 58 – 75%, РФ -20 - 25%, Украина - 6%;

  - закон приватизации, закон эффективного использования основных фондов. Интересный закон, к примеру, в использовании земель. В США 30% земель передано сельскохозяйственным ассоциациям, 40 - обрабатывают кооперативы и только 30 – фермеры. На 100долл. основных фондов выработано продукции: фермеры-15долл., кооперативы 19, ассоциации – 37долл. Комментировать излишне.
 Как правило в каждой стране «золотого миллиарда» государством регулируется таможенная политика в зависимости от состояния мировой экономики и состояния своей.

     Разные подходы к планированию, размытость моделей государственных секторов экономики и существенный разброс их долей в хозяйстве стран «золотого миллиарда», конкурентная борьба  между секторами экономики разных форм собственности и между самими странами Запада, разный уровень социальной защищенности  населения стран ядра (созданной ему за социальный мир и право буржуазии выступать от его имени),   скрадывает то основное и основополагающее, что объединяет буржуазию успешных стран в криминальное сообщество по ограблению планеты: перераспределение вновь созданного прибавочного продукта третьим миром (Россия и Украина не избежали этой участи) в своих интересах.

     Этого не поняла либеральная властная экономическая и политическая элиты РФ, не поняла, что  капитал России находится на одной ступени лестницы социально-экономического развития, а капиталы стран «золотого миллиарда» компактно на другой и более высокой. К тому же на этой более высокой ступени развития, носящей название этап глобализма, существует как общий интерес так и интернационализм капиталов, что и проявилось событием поддержки наложения «санкций» на экономику РФ. Инициатором диктата к сдаче национальных интересов РФ выступил  Нобелевский лауреат премии мира, а по совместительству застрельщик военных конфликтов на планете, президент США Барак Обама. Поддержали инициативу (другого и быть не могло) все страны истинной демократии. А повод нашелся – Украина.

     И не столь важно – какую скрипку играет в делах Украины Россия, она была и будет виновата во всех прегрешениях по той простой причине, что владеет (независимо от формы организации труда – социализм у нее там, или капитализм) несметными богатствами: гигантские объемы полезных ископаемых всей таблицы Менделеева, водные ресурсы, поля и леса, дешевая но квалифицированная рабочая сила    которые так необходимы глобализму в его бескомпромиссной борьбе с коммунистической формацией, столетний юбилей которой  через пару лет.

                Владимир Троян


Рецензии